Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Философия о сущности и существовании человека




(занятие с элементами анализа конкретных ситуаций)

1.  Антропологическая проблематика в классической философии. Основные подходы к определению сущности человека в эпохи античности, средних веков и Нового времени.

2.  Основные неклассические концепции человека: марксистская (объективистская), волюнтаристская и экзистенциалистская (субъективистская), феноменологическая (интерсубъективистская).

3.  Философское содержание понятий «смысл жизни», «цель жизни». Оптимистические варианты решения проблемы смысла жизни в философии (натуралистические, социальные, религиозные).

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос плана занятия следует вернуться к осмыслению, во-первых, основных положений мудрецов античности (в частности: Лао-цзы, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля) о сущности и предназначении человека, а, во-вторых, сравнить их с религиозно-философскими представлениями о статусе человека. В-третьих, необходимо подыскать значимые примеры новоевропейской аргументации, характеризующие рациональный подход к изучению человека (например: взгляды английских (Дж. Локк) и французских просветителей (К. Гельвеций), представителей школы немецкой классической философии (И. Кант).

Для подготовки ответа на второй вопрос важно, опираясь на примеры высказываний представителей различных школ неклассической философии (в частности: марксистской, школы «философии жизни», экзистенциалистов и феноменологов), проанализировать различные варианты определения сущностных качеств человека: рационалистические и иррационалистические, с тем, чтобы понять всю «гамму» современных представлений о человеке и подготовить в тезисном выражении обоснование собственного отношения к тому или иному варианту их интерпретации. 

Для ответа на третий вопрос потребуется на основе изучения конспекта лекции или соответствующих разделов учебника сопоставить классический гуманизм, зародившийся в эпоху Возрождения, и неклассический гуманизм экзистенциалистов XX столетия, выявить их принципиальные различия. А для подготовки развернутых ответов, претендующих на оценки «хорошо» и «отлично», необходимо ознакомиться с текстом работы С.Л. Франка или монографии Л.Н. Когана и на основании анализа отдельных фрагментов текста этих источников составить сравнительную характеристику определения ими понятия «смысл жизни», перечислив его существенные признаки. Это позволит участвовать в дискуссии на тему, обозначенную С.Л.Франком: «Только религия может дать ответ на вопрос о смысле жизни».

Базовые публикации:

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.

Смысл жизни: Антология /Общ. ред. Н.К.Гаврюшина. – М.:Прогресс-Культура, 1994. – 580 с.

Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. – URL: http://psylib.org.ua/books/frans.

Дополнительная литература:

Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Изд. центр. РГГУ, 2000. – 1008 с.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Больнов О. Философия экзистенциализма. – СПб., 1999.

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Востока. – М.: Наука, 1986. – 236 с.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. – М., 1998.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.:Гардарики,1999.–520 с.

Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и воспитании. – М.,1938. – 182 с.

Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320 с.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /Пер. с фр. – М., 1990.

Кант И. Метафизика нравов / Пер. С.Я. Шейнман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьян. – М.: Чоро, 1994– .– (Кант И. Сочинения: в 8 т.). – Т. 6, ч. 1. – С. 224–412.

Маритен Ж. Человек и государство /Пер. с англ. Т. Лифинцевой. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 196 с.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – URL: http://bookmate.com/books.

Торгашев Г.А. Основы философии: курс лекций. – М.: РАП, 2007. – 377 с.

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2004. – С. 569-595.

Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. – М.: Хранитель, 2007. – 382 с.

Шефель С.В., Шилин К.И. Сотворение человека будущего: экософские основания. – М.: ГУП Изд-во “Нефть и газ” РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. – 328 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...