Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7. Человек как субъект познания.
Ключевые слова предыдущих тем: 1. Наука; 2. Предмет; 3. Личность; 4. Природа и психика (психика в природе); 5. Индивид и общество; 6. Личность в деятельности. Эта тема будет коротким введением в третий раздел. Грубо, немножко упрощенно разделяют общую психологию личности и субъекта познания. А вот человека разумного, исследователе познающем мир мы пока не говорили отдельно. Главное состоит в том, что начиная примерно с конца 40-х, затем в 50-е, а название оформилось в 60-е появилось направление, которое так и называется по-русски познавательная, а с английского «когнитивная психология». Мы знаем классическую психологию сознания, психоанализ, гуманистическую психологию. А в этой теме познакомимся с когнитивной психологией. Можно заметить, что когнитивная психология возникает одновременно с гуманистической – психологией развивающейся личности, которой уже нельзя не доверять. Классическая психология Вундта, Титченера XIX в. была такой, что испытуемому было необходимо доверять. Не доверяешь субъективному отчету – не можешь строить психологию. Потом на смену классике пришли психоанализ, бихевиоризм, которые не доверяли своему субъекту, словам испытуемого. Мало ли что говорит испытуемый, надо смотреть что он делает, психоаналитику важно какие мотивы. А в гуманистической психологии испытуемые уже такие, которым уже нельзя не доверять, которые безусловно развиваются как личности. И как бы в дополнение к гуманистической психологии возникает психология когнитивная. Общие психологи должны понимать, что эти два направления психологии дополняют друг друга. Гуманистическая психология безусловно доверяет своему субъекту, а когнитивная – проверяет даже то, что очевидно. Скажем, любой знает, что если закрыть глаза на сетчатке остается след. Или в темной комнате выключил ТВ, какое-то время на экране что-то осталось. Послеобраз, сенсорный регистр[266]. Каждый из нас видит очевидный послеобраз и этот послеобраз содержит всю информацию об объекте. А приходит когнитивный психолог и просит доказать, что это так. На экране дисплея предъявили 12 букв и короткое время субъект видит их все. Просят его отчитаться об этом. Все 12 он никогда не перечислит, только 4-5. Очевидный факт, но когнитивисты его специально доказывают. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |