Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Философское учение о ценностях.




(занятие с элементами групповой дискуссии)

1. Понятие и виды ценностей, ценностной ориентации в философии.

2. Мировоззренческие основания ценностной культуры античности.

3. Средневековая ценностная парадигма: ценностные приоритеты и их критерии.

4. Новоевропейская ценностная парадигма: ее философские основания. Дискуссия на тему: «Насколько актуальны ли этические положения философского учения И. Канта в современных условиях? (Ее предметные аспекты: 1) Что такое добрая воля? Автономия и гетерономия воли; 2) Долг и склонность как противоположные принципы поступков; 3) Что такое императив? Гипотетический и категорический императивы; 4) Основание всеобщности моральных законов).

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

Подготовка по первому, второму и третьему вопросам предполагает проработку материалов соответствующей темы курса лекций с использованием конспекта, разделов учебных пособий и специальных публикаций.

Четвертый вопрос требует фрагментарного знакомства как с текстом ключевой для этой темы работы И. Канта «Основоположения метафизики нравов», так и с наиболее значимыми публикациями, рассматривающими возможности использования кантовских императивных положений в современных условиях. Изучая первоисточник, следует обратить внимание на термины, которыми пользуется философ. Выписывая их, необходимо попытаться прокомментировать определения таких понятий как «добрая воля», «долг», «склонность», «практический разум», «автономия воли», «гетерономия воли», «категорический императив», «гипотетический императив», «максима», «моральный закон». Выписывая различные формулировки категорического императива, важно подготовиться к интерпретациям их смысла. В частности, объясните высказывание И. Канта: «И нельзя было бы придумать для нравственности ничего хуже, чем если бы хотели вывести ее из примеров». О какой важнейшей характеристике морали говорит мыслитель? Подготовьтесь к моделированию ситуаций, служащих конкретными примерами основных положений этической теории И. Канта. Подытоживая свои выступления, студенты должны аргументировать свою позицию ответом на вопрос: «Чему учит наших современников эта теория?». 

Базовые публикации:

Кант И. Собр. соч. в 8 тт.; Т. 4. Основоположения метафизики нравов. – М.: Чоро, 1994. – С. 161-220.

Кант И. Основоположения метафизики нравов. – URL: http://www.biblioclub.ru/7038_ Osnovopolozheniya_metafiziki_nravov.html

Дополнительная литература:

Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии ХХ века (очерк истории) //Вестник МГУ. – Сер. 7. Философия. – 1994. – № 4. – С. 34-37.

Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.

Бакиров В.С. Ценностное сознание. – К.: Вища школа, 1988.

Белов А.В. Культура глазами философов-органицистов: монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – 180 с.

Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность /Типы религиозной мысли в России. Собр. соч. – Париж: YMCA-Press. – 1989. – T. III.

Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) //Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–42.

Бурмистров В.А. Место и роль правовой культуры в становлении правового государства. – Симферополь: Таврида, 1996. – 188 с.

Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997.

Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна //Философская и социологическая мысль. – 1995. – № 5-6.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М.: Политиздат, 1991.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации //Квинтэссенция. – М., 1992.

Неновски Н. Право и ценности. – М.: Прогресс, 1987.

Пигалев А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). – Волгоград: Изд-во ВГУ, 2001. – 464 с.

Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М.: Наука, 1992. – 212 с.

Столович  Л.Н. Об общечеловеческих ценностях //Вопросы философии. – 2004. – № 7. – С. 86-97.

Суханцева В.К. Метафизика культуры. – Киев: Факт, 2006. – 368 с.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – 512 с.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.: Республика, 2001. – 719 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...