Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о доминантности и рецессивности.




Домина́нтность (доминирование) — форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.

Рецессивность - форма взаимоотношений двух аллельных генов, при которой один из них - рецессивный - оказывает менее сильное влияние на соответствующий признак особи, чем другой - доминантный.

Рецеси́вный ген — генетическая информация, которая может подавляться воздействием доминантного гена и не проявляется в фенотипе. Рецессивный ген способен обеспечить проявление определяемого им признака только в том случае, если находится в паре с соответственным рецессивным геном. Если же он находится в паре с доминантным геном, то он не проявляется, так как доминантный ген подавляет его. Свойства, представленные рецессивными генами, проявляются в фенотипе у потомка лишь в том случае, если у обоих родителей присутствует рецессивный ген. Причина такого функционирования следующая: доминантный признак формируется аллелью, ответственной за производство определенного белка, рецессивный - аллелью, не приводящей к его производству. Достаточно наличие хотя бы одной доминантной аллели - либо в хромосоме, полученной от матери, либо в хромосоме, полученной от отца, чтобы обеспечить возможность производства этого белка и соответственно сформировать черту. Рецессивный признак определяется отсутствием формирования белка. Для того, чтобы сформировался рецессивный признак, необходимо иметь "не производящую" белок аллель в обеих хромосомах (гомозиготность) - и в хромосоме, полученной от матери, и в хромосоме, полученной от отца. В противном случае, если одна из хромосом будет содержать доминантную аллель, кодирующую белок, данный белок будет производиться организмом и сформируется доминантный признак.

 

Условия менделирования признаков. Статистический характер менделеевских закономерностей.

Условия менделирования:

 - в наборе хромосом есть парные гомологичные хромосомы

 - расхождение гомологичных хромосом в анафазу мейоза I идет независимо

- при оплодотворении сочетание гамет происходит случайно

- разные гены находятся в разных хромосомах

- 1 ген контролирует 1 признак(моногенность)

- признаки качественные, не количественные

Статистические закономерности (1:2:1, 9:3:3:1, и тд) чем больше проведено опытов, тем точнее статистические закономерности – статистические закономерности получают на большом числе опытов, статистические закономерности применяют для большого числа опытов.

 

Менделирующие признаки человека.

 Признаки, наследование которых подчиняется перечисленным закономерностям, принято называть менделирующими (по имени Г. Менделя).

У человека менделирующими признаками являются, напр., альбинизм (отсутствие пигментации, вызываемое рецессивным геном; встречается у всех человеческих рас с частотой 1 на 20— 30 тыс. новорожденных), цвет глаз, характер волос (курчавые или гладкие), групповые отличия по различным факторам в крови (см. Группы крови) и др. Законам Менделя подчиняются и гены, обусловливающие наследственные болезни человека. В современной генетике существуют понятия менделирующие признаки (наследующиеся по законам Менделя) инеменделирующие (наследующиеся по иным законам). Менделирующих признаков у всех организмов большое число. Некоторые менделирующие признаки у человека

 

Сущность анализирующего скрещивания.

Анализирующее скрещивание - это скрещивание организма с доминантным признаком, но неизвестным генотипом с организмом с рецессивным признаком (гомозигота по рецессивному гену).

 Смысл анализирующего скрещивания заключается в том, что потомки от анализирующего скрещивания обязательно несут один рецессивный аллель от "анализатора", на фоне которого должны проявиться аллели, полученные от анализируемого организма. Для анализирующего скрещивания (исключая случаи взаимодействия генов) характерно совпадение расщепления по фенотипу с расщеплением по генотипу среди потомков. Таким образом, анализирующее скрещивание позволяет определить генотип и соотношение гамет разного типа, образуемых анализируемой особью. Сущность его заключается в том, что для проверки на гомозиготность исходный образец скрещивают с аналогичной формой, имеющей рецессивный анализируемый признак. Сразу по первому поколению можно судить о его гомозиготности или гетерозиготности. В первом случае полученные гибриды будут однообразными с проявлением доминантного признака, а во втором гибриды первого поколения дадут расщепление на доминантные и рецессивные формы в равном соотношении. В случае неполного доминирования необходимость в анализирующих скрещиваниях отпадает, так как гетерозиготные растения будут иметь промежуточный признак. Примером может служить ночная красавица, у которой при скрещивании красноцветковых форм с белоцветковыми гибриды имеют промежуточную розовую окраску цветков.

 

2.2. Тема: "Хромосомная теория наследственности"

История создания хромосомной теории наследственности.

1902 – 1907гг – немецкий исследователь Теодор Бовери проводил эксперименты над яйцами морских ежей. Док, что требуется наличие всех хромосом, присущих непосредственно виду.

1901-1903гг – Мак-Кланг обнаружил добавочные хромосомы у половины спермиев кузнечиков. Эти хромосомы определяют пол.

1905г – Стивенсон установил различия в половом наборе самок и самцов насекомых.

1906г – подтверждено Вильсоном

1902 – 1903гг Сэттон установил сходство поведения хромосом.

1902г - Бовери и Сэттон - количество признаков намного превосходит кол-во хромосов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 938.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...