Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй вопрос. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).




Как осуществляется деятельность? Структура: деятельность направляется мотивом. Любая деятельность имеет несколько мотивов, она полимотивирована, но мы условно выделяем только один. Деятельность можно назвать особенной или предметно-специфической. Составляющей любую деятельность является действие, которое подчинено сознательной цели. Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Определение деятельности (строго по Леонтьеву) – это молярная ( целостная) неаддитивная единица жизни. У Уотсона поведение было молекулярное, у Толмена молярное. Деятельность не сводится к сумме действий. Деятельность не цепочка отдельных действий. Чтобы придти в аудиторию каждый проделал множество действий. Сколько не складывай отдельные действия с действиями – не получишь в сумме мотива.

Действие – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Некий результат должен быть достигнут раз так, значит это объективное требование. Представление о результате и есть сознательная цель. Действие суть процесс подчиненный сознательной цели. Остаётся главное – что же это за процессы, которые включает в себя действие? Вот человек построил план. Начинает достигать цели и сталкивается с определенными условиями. Цель, достигаемая в условиях, на  зывается Леонтьевым задачей. В задаче можно выделить объективную и субъективную психологическую структуры. По объективной структуре можно сказать, что любая задача включает в себя требование и условие (в качестве примера любая математическая задача). Если требование сразу понятно субъекту, то это сразу же станет субъективной целью. А если не ясно (например, в случае задаче с 6 спичками), то стрелочка от требований к целями становится процессом целеобразования, то есть преобразования требования в субъективную цель. Это также называют процессом понимания задачи, представления задачи. Когда представление задачи достигло ясности, начинается другой процесс – поиска средств. Очевидно, что понять задачу по сути дела означает её решить, если задача творческая. Задачка про семь колец. В итоге, действие – это процесс решения задачи, включающий в себя процессы целеобразования и процессы поиска средств. Операция – это способ достижения цели, зависящий от условий.

Даже у коллекционирования есть свой источник врожденный[250]. Источник новых мотивов находится в структуре самой деятельности. Где именно? На уровне действий. Смена ведущей деятельности или от игры к учению, цель обретает функции мотива. Если есть ведущие мотивы, значит есть и ведущие деятельности. Пример второй возникновение аномальных потребностей или сдвиг мотива на цель. Пример 1: смена ведущей деятельности или от игры к учению; цель обретает функции мотива. В возрастной психологии выделяют ведущие деятельности. Д.Б.Эльконин выделяет таким образом младенчество [251]– эмоциональное общение с матерью, раннее детстве – манипуляции с предметами, старшее дошкольное детство – сюжетно-ролевая игра, младший школьник[252] – учение[253]. Смена ведущей деятельности – это кризис[254]. Дошкольник учится общаться, например в играх. Действия это например пошив какого-то наряда или обучение правилам общения. Главное, что среди них обязательно будут учебные. Во время поступления в школу с участием взрослого то что было целью ребенка обретает силу мотива. Учиться ради самого процесса учения. А игра исчезла, поменяла место. Деятельностью стало учение, а игра на место действий.

Пример 2: возникновение аномальных потребностей или сдвиг мотива на цель. Этот механизм очень хорошо может быть показан на примере не любых, а негативных потребностей. Скажем, зависимость от алкоголя. Интересно художественное произведение. «Джон ячменное зерно» Д.Лондона. Писатель явно страдает зависимостью, для него это деятельность и соответствующие поступки наполняются смыслом. Например, сколько страниц написать с утра прежде чем позволить себя каплю спиртного. Юношей человек рано ушёл из дома и стал работать в порту. Его мотив адлеровский – занять полноценное место в обществе. Чтобы стать своим парнем в порту надо выполнять ряд действий (тренироваться, таскать мешки, драться, напиваться). По видимому сдвиг мотива на цель произошёл потому, что тот первый мотив самоутверждения [255]не реализован. Если этот писатель до сих страдает потребностью в алкоголе, значит известности не достаточно.

Высоцкий страдал по чисто социальным причинам алкоголизмом. Его не принимали туда, куда он хотел – в союз советских писателей. Он был обычным советским человеком. Когда-то выступает поэт «Володю мы любили, он нам как свой, во Францию взяли на концерт». И, наверное, и в семейной жизни тоже были проблемы. Не могла жена, любившая своего мужа написать о нём такую книгу.

«Наша цель – коммунизм» это сдвиг мотива на цель. «… и счастье всех народов». Счастье это мотив, оно не может быть целью. Пушкин: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». У Леонтьева описан эксперимент когда крысе в центр удовольствия вживляют электрод и она может собственной лапой доставлять себе счастье. Она доводит себя до супер-счастья и умирает. Послепроизвольное счастье когда человек творит путают с непроизвольным состоянием. Механизм сдвига мотива на цель широко используется при стимуляции творчества. Называется «смена контекста». Мыльная опера создается путем смены контекста. В «Острове сокровищ» сначала мотивом является клад и карта к нему. А чтобы развернутую деятельность осуществить нужно было проделать целый ряд действий. Теперь нам интересны сами эти действия, а был ли там клад уже не так интересно. В порождении анекдотов двойной сдвиг мотива на цель. Человеку в начале века была достаточно один раз сменить контекст и он улыбнется. А в конце века уже два раза нужно. Например, рисунки Херлуфа Бидструпа.

 

Лекция 14 (19.12.97) (наверх)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...