Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы групп встреч




Основными этапами (и задачами) практической работы групп встреч являются:

- знакомство (налаживание первичных контактов);

- углубление доверительности взаимоотношений;

- анализ сопротивления;

- соучастие и поддержка.

Коротко охарактеризуем особенности каждого этапа.

Знакомство

Этот процесс мало чем отличается от любого знакомства. Од­нако здесь он приобретает характер выполнения участниками не­обходимой для дальнейшей работы задачи. Понимая это, даже наиболее застенчивые и неконтактные члены группы не сторонят­ся и не обособляются от других.

Можно предложить участникам группироваться по двое, по трое, но ненадолго, а затем переходить к другим участникам групп, чтобы уже на первом занятии познакомиться со всеми. В некоторых группах знакомство происходит в основном на словесном уровне, в других поощряется подкрепление слов физическими контактами - рукопожа­тием (у американцев даже похлопыванием по плечу, что для нас не­привычно при первом знакомстве).

Руководитель группы предупреждает, что участники по желанию могут представляться не своими истинными именами, а какими хотят. Никто не имеет права настаивать на раскрытии их инкогнито.

Так нередко происходит в группах анонимных алкоголиков или группах с другими семейными и личными проблемами, в общем в группах, участие в которых некоторым хотелось бы скрыть. Это их право. Тем более что под чужим именем некоторые члены группы быстрее обретают смелость и раскованность для искреннего са­мораскрытия, включая признания в том, что вызывает у них чувст­во стыда или смущения.

Доверительные отношения

В отличие от предыдущего этапа - «Знакомство» - этот этап проходит у разных участников далеко не одинаково быстро и ус­пешно. Ведь многие из них обратились к психотерапевту именно по причине непреодолимой самостоятельно трудности в общении с другими и тем более в доверительном общении.

Для преодоления этих трудностей используются различные уп­ражнения. Приведем два наиболее типичных.

Страховка

Участники группы делятся по парам. В каждой паре один уча­стник встает за спиной другого. Впереди стоящий, не сходя с мес­та и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоле­ния определенной естественной робости. Стоящий за ним участ­ник подхватывает его.

После нескольких попыток впереди стоящий участник убежда­ется в надежности своего партнера и все спокойней и уверенней выполняет это упражнение. Затем партнеры меняются местами и упражнение повторяется.

Иногда кажется - чего тут бояться? Ясно, что партнер не даст тебе упасть. Однако некоторый естественный страх прямого падения назад все равно остается и невольно сменяется разрядкой - положительной эмоцией после «приземления» на руки партнеру.

Положительные эмоции, одновременно и взаимно испытывае­мые партнерами, объединенными общим упражнением, в котором все решает взаимоподдержка, помогают легче преодолевать трудность вступления в более доверительные отношения.

Прорвись в круг

Члены группы берутся за руки, образуя круг. Поочередно один из участников старается прорваться в центр круга, а другие не пускают его. Наконец ему удается (или ему дают возможность) прорваться в круг.

Со стороны это выглядит обычной детской игрой, не имеющей ни­какого отношения к психотерапии. Однако это не так. Здесь очень важен правильный психологический настрой всех участников.

Психотерапевт перед началом упражнения объясняет его симво­лическое значение, на которое и просит максимально настроиться.

Пытающийся прорваться к круг участник должен сначала как можно четче почувствовать страдание от одиночества и нестер­пимое желание прорваться в круг общения, взаимопонимания и психологической защищенности, ощутить свою принадлежность к группе. Другие участники противодействуют этому, сначала изо­бражая полное безразличие к страданиям «одиночки» и нежела­ние впускать его в свой круг, то есть принимать в свою компанию.

Мы иногда рекомендуем участникам круга встать лицом к цен­тру, а спиной к «одиночке» для усиления у него чувства отчужден­ности, никому ненужности.

После того как «одиночке» удается прорваться в круг, настрое­ние всех участников должно резко смениться по отношению к не­му, они искренне и радостно принимают его как своего. А он, в свою очередь, тоже должен настроиться соответственно как мож­но четче ощутить резкую смену своего настроения от нестерпимо­го одиночества, потом стремления прорвать его и до радости и облегчения от победно завершившихся усилий и от принятия его другими в свою компанию.

Идея упражнения - дать наглядно почувствовать, что прорыв одиночества не произойдет сам по себе. Для этого необходимо проявить усилия.

Помните, что без четких психологических установок и разъясне­ний, вживания в роли участников группы большинство групповых уп­ражнений теряют свой главный (психотерапевтический) смысл.

Изучение конфликтов

Как мы уже говорили, принятый перевод с английского термина encounter group как группы встреч не совсем точен. Слово encount переводится в первую очередь как столкновение. Это и есть ис­тинный смысл таких групп: не просто группы встреч, а группы встреч-столкновений, конфронтации, конфликтов, позволяющие каждому полнее раскрыть сущность себя и своих проблем.

Не побоимся повториться, так как это очень важно для понима­ния сущности таких групп.

Идеальная атмосфера таких групп - периодическая оптималь­ная напряженность, когда, с одной стороны, эмоции столкновения настолько сильны, чтобы привести к спонтанному неконтролируе­мому (а значит - истинному) выражению чувств и к самораскры­тию участников в группе. С другой стороны, эта атмосфера кон­фронтации не должна нарушить с трудом налаженного механизма группового процесса, взаимопонимания и взаимоподдержки, ощу­щения психологической защищенности каждого участника.

Разумеется, создание и поддержание такой атмосферы опти­мальной напряженности достигается в первую очередь мастерством, опытом и интуицией психотерапевта, однако он может сделать и всех членов группы участниками такого контроля, помогающего предотвра­тить выход конфликта на уровень разрушения группового процесса.

Одним из упражнений в самоконтроле и взаимоконтроле явля­ется сочетание эмоционального противостояния (конфронтации) с физическими контактами.

Например, конфронтирующие участники держат друг друга за руки и степенью сжатия рук друг друга характеризуют уровень эмоционального накала конфликта, а расслаблением реагируют на его спад, примиряющее решение проблемы. Это помогает каж­дому участнику лучше осознавать и чужие чувства, контролиро­вать свои реакции на них.

Разумеется, это упражнение, как и предыдущие (и последующие), эффективно лишь при четком разъяснении его психотерапевтиче­ской цели всем участникам группы.

Фантазирование

Руководитель группы предлагает каждому участнику пофанта­зировать на заданную тему (обычно имеющую определенное от­ношение к проблемам данного участника).

Группа создает положительный эмоциональный фон активного слушания. В какой-то момент выступающий сам (или при незамет­ном «подправлении» со стороны психотерапевта) сталкивается с определенной трудностью изложения.

Руководитель или кто-то из членов группы благожелательно «подталкивает» его к анализу причин этого сопротивления, помо­гает преодолеть его (или по крайне мере начать «созревать» для такого преодоления на следующих занятиях).

Анализ сопротивления

В этом упражнении участники должны приблизиться к более конкретным, трудным для раскрытия личным проблемам.

Каждому участнику группы дается задание сесть в позу «мыслитель», закрыть глаза и внимательно представить себе проблему, которую ему было бы трудно искренне изложить перед другими участниками группы. Затем проанализировать хорошенько причины, по которым он испытывает это внутреннее сопротивление. После этого он, не раскрывая самой проблемы, описывает перед группой причины, по которым затрудняется ее изложить, и старается представить и описать реакцию участников группы, их отношение к его проблеме (если бы он ее сейчас изложил).

После нескольких таких упражнений человеку легче перейти к постепенному раскрытию и обсуждению наболевшей проблемы.

На первый взгляд многие психотерапевтические упражнения кажутся слишком примитивными или малополезными «детскими иг­рами взрослых людей». Однако при правильном подходе именно в этих детских играх и состоит помощь в трудном процессе саморас­крытия людей, пришедших в группы с непростыми личностными про­блемами, отсутствием взаимопонимания и нереализованной (или даже «выдавленной» из сознания) потребностью в общении.

Поэтому опытные психотерапевты используют большинство упражнений, главным образом, именно для эмоционального во­влечения участников, создания благоприятной групповой психоло­гической атмосферы, отвлечения их от «заклинившихся» проблем и неверия в возможность их преодоления.

Психологический настрой всей группы перед упражнением и поддержание этой атмосферы на протяжении всего упражнения и совместного обсуждения его результатов являются более важны­ми, чем точное соблюдение его технических элементов.

Соучастие и поддержка

Атмосфера эмпатийного взаимопонимания и групповой под­держки - важнейшее условие самораскрытия каждого участника, и к тому же она психотерапевтична сама по себе, так как обычно те, кто приходят за помощью в такие группы, лишены удовлетворения именно этой важнейшей человеческой потребности - в понимании и поддержке. Поэтому созданию и поддержанию такой атмосферы необходимо уделять главное внимание, тогда многие остальные проблемы групповой работы будут сняты или облегчены уже са­мой этой атмосферой.

При настрое участников группы на такую атмосферу важно по­стоянно напоминать им, что такая поддержка психотерапевтична и важна не только для того, кого поддерживают, но и для того, кто поддерживает. Вспомните А.Адлера, который не уставал повто­рять, что лучшее лекарство от переживания своих проблем - это переключение на помощь другим.

В настоящее время популярными стали группы встреч типа «марафон». Марафонскими они названы потому, что работа в них идет практически беспрерывно (с утра до позднего вечера) -12-48 часов.

Группы марафона были введены впервые Дж. Бахом (1966) и Ф. Столлером (1972) и вначале предназначались только для груп­повой формы психоанализа.

Руководство такими группами требует от психотерапевта большого опыта и умения вовремя вносить коррекцию в группо­вую атмосферу и в состояние и поведение отдельных участников.

К сожалению, именно эта форма групповой психотерапии ста­ла наиболее популярной среди неспециалистов и откровенных шарлатанов, наживающихся на доверчивых (и психически неус­тойчивых) людях, и не только не приносит пользы для них, но и нередко наносит вред их психическому здоровью.

Несмотря на то, что по самой идее групповой психотерапии главная роль и ответственность за ее работу переносится на саму группу, психотерапевт должен внимательно следить за этой рабо­той с самого начала. Особенно важно не допустить грубых оши­бок в комплектовании группы. Участники групповой терапии должны быть способны к групповой дискуссии (включая кон­фронтацию) без эмоциональных срывов, терпимости к чужим мнениям, к перенесению опыта полученного в группе в реальную социальную среду.

Большинство людей, не страдающих выраженной психопато­логией, могут с различной степенью плодотворности участвовать в групповой психотерапии с пользой для себя и других. Однако бывают и случаи противопоказания. Иногда встречаются люди, которые не только не получают пользы от таких занятий, но и яв­но мешают другим и себе (а иногда даже наносят вред своему пси­хическому состоянию).

Считается, что это люди, которые слишком отличаются от других членов группы и вообще от большинства нормальных лю­дей такими характеристиками, как слишком заниженная само­оценка и значительно более сильная, чем у других участников, тревожность, постоянная нескрываемая раздражительность.

Нежелательны крайности отношения к предстоящей групповой терапии - от глубокой пессимистичности (неверия в успех, чем они заражают и других) до излишних надежд на чудо положи­тельного изменения, причем быстрого и полного.

ПРАКТИКУМ

Образцы некоторых типичных для групповой терапии упражнений.

Встреча

Первое знакомство.

Группа садится на стулья, поставленные в виде круга. Психо­терапевт также занимает место в круге как рядовой участник и объясняет первое задание.

Каждый участник должен представиться группе (кратко или полно, как он хочет, причем не обязательно своим настоящим именем).

Участникам рекомендуется (но только по желанию) в общей форме коснуться своей проблемы или актуальных переживаний, старясь главным образом говорить и чувствовать себя «здесь и теперь», а не в прошлом.

Мы рекомендуем строить это упраженение из нескольких «кругов» знакомства.

Сначала все кратко представляются (как хотят).

По второму кругу каждый добавляет о себе что-то еще, позво­ляющее больше узнать о нем.

По третьему кругу каждый говорит о том, что привело его в группу и чего он ждет от своего участия в ней.

По четвертому кругу каждый участник старается осознать и выразить то, что он чувствует именно в данный момент.

Другие участники группы могут (но не обязаны) вступать в раз­говор.

Психотерапевт с самого начала просит помнить о важности создания благожелательной и спокойной психологической атмо­сферы, которая необходима для успеха всей предстоящей рабо­ты, а в случае нужды просит поддержать такую атмосферу или помочь преодолеть смущение кому-то из выступающих (на первых занятиях такая помощь не помешает).

Обычно примерно через 15 минут психотерапевт прекращает это первое упражнение, благодарит участников за проявленную активность и организует краткое обсуждение результатов встречи, подсказывая, что желательно учесть в дальнейшем.

Если есть возможность к такому занятию (как, впрочем, и к большинству других), желательно добавить видеосъемку. Сразу же после занятия без комментариев дать просмотреть ее всем участникам, а уже после этого перейти к обсуждениям, стараясь тактично вовлекать в него участников группы.

Обычно сначала акцент делается на обсуждении собственного поведения и на положительных репликах по поводу кого-то из дру­гих участников.

На первом занятии от критики в адрес других следует воздер­жаться.

Впечатление

Это упражнение проводится только после того как руководи­тель группы останется удовлетворен освоением предыдущего уп­ражнения («Встреча»). Оно требует от психотерапевта бдитель­ности и интуиции, то есть готовности корректно проконтролиро­вать ситуацию при выходе ее из под контроля.

В центр круга выставляются два стула, на которые поочередно садятся по два участника. Каждый из них старается как можно точнее и искреннее сказать другому, какое впечатление тот про­извел на него. (Мы рекомендуем для начала повторить имя и дру­гие ранее сообщенные участником данные, чтобы показать, что ты запомнил его самопрезентацию при знакомстве.)

Очень важно при этом глядеть в глаза собеседнику и говорить не безлично, а почаще повторяя имя своего визави или то имя, которым он представился в группе. Говорить нужно так, чтобы группа хорошо все слышала.

Психотерапевт просит акцентировать внимание каждого собе­седника не на возражениях, а на том, что полезного он может взять из наблюдений за ним со стороны, и рассказать об этом всей группе на общем обсуждении результатов упражнения.

Помните, что такими обсуждениями-анализами с практически­ми выводами должны заканчиваться все упражнения.

Психотерапевт перед обсуждением и в ходе его (в случае не­обходимости) объясняет, для чего проводилось данное упражне­ние и на что в первую очередь должно быть направлено внимание участников при его обсуждении.

Разумеется, такие вмешательства целесообразны лишь в слу­чае необходимости и не должны нарушать естественного разви­тия группового процесса и постепенно нарастающей свободы са­мовыражения и общения участников.

Мудрец

Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего же они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречи­вы, что мешает выявлению и решению личностных проблем.

Это упражнение помогает лучше осознать собственные про­блемы и их иерархию (первоочередные и последующие).

Участников просят закрыть глаза и представить зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца.

У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой ваш вопрос. Внимательно подумайте, как вы используете свой шанс: какие вопросы в первую очередь попытаетесь выяс­нить. При этом после каждого вопроса не спешите задавать сле­дующий, а постарайтесь услышать и запомнить ответ мудреца.

После окончания упражнения каждый рассказывает всей груп­пе о том, какие вопросы он задал и какие ответы услышал.

Опыт показывает, что при публичном пересказе своих вопросов и ответов «мудреца» каждый участник еще более уточняет свои первоочередные проблемы и возможности их решения.

Это упражнение (как и многие другие) следует повторять неод­нократно.

Вы увидите, что при этом будут уточняться ваши вопросы и от­веты «мудреца», то есть будет совершенствоваться процесс са­мопознания и более точного представления себя другим участни­кам группы.

Последняя встреча

Это упражнение обычно применяется в конце всего срока, за­планированного для работы данной группы.

Участников просят закрыть глаза и представить, что это послед­нее занятие. Они должны не спеша подумать и высказать потом свое мнение, замечания и пожелание ко всей работе и обязательно к себе самому (что я делал не так и что хотел бы улучшить).

Творческое обсуждение всех высказываний позволит повысить эффективность оставшихся занятий за счет учета выявленных резервов каждого участника и группы в целом.

В какой-то мере упражнение является шагом к формированию более глубокой философской способности острее чувствовать уходящее время, но не с бесплодным унынием, а с концентрацией на наиболее важном.

В античной философии есть выражение - жить нужно, одновре­менно испытывая чувство, как будто живешь последний день и так, как будто ты бессмертен, то есть сосредоточиться на главном, не те­ряя времени ни на лень, ни на суету бесполезных дел и забот.

Анализ обсуждения упражнения «Последнее занятие» очень важен и для психотерапевта. Он еще лучше узнает участников, их способность к самоанализу и пониманию других, оценивает их замечания и пожелания в адрес своей работы и либо учитывает их в дальнейшем, либо доступно разъясняет их необъективность, чтобы избежать разочарований отдельных участников при дейст­вительном окончании всего курса.

Вдвоем

Руководитель группы объясняет участникам, что это парное упражнение, направленное на проверку и совершенствование способности к эмпатийному (эмоциональному) взаимопониманию и анализу собственных ощущений при межличностном взаимо­действии. Затем участники разбиваются по парам. Рекомендуется выбирать себе наименее знакомого члена группы.

Первая позиция - участники садятся спиной друг к другу и на­чинают беседу на произвольную (или заданную) психотерапевтом тему. Через некоторое время они поворачиваются лицом друг к другу, и каждый высказывает свое впечатление и даже ощущения о беседе в целом и о партнере в частности (как по содержанию так и по манере его беседы).

Затем эти же партнеры меняют позиции. Сначала один сидит на стуле, а другой стоит, возвышаясь над ним, потом - наоборот.

Через несколько минут вновь проходит взаимный анализ. Уча­стники пытаются оценить разницу ощущений ведения беседы сверху и снизу.

В третьем варианте они сидят друг против друга и «беседуют» только глазами, то есть пытаются без слов передать друг другу определенные чувства и мысли.

Завершается все совместным обсуждением. Потом подводится итог всего упражнения для того, чтобы и психотерапевт, и сами уча­стники смогли оценить, насколько они научились понимать и чувство­вать другого человека. Такие упражнения мы называем тесты-тренинги, так как они не только позволяют уточнить интересующие нас качества, но и, при неоднократном повторении, тренируют их.

Живые руки

Это упражнение напоминает предыдущее, но бессловесное общение осуществляется уже не глазами, а руками. Руководитель объясняет, что оно направлено на тренировку внимания к другим людям, эмпатийное взаимопонимание, а через это (по механизму обратной связи) и на лучшее понимание себя и своих проблем.

Участники с закрытыми или завязанными глазами контактируют только руками, касаясь друг друга, пожимая руки, «борясь» и «примиряясь». Затем делятся своими ощущениями, обсуждают и корректируют их.

Обычно участников просят снять с рук мешающие чувстви­тельности, отвлекающие внимание предметы (кольца, браслеты и т.п.). Часто это делается для того, чтобы попытаться узнать парт­нера без этих опознавательных знаков.

Мы привели лишь наиболее типичные упражнения групповой психотерапии. Их в настоящее время множество. Да вы и сами можете придумать что-то аналогичное.

Главное, нужно помнить, что упражнения - это не панацея, решающая задачи групповой терапии, а лишь органическая часть всего процесса. Они предназначены для того, чтобы «расшевелить» и включить в общение трудно приспособленных к этому людей, для того, чтобы разнообразить процесс групповых заня­тий, внося в него элемент игры. Но, главное, все они должны по­стоянно сопровождаться «ненасильственными», но не затухаю­щими в сознании (а затем и в подсознании) участников установ­ками на выполнение конкретных психологических задач на пути к решению тех проблем, с которыми они пришли в группу.

Члены группы должны помнить, что их никто не будет ни к чему принуждать, но чем активнее и добровольнее они сами будут участвовать в групповом процессе, тем быстрее и эффективнее они (и только они!) решат свои проблемы и помогут в этом дру­гим участникам группы.

ПСИХОДРАМА

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

- роли и ролевые игры;

- спонтанность;

- теле;

- катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздейст­вие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность

Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под терминомтрансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание. В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Инсайт

Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

Распределение ролей

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее - поддер­живать настроение участников к проявлению их творческой ини­циативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера не­сколько меняется. В первом случае он главным образом поддер­живает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, - для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапев­тическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного те­атра) Морено называет исполнителя главной роли - основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в про­цессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Первая стадия

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

-добиться физического раскрепощения всех участников пси­ходрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) дви­гательной зажатости;

- постоянное поощрение, стимулирование проявления спон­танности невербального (двигательного, мимического) и вер­бального (словесного) проявления эмоций;

- целенаправленная концентрация внимания участников груп­пы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это мо­гут быть самые разные движения типа подвижных игр или эле­ментов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее на­ладится процесс психодрамы, который поможет решению их про­блем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается - не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески по­ощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, кото­рый он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист из­лагает лишь общее направление, а развитие действия в психодра­ме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой - протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгры­вать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае не­обходимости, подправляя процесс в нужном направлении к ка­тарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психод­рамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. - А.Р.), мы просто долж­ны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, ка­кая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в ви­ду излишне активное вмешательство режиссера в процесс пси­ходрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как раз­вивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вме­шательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоцио­нальной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и боль­шинство видов групповой терапии, заключается в совместном об­суждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как та­кие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше уз­нать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.

Методики психодрамы

Несмотря на многочисленные вариации, основными практиче­скими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двой­ника, обмен ролями, отображение.

Монолог

Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я. Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начи­нает лучше разбираться в ней сам.

Двойник

Эта методика заключается в том, что один из выбранных про­тагонистом, терапевтом или группой участник становится дубле­ром протагониста. Он внимательно следит за монологом прота­гониста и готовится продолжить за него поиск решения пробле­мы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариан­тах этого метода двойник старается понять и высказать за прота­гониста то, что тем недосказано.

Разумеется, это требует способности к эмпатийному взаимопо­ниманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих про­тагонистов, так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я, дополняющих то, что, по их мнению, не вы­сказал двойник за протагониста.

Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двой­ников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окру­жающей действительности.

Обмен ролями

Периодически в психодраме желательно проводить обмен роля­ми. Протагонист становится двойником или одним из вспомога­тельных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя

Отображение

Здесь также используется механизм обратной связи. Протаго­нисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двой­ник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами дру­гих и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.

Наверное, вы уже заметили, что эти методики разделяются весь­ма условно и в каждой из них содержатся (или по крайней мере мо­гут быть применены) элементы другой методики. Опытный руково­дитель группы (режиссер) умело чередует методики и их элементы, остро чувствуя момент для наилучшего применения каждой из них.

В практике психодрамы применяются и другие методики. К ним в первую очередь относятся следующие:

Методика свечи - все члены группы по очереди оказываются протагонистами, двойниками и вспомогательными Я.

Разговоры при свечах - обычно протагонист поворачивается спиной к аудитории и прислушивается к тому, как остальные уча­стники обсуждают его идеи и поведение.

Проекция будущего - протагонист фантазирует, что может или должно произойти в будущем.

Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех ви­дах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренин­га умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., да­же некоторые варианты психоанализа.

Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркома­нии, при коррекции различных видов девиантного (откло­няющегося) поведения, пограничных нервно-психических рас­стройствах (неврозах, психопатиях).

Вопросы для самопроверки

1. Кто автор психодрамы?

2. В чем основная сущность психодрамы?

3. Перечислите основные понятия психодрамы.

4. Какие бывают роли и ролевые игры?

5. Что такое спонтанность?

6. Что такое теле?

7. Что такое катарсис и инсайт в психодраме?

8. Кто такой протагонист?

9. Какие бывают вспомогательные Я?

10. Основные стадии развития психодрамы.

ПРАКТИКУМ

Приводим несколько типичных упражнений психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, кон­тролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе прояв­ляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помо­щью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безби­летника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договари­ваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отка­зывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учат­ся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупате­лей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупате­лями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфлик­ты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участ­ник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными чле­нами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему луч­ше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на после­дующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточня­ет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей се­мьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их ре­шения.

Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный мо­мент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рас­сказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участ­ник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выра­жать свои и чужие чувства, что является важным условием само­развития и взаимопонимания.

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Интересным, хотя недостаточно популярным у нас направле­нием (несмотря на большую популярность в Европе и особенно в США) является так называемая позитивная психотерапия, или терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Позешкианом, который основал в герма­нии Международный центр позитивной психотерапии.

В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н.Позешкиана Хамидом Позешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии».

Это направление, безусловно, не того уровня, что психоанализ, бихевиоризм или гештальт, но заслуживает внимания своим ори­гинальным подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Север­ной Америке.

Есть сторонники этого направления и в России.

Основу позитивной психотерапии составляют три принципа:

- позитивное отношение пациента к своей болезни, а клиента к своей проблеме, неврозу. (Как уже говорилось, данное пособие ориентировано на немедицинскую психотерапию, но в связи с близостью многих проблем периодическое употребление терми­нов «пациент» и «болезнь» оправдано. - А. Р.)

- содержательная оценка конфликта (то есть того, что беспо­коит клиента);

- пятиступенчатая терапия самопомощи (при консультативном руководстве психотерапевта).

С точки зрения авторов позитивной психотерапии считается, что основу любого человека составляют две ведущие способности и потребности - познавать и любить. Способность и потребность к познанию они относят к рациональной, интеллектуальной сущ­ности человека. Этой сферой, как известно, «ведает» левое полу­шарие головного мозга. Способность и потребность любить они относят к эмоциональной, духовной сущности человека, которой «ведает» правое полушарие.

Действительно, нельзя не согласиться, что любой нормальный человек в любом сознательном возрасте испытывает как те, так и другие потребности и страдает от их неудовлетворения, даже если не признается в этом не только другим, но и самому себе.

Интересно наблюдение позитивных психотерапевтов, что в За­падной Европе и Северной Америке большинство людей больше ориентированы на рациональное, интеллектуальное познание ми­ра, людей и самих себя, тогда как у представителей Востока (Китай, Япония) развита способность к духовному, чувственному познанию. Эти наблюдения привели к выводу о важности межкультурального подхода в психотерапевтической работе с клиен­том, с учетом его этнических и культурно-исторических предрасположенностей.

Например, важно учитывать, что в разных странах различное отношение к алкоголю, супружеству, детям и т.д., что должно учитываться психотерапевтом при анализе проблем (если они свя­заны с этими вопросами).

Термин «позитивная психотерапия» наиболее наглядно объяс­няется взглядом его сторонников на различные заболевания. В какой-то мере это созвучно тому, что российский психолог, академик Ю.М.Орлов называетсаногенным мышлением (от лат. sano - здоровье). Можно сказать, что позитивная психотерапия старается помочь пациенту или клиенту в каждом минусе увидеть свой плюс. Например, боль рассматривается как полезный сигнал о неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять свое­временные меры к его лечению. Такой подход, безусловно, поло­жительно влияет на больного, особенно со склонностью к ипохон­дрии (преувеличению опасности заболевания).

Данный прием, как известно, принят и в философии (особенно в древнегреческой и древневосточной), где имеется немало притч, в которых неприятность и даже несчастье оборачивалось в конеч­ном итоге благом.

Кстати, в позитивной психотерапии очень широко использу­ются подобные притчи и терапевтические сказки, поучительные истории, в том числе из личного опыта психотерапевта.

Этот прием можно назватьфилософотерапией. Он в той или иной форме содержится во всех религиях. Однако перенос этого приема в сферу медицинской (или психосоматической) психоте­рапии дает больше возможностей если не для удовлетворительно­го, то по крайней мере для рационально-утешительного взгляда на то, что в бытовом смысле принято воспринимать лишь с нега­тивной точки зрения.

Так даже прием алкоголя в допустимых мерах при этом методе считается не причиной, а следствием жизненных неприятностей, острота которых под воздействием алкоголя временно снижается. Мы не говорим сейчас о том, что такой уход от проблем в вино подобен попытке страуса спрятать голову под крыло, а также о том, что привычка к алкоголю может привести к неизлечимому заболеванию и тем еще более усугубить жизненные проблемы. Позешкиан не оправдывает пьянство и алкоголизм, а лишь ука­зывает на то, что мы лечим не то, что болит. Мы лечим от алко­голизма, мигрени, гастрита, импотенции, различных неврозов вместо того, чтобы исследовать их как следствия душевного и жизненного неблагополучия и направить поиск на решение этих проблем (не исключая, разумеется, попутного традиционного ле­чения, но и не ограничиваясь им).

Можно привести множество примеров, когда позитивная тера­пия помогает клиенту взглянуть на свою болезнь, невроз или про­блему лишь как на симптом, сигнализирующий о каком-то скры­том неблагополучии, без разоблачения и ликвидации которого все лечебные и психотерапевтические меры недостаточно эффек­тивны. Фигурально говоря, в отношении ко многим нашим бо­лезням и проблемам мы принимаем вершки за корешки и, срезав их, удивляемся, почему они вырастают снова.

Можно сказать, что первой главной задачей позитивной психо­терапии является снятие страха пациента или клиента перед своим заболеванием, неврозом или проблемой и даже обнаружение в них положительного момента - подсказок к поиску истинных причин недуга в правильном направлении. Такой позитивный подход к своему заболеванию или проблеме включает три этапа (реализую­щихся как последовательно, так и одновременно):

- учет не только индивидуальных, но и межкультуральных (или субкультурных) особенностей пациента или клиента;

- позитивная интерпретация заболевания или проблемы;

-разговорная рациональная терапия (поучительные истории, притчи).

Позитивная психотерапия наиболее успешно применяется как основной и сопровождающий метод при профилактике и лечении неврозов и психосоматических нарушений. Обычно она осущест­вляется в виде так называемой кратковременной конфликтоцентрированной (то есть центрированной именно на конфликте) те­рапии, состоящей из 20-30 занятий примерно по 50 минут каждое. Ключевой частью позитивной психотерапии является так назы­ваемый анализ конфликта.

Анализ конфликта

Позитивная психотерапия видит четыре сферы, через которые клиент с большим или меньшим успехом разрешает свои внутрен­ние конфликты (проблемы). Такими сферами являются:

- тело;

-деятельность;

- контакты,

- фантазии.

Некоторые люди реагируют на трудноразрешимые проблемы соматически (то есть через сферу тела). В этом случае так назы­ваемые неотреагированные эмоции вызывают различные психосо­матические расстройства, вегетативные дисфункции. К ним чаще всего относятся хронические головные боли, гастриты, другие желудочно-кишечные или сердечно-сосудистые нарушения и даже заболевания. Такой взгляд заставляет искать причину этих нару­шений в центральной нервной системе. Так, понятие невроз сердца в принципе неправильно, так как невроз является продуктом на­рушений в центральной нервной системе, а значит, и устранение его должно идти другим путем.

Другие индивидуумы реагируют через сферу деятельности, то есть старательно уходят от проблемы в работу, либо, наоборот, в безделье. Нередко при этом один и тот же человек с головой по­гружается в ненужные или несрочные дела, в то же самое время не находя в себе силы воли взяться за дела необходимые и не терпя­щие отлагательства.

Третьи - реагируют через сферу контактов: вступая в кон­фликты с другими или, напротив, уклоняясь от контактов, замы­каясь в себе.

Четвертые - реагируют через сферу фантазии, прячась от ре­альности в мир иллюзий с помощью алкоголя, наркотиков или уходят в мистику, в богоискательство, в увлечение эзотерически­ми, оккультными науками, астрологией и т.п. (Не надо путать невротическое богоискательство с традиционной религиозно­стью, принимаемой как часть данной культуры.)

Причина этих уходов (независимо в какую из четырех сфер) одна - нерешенность реальных жизненных проблем и неспособ­ность или неготовность к их реальному решению. Хотя каждому человеку доступны все четыре сферы реагирования, обычно ка­кая-то из них доминирует.

Представители позитивной психотерапии ссылаются на опре­деленный опыт наблюдений, согласно которому у представителей Северной Америки и Западной Европы на неразрешенный кон­фликт чаще реагируют сферы тела и деятельности, тогда как у представителей стран Востока чаще бывают «задействованы» сферы контактов и фантазии.

Все мы живем в мире тех или иных конфликтов, и не все из них становятся для нас патогенными, то есть порождающими патоло­гические реакции в одной из четырех вышеупомянутых сфер.

Какие же факторы с точки зрения позитивной психотерапии делают обычный конфликт патогенным?

Здесь имеется целый ряд причин, однако главными считаются:

- конкретная ситуация конфликта;

- индивидуальная реакция на конфликт;

- личностные особенности данного индивидуума.

При анализе конкретной ситуации в первую очередь рассмат­ривается реальное или потенциальное (возможное) воздействие данного конфликта на индивидуума:

- на физическое состояние (включая здоровье);

- на его профессиональные успехи или неудачи (статус);

- на будущее индивидуума (или хотя бы на его планы).

При рассмотрении реакции на конфликт выявляются стереоти­пы индивидуального поведения в зависимости от сформировав­шейся системы отношений:

- отношение к Я (к самому себе);

- отношение к Ты (воспринятый с детства тип отношений в ро­дительской семье);

- отношение к Мы и к пра-Мы. Эти отношения могут совпадать, а могут и отличаться друг от друга, отражая отношения в роди­тельской семье (Мы) к окружающим людям и обществу, а также не­посредственное отношение индивидуума к общественным, религи­озным, идеологическим нормам и ценностям (пра-Мы).

Отклонения в отношении к Я определяются издержками вос­питания в детском возрасте, выражающимися в крайностях: либо недостатке внимания к ребенку (гипоопека), либо в чрезмерной «связывающей по рукам и ногам» заботливости (гиперопека).

В первом случае (при гипоопеке) у ребенка обычно складывается заниженное отношение к себе, чувство собственной незначительно­сти и ненужности. При чрезмерной мелочной опеке (гиперопеке) у ребенка часто формируется эгоизм, не подкрепленный самостоя­тельностью, который при столкновении с реальной жизнью, в ко­торой за него никто не собирается ничего делать, быстро сменяется обидой на общество и социальной дезадаптацией.

Отношение к Ты формируется на впитывании с раннего детства атмосферы домашних семейных отношений и после взросления часто переносится на отношения в собственной семье (к супруге, супругу, к детям, к родителям), может способствовать формиро­ванию крепкой семьи или, напортив, нежеланию заводить семью.

Отношение к Мы складывается по схеме отношения старших членов семьи к обществу и другим людям. Если ребенок видит расхождения слова и дела, то он тоже принимает модели лицеме­рия, считая, что можно говорить одно, а делать другое.

Отношение к пра-Мы отражает отношение к общественной мо­рали и идеологии. В зависимости от других отношений отношение к пра-Мы может быть искренним, лицемерным или отвергающим.

Разумеется, все типы перечисленных отношений разделяются весьма условно и во многом влияют друг на друга.

Позитивная психотерапия исходит из того, что в природе не существует совершенных людей. С другой стороны, каждый несо­вершенный человек имеет среди своих личностных качеств не только отрицательные, но и положительные. Поэтому одна из главных задач позитивной психотерапии - выявление индивиду­альных положительных качеств и опора на них в борьбе с отрица­тельными качествами и привычками.

Техника позитивной психотерапии обычно предусматривает пять уровней:

- дистанцирование от конфликта;

- проработка конфликта;

- ситуативное одобрение;

- вербализация;

- расширение жизненных целей.

Дистанцирование от конфликта

На этом этапе психотерапевт должен помочь клиенту отойти в сторону от той проблемы, которая закрыла ему свет в окошке и мешает видеть реально весь окружающий мир. Это напоминает гештальттерапию, когда какая-то проблема, неоправданно заняв место центральной фигуры, закрыла собой фон, который на са­мом деле куда более достоин быть фигурой.

Как писал Сергей Есенин:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянии...

Только дистанцировавшись от болезненно раздутой проблемы, то есть взглянув на нее как бы со стороны, трезвыми глазами, клиент сможет увидеть ее реальное (не такое решающее, как ему казалось) значение. И лишь тогда может продуктивно начаться следующая стадия - проработка конфликта.

Проработка конфликта

После того как клиент сможет увидеть всю картину конфликта (до этого закрытую от него отдельной преувеличенной деталью), начинается следующий этап позитивной психотерапии - прора­ботка конфликта. Это довольно-таки кропотливая работа.

Психотерапевт совместно с клиентом пытается определить степень выраженности данного конфликта в каждой из четырех вышеупомянутых сфер или по крайней мере в главнейших из них. Они, творчески сотрудничая, доверительно выясняют, какое влияние оказал данный конфликт на самого клиента (его состоя­ние, профессиональные дела и т.п.), на его семью (или отдельных ее членов), на бытовые и деловые отношения с другими людьми, социальный статус и пр.

Одновременно предпринимается совместный максимально от­кровенный анализ того, как и насколько на этот конфликт могли повлиять взаимоотношения родителей, влияние других людей и событий, собственные индивидуально-психологические особенно­сти клиента.

После тщательнейшей проработки этого уровня позитивной психотерапии можно переходить к ее следующему этапу.

Ситуативное одобрение

На этом уровне акцент делается на положительных качествах и моделях поведения клиента. При этом ошибки и отрицательные качества не игнорируются, но отступают на задний план, обнажая то лучшее в клиенте, на что можно опереться в преодолении от­рицательных явлений психологических состояний и поведенче­ских моделей.

Ситуативное одобрение можно понимать и шире - как стремление избегать различного рода негативных оценок и мнений даже о посторонних людях, так как любые негативные высказывания и даже мысли и чувства усугубляют патогенную конфликтную ситуацию.

Вербализация

Только освоив три первых уровня (дистанцирование от кон­фликта, проработку конфликта и ситуативное одобрение), клиент с помощью психотерапевта переходит к четвертому этапу пози­тивной психотерапии – вербализации.

На этом уровне терапевт начинает приучать клиента как мож­но более точно словесно описывать состояние своего конфликта, все более открыто и свободно обсуждать его. Для этого очень важно создать атмосферу благожелательной доверительности и полной конфиденциальности. Клиент должен быть убежден не только в том, что любые его откровения не станут кому-либо из­вестны, но и в том, что психотерапевт даже молчаливо не осудит ни одного из полученных признаний и высказываний.

При этом психотерапевт не занимает соглашательскую пози­цию и в тактичной форме высказывает свои мнения и советы, но не навязывает их клиенту, а лишь помогает лучше оценить си­туацию.

На этом уровне соблюдается широко применяемый во многих психотерапевтических направлениях принцип «здесь и теперь», то есть психотерапевт ненавязчиво, но постоянно возвращает клиен­та к обсуждению данной ситуации и теперешнему ощущению ее, возвращая его мысли от прошлого и от размышлений о будущих последствиях ее развития.

Расширение жизненных целей

После того как клиент, насколько возможно, отстранился от конфликта (увидел его со стороны), проработал его (разложил по полочкам на составляющие), постарался увидеть все, что возмож­но, в позитивном смысле, научился спокойно обсуждать свой конфликт, он переходит к завершающему уровню позитивной психотерапии - расширению жизненных целей.

Клиент с помощью психотерапевта видит, как много энергии (в основном отрицательной) он безуспешно тратит на преодоление конфликта. После осознания этого факта могут быть намечены два выхода. Первый - расширить сферы воздействия на конфликтную ситуацию, то есть решать ее не через одну из вышеупо­мянутых сфер (тело, деятельность, контакты и фантазии), а оп­тимально задействовать каждую из них - пойти на решение кон­фликта более широким фронтом и не стихийно, а по намеченной (вместе с психотерапевтом) стратегии.

Может быть и второй выход (по аналогии с фрейдовской суб­лимацией либидозной энергии), когда клиент отказывается от достижения фрустрирующей его цели (прямого решения конфлик­та) и направляет высвободившуюся энергию на достижение более важных жизненных целей. Естественно, что такому решению мо­жет хорошо помочь добавление элементов психоанализа, бихе­виористской и других видов психотерапии при их квалифициро­ванном осуществлении.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность позитивной психотерапии?

2. Кто автор позитивной психотерапии?

3. Какие две ведущие потребности выделяет позитивная психотерапия?

4. Что такое межкультуральный подход?

5. Что такое терапевтические сказки?

6. Почему позитивная психотерапия называется конфликтно-центрированной?

7. Какие факторы делают обычный конфликт патогенным?

8. Какие три системы сложившихся у клиента отношений анализируются для определения его реакции на конфликт?

9. Перечислите пять уровней техники позитивной психотерапии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно писать о различных направлениях психотерапии. Это все равно, что пытаться объять необъятное. Каждое из классиче­ских психотерапевтических направлений может изучаться всю жизнь, и все равно специалист будет открывать новые резервы для совершенствования. Успеха можно добиться только в случае творческого и индивидуального подхода в каждом отдельном случае.

Главная задача нашей книги - познакомить с основными на­правлениями психотерапии, показать возможность их применения в немедицинской сфере и предоставить вам возможность выбора того или иного направления, в котором вы хотите совершенство­ваться. Разумеется, не все интересные разработки вошли в данную книгу. Так, раздел директивной психотерапии (внушение, самовну­шение, основы гипноза), на наш взгляд, требует отдельного рас­смотрения, так же как и восточные техники психотерапии. Что ка­сается гипноза, то, на наш взгляд, это вообще область медицинской психотерапии и психиатрии, так же как и кодирование и отдельные виды внушения, требующие специальной подготовки, которая не предусмотрена в рамках психолого-педагогического обучения.

Мы не затрагивали в нашей работе и вопросы психологическо­го консультирования, так как изучение этой темы не входит в за­дачи нашего пособия. Кроме того, она достаточно квалифициро­ванно освещена в специальных учебных пособиях Г.С.Абрамовой («Практикум по психологическому консультированию», «Практи­ческая психология»).

Однако следует помнить высказывание выдающегося отечест­венного психотерапевта и психиатра Виктора Когана о том, что психотерапевт может и не быть психологом-консультантом (хотя это желательно), но психолог-консультант не может не знать ос­нов психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 1

НЕВРОЗЫ И ФРУСТРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА................................................................. 2

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ............................................................................................................................ 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...