Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группы тренинга межличностного общения




Как уже упоминалось, в эти группы чаще всего собираются люди, желающие научиться лучше строить семейные отношения, однако, разумеется, эти навыки полезны и для делового общения. Эти группы часто называют группами коммуникативных умений, подразумевая под этим совершенствование не только взаимоот­ношений, но и взаимодействия.

Группы этого типа, несмотря на соответствие общим требова­ниям, предъявляемым ко всем Т-группам, имеют и специфику. Она заключается в том, что в работе таких групп одновременно (комплексно) решаются две задачи: личностный рост и самосовер­шенствование каждого участника; совершенствование навыков об­щения и взаимодействия.

Тренировка в этих группах включает следующие разделы:

- описание поведения;

- коммуникацию чувств;

- активное слушание;

- конфронтацию.

Описание поведения

Дословный перевод не совсем точно передает задачу работы на этом этапе. Это не просто описание поведения себя и других, а обучение умению словесно характеризовать свое и чужое поведе­ние в наиболее приемлемом описательном, а не в критически-оценочном стиле.

Пример описательного стиля:

- Ты неправильно это делаешь. (За этим может последовать благожелательный совет.)

Пример критически оценочного стиля:

- Разве так делают! Какой же ты непонятливый (бестолковый, неряха, растяпа и т.п.).

Первый вариант - шаг к совершенствованию действий отдель­ного участника и налаживанию взаимодействия с ним. Второй вариант - путь к обиде, обособлению, ухудшению взаимоотноше­ний и взаимодействия.

Коммуникация чувств

В этом разделе отрабатывается способность как можно точнее осознавать и как можно понятнее передавать другим свои чувства в словах, мимике и жестах. При благожелательной корректировке со стороны руководителя и друг друга участники учатся как мож­но более точно употреблять слова, избегая лишних, запутываю­щих основную мысль слов и выражений.

При этом важно добиваться того, чтобы три основных комму­никативных компонента (слова, мимика и жесты) усиливали, а не опровергали друг друга.

Активное слушание

Большинству людей не столь важно услышать, что мы гово­рим, как найти в нас понимающего участливого слушателя. Умение участливо (внимательно и активно) слушать является важнейшим условием налаживания взаимопонимания и взаимо­действия.

Наш опыт и различные тесты показывают, что большинство из нас переоценивают свое умение слушать собеседника, что затруд­няет межличностные коммуникации и мешает собственному са­мораскрытию.

Для совершенствования этой способности используются спе­циальные упражнения, формирующие активное слушание и эмпатическое (эмоционально-сопереживающее) понимание.

Конфронтация

Это решающий и наиболее трудный этап групповой работы. Здесь тоже имеется некоторое смысловое несовпадение самого термина конфронтация, как он понимается в данном случае и в нашей повседневной лексике.

Под конфронтацией в данном случае подразумевается не про­тивоборство или противостояние, что недопустимо в групповой психотерапии и тем более в группах тренинга коммуникативных умений, а повышение эффективности сотрудничества, но все же с некоторым привкусом здорового противоборства. Именно здоро­вого, так как в нормальной группе, семье, деловом коллективе обязательно периодически возникают противоречивые мнения, а также различные подходы к решению ситуаций и манеры поведе­ния, которые далеко не всех устраивают.

Именно поэтому в разделе «Конфронтация» участники груп­пы должны приобрести навыки не просто налаживать отноше­ния и взаимодействия, но и убеждать другого изменить некото­рые свои взгляды и модели поведения. При этом важно не толь­ко не ухудшить, но и - желательно - улучшить взаимопонимание и отношения.

Ясно, что для успешной, полезной для всех участников груп­пы, реализации задач конфронтации необходима тщательная проработка предыдущих разделов: «Самопрезентации» (одина­кового понимания каждого члена группы как самим собой, так и другими участниками) и «Обратной связи» (умения адекватно реагировать на поведение других и учитывать их реакцию для коррекции своего поведения).

Существуют следующие параметры, соответствие которым по­зволяет считать, что данный участник правильно освоил этап конфронтации. Для этого он должен продемонстрировать в груп­пе во время решения конфликтной ситуации:

- умение налаживать взаимоотношения и эмпатическое (не только умом, но и сердцем) взаимопонимание;

- выражать конфронтацию (несогласие желание внести изменение) в тоне благожелательного предложения, совета или вопро­са а не категорического требования;

- обсуждая поведение или мнение собеседника, не переходить с сути дела на личность;

- не просто критиковать и отвергать чужие предложения а спокойно приводить логические аргументы обосновывающие свою точку зрения, и другое решение проблемы;

- вести конфронтацию честно, не искажая фактов и мнении в свою пользу или в ущерб оппоненту.

Надо сказать что между Т-группами (группами тренинга различных умений) и психокоррекционными группами много общего. В частности, работа в Т-группах, кроме совершенствования от­дельных профессиональных и межличностных навыков, в значи­тельной мере выполняет и роль духовного оздоровления и совершенствования. Ведь одной из задач психокоррекционных групп по отношению к каждому отдельному участнику является высвобож­дение его личности от зажатости, помощь в максимальном само­раскрытии самого себя в социуме (для других и для себя), что, по мнению большинства групповых психотерапевтов, начиная с Ф. Пёрлза, считается главным условием оздоровления личности.

Это дает полное основание считать (и это подтверждается мнением психотерапевтов и участников Т-групп), что данные группы, кроме совершенствования конкретных навыков, решают и функ­цию общего психологического оздоровления и совершенствова­ния каждого участника, повышение его уверенности в себе в про­цессе общения и взаимодействия с другими и т.п.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается групповая психотерапия как форма любой психотерапии от групповой психотерапии как самостоятельного метода?

2. Перечислите основных авторов дающих свою трактовку групповой психотерапии.

3. Что такое психокоррекционная группа?

4. Назовите два наиболее популярных типа групп групповой психотерапии.

5. Приведите примеры работы групп тренинга умений.

6. Охарактеризуйте сущность encounter-групп.

7. Перечислите типы психокоррекционных групп и особенности их деятельности.

8. Опишите групповую поведенческую терапию.

9. Перечистите основные права которыми учат пользоваться в группах тренинга социальных умений.

10. Перечислите основные требования к групповому психотерапевту.

ПРАКТИКУМ

Проработайте типичные упражнения в Т-группах

Какой я?

Каждый участник получает ручку и лист бумаги. Пишет слева вертикальном столбиком цифры от 1 до 10. Затем, не слишком долго задумываясь, пишет десять определений самого себя, стараясь как можно честнее указать первые пришедшие в голову не только положительные, но и отрицательные качества.

Например:

1. Не глупый.

2. Застенчивый.

3. Не всегда правдивый и т.п.

Затем заполненный листок каждый участник прикалывает на грудь и разгуливает с ним по комнате тренинга, давая возможность каждому желающему внимательно прочесть этот список и сам читая списки других.

По ходу занятий участники могут обмениваться какими-то во­просами, репликами, но стараются не обособляться парами, а по­знакомиться со всеми. Это важный этап преодоления смущения и начала общения и самораскрытия.

Руководитель группы должен поощрять (но не принуждать) же­лающих прочесть перечень своих качеств вслух для всей группы говоря, что это усиливает полезность занятия для каждого. Ос­тальные участники группы могут задать отдельные вопросы или сделать краткие высказывания.

Дискуссию по обсуждению отдельных участников на этом этапе завязывать еще рано, однако если она возникнет спонтанно и бу­дет способствовать групповому процессу, прерывать ее не следу­ет (хотя это уже частичный переход к другому упражнению -«Дискуссия»).

Это упражнение может повторяться на нескольких занятиях, позволяя участникам лучше продумывать и уточнять самооценку, преодолевать смущение при раскрытии себя перед другими, уча­стии в публичных обсуждениях.

Дискуссия

Это упражнение обычно проводится одним из первых в группах тренинга профессионального общения и взаимодействия. Здесь вы­деляются типичные для данных участников профессиональные роли.

Чаще всего это роли начальника (властного), подчиненного (зависимого, «соглашателя»), человека-компьютера (невозму­тимо-рационального), чудака (с неожиданными, хотя и неглупыми суждениями, «себе на уме» и т.п.) Типы обозначаются условно, и в зависимости от мнения участников и их индивидуальных осо­бенностей могут быть скорректированы с учетом значимости и важности для отработки оптимальных моделей своего поведения.

Считается, что предметом дискуссии для отработки таких по­веденческих реакций может быть любая тема. Однако большинст­во руководителей групп стараются брать темы, достаточно значи­мые для каждой конкретной группы, или рекомендовать группе наращивать эту значимость с каждой последующей дискуссией, все более приближая проблемы и роли к тем ситуациям, для ре­шения которых они и собрались в группу.

Каждая дискуссия завершается совместным благожелательно-критическим анализом эффективности деятельности участников и группы в целом. По результатам анализа вносится необходимая коррекция для совершенствования и повышения практической значимости (для конкретных участников) следующей дискуссии.

Группы встреч

Эти группы в отличие от Т-групп (групп тренинга умений) счи­таются психокоррекционными. Можно сказать, что это группы разнонаправленного действия: одни направлены «вовне», другие -«внутрь». Если первые (Т-группы) отрабатывают внешние (поведенческие) реакции, то вторые (психокоррекционные) кор­ректируют внутренние (психические) состояния.

Это различие весьма условно, на уровне акцентов - в каких группах что (коррекция поведения или состояния) преобладает на уровне практических упражнений. Ясно, что отделить поведение человека от его психических состояний можно лишь условно. Од­нако чисто технически (на уровне применяемых психотерапевти­ческих техник) такое условное деление весьма важно.

Так, один из основоположников групповой психотерапии Карл Роджерс, а также автор гештальттерапии Федерик Пёрлз и другие делают акцент на раскрытии самоисцеляющих сил самой группы, доверяют спонтанности (естественности) ее саморазвития и бла­готворному влиянию на самораскрытие и оздоровление каждого члена такой группы. При этом, как уже говорилось, психотерапевт максимально устраняется от руководства группы, следя главным образом за необходимой внутригрупповой психологической атмо­сферой (психологической защищенности и одновременно опти­мальной критичности и самокритичности).

Говоря о Т-группах, мы уже отмечали, что они невольно оказыва­ют и положительное психокоррекционное действие. Это положение взято на вооружение представителями другого подхода к психокоррекционным группам (Бредфорд, Гибб, Беннис и др.). Здесь, как и в Т-группах, руководитель играет весьма активную роль, помогая отра­батывать и корректировать определенные поведенческие реакции в типовых ситуациях, исходя из того, что корректировка (исправление) невротического поведения приведет (по механизму обратной связи) и к снижению частоты и интенсивности невротических состояний вплоть до их ликвидации.

В настоящее время многие психотерапевты (в частности, в на­шем Центре) используют комплексные подходы, чередуя те и дру­гие методы (саморегуляции группы и отработки конкретных пове­денческих реакций), закрепляя и стимулируя одно другим.

Методы работы Т-групп мы уже достаточно подробно рассмот­рели в предыдущем разделе. Помня о том, что они находят опре­деленное применение и в психокоррекционных группах, остано­вимся подробнее на группах встреч (по Роджерсу).

Считается, что группы встреч впервые как официальная форма психотерапии возникли в 1962 г. в США под руководством Карла Роджерса. Он признан одним из основоположников гуманистического направления психотерапии - «терапии, центрированной на клиенте».

Сторонники гуманистической психотерапии возлагают основ­ные надежды на указанную еще А.Адлером врожденную способ­ность человека к самореализации и самосовершенствованию. По их мнению, большинство неврозов и комплексов происходит именно из-за нереализации индивидуальных потенциальных воз­можностей, и поэтому при групповой терапии важно создать атмо­сферу, благоприятствующую самораскрытию и самореализации, а не учить клиента конкретным моделям поведения (так как это мо­жет увести человека от пути к своему истинному Я). Психотера­певт здесь присутствует лишь как консультант или равный (но бо­лее опытный) член группы.

Один из соратников Роджерса, Уильям Шутц, определил глав­ные требования к группам встреч, которые можно назвать и эти­ческими нормами и характеристиками, соответствие которым по­зволяет относить группы к данному типу (здесь они даются в бо­лее подробном, чем у автора, развернутом виде, учитывая, что данная книга рассчитана не только на профессионалов):

- искренность и открытость в общении между всеми участниками;

- постоянное уточнение (объективизация) каждым участником осознания своего Я (физического и психологического образа);

- принятие каждым участником ответственности за эффектив­ность группового процесса не только для себя, но и для каждого члена группы;

- постоянное внимание к чувствам (своим и чужим), а не только к словам и действиям;

- соблюдение принципа «здесь и теперь» (не уходить самому и не уводить группу в рассуждения о прошлом или будущем от обсуждения и решения конкретных актуальных проблем или перено­са нерешенных в прошлом проблем в данную ситуацию).

Искренность и открытость

Приход в такую группу для большинства членов психокоррекционных групп (особенно учитывая их индивидуально-психологи­ческие особенности) - далеко не легкий шаг. Точнее, это комплекс­ный процесс преодоления смущения, неуверенности в себе, труд­ностей в общении, нежелания признаваться в чем-то даже самому себе и уж тем более посторонним. Поэтому очень важно еще до принятия человека в группу правильно настроить его на необхо­димость такого шага, без которого все другие усилия бесполезны и прохождение дальнейших этапов групповой терапии просто не­возможно.

При правильно сформировавшейся групповой атмосфере (благо­желательности, готовности к совместному преодолению общих про­блем, групповой поддержке) такой процесс самораскрытия в конеч­ном итоге приносит участнику удовлетворение от собственной сме­лости, от того, что он смог преодолеть трудный для себя психологи­ческий барьер и получил одобрение группы и терапевта.

Мы называем этот процесс мини-катарсисом, так как облегче­ние происходит если не через страдание, то по крайней мере че­рез весьма трудное и болезненное для самолюбия, застенчиво­сти, психологической самозащиты и т.п. усилие.

Естественно, что наиболее полное самораскрытие возможно только в группе с атмосферой эмпатического взаимопонимания. Важно помнить, что самораскрытие, не встретившее должного по­нимания и поддержки, не только не эффективно, но нередко усу­губляет психическое состояние данного участника и даже приво­дит его к уходу из группы. Однако даже в благоприятной группо­вой атмосфере процесс самораскрытия не надо форсировать -каждый участник должен индивидуально созреть для этого, про­двигаясь иногда маленькими шажками, постепенно все более смелея и обретая уверенность в себе и в правильном понимании со стороны группы.

Идеальным завершением такого процесса является формиро­вание так называемой аутентичной (естественно саморегули­рующейся) личности, которая легко и свободно выражает себя, но в строгом соответствии с требованиями ситуации. Такую свободу здорового самовыражения не надо путать с болезненным психо­логическим эксгибиционизмом (этот термин пришел в психологию из сексологии, где он обозначает половое извращение, выражаю­щееся в непреодолимом желании обнажаться при посторонних). Психологический эксгибиционизм проявляется в том, что участник не только не испытывает трудностей самораскрытия, но рвется как можно более «обнажиться» перед еще практически незнако­мыми членами группы.

Естественно, что такое самораскрытие должно не поощряться, а тактично сдерживаться. Если же это не удается, надо тактично освободиться от участника, как и от любого другого человека с выраженной психопатологией. (Иногда такие люди тоже включа­ются в определенные лечебные группы, но это уже из области психиатрии, что не входит в нашу компетенцию.)

Осознание своего Я

В процессе самораскрытия каждый участник не только знако­мит с собой других членов группы, но и уточняет, объективизирует собственную самооценку. Не секрет, что наше представление о себе весьма субъективно и вольно или невольно уточняется нами с учетом мнений, поощрений, замечаний и поведенческих реакций других людей. В группе такое уточнение с помощью вышеупомя­нутой обратной связи проводится постоянно и целенаправленно. Наилучшие условия для этого создает конфронтация, но она, как мы уже говорили, может быть успешной лишь при установлении в группе атмосферы благожелательности и доверительности.

Ответственность

Это очень важный компонент социально-психологического здо­ровья, аутентичности. И напротив, именно отсутствие чувства от­ветственности за решение собственных жизненных проблем, по­пытка уйти от них, найти самооправдание их нерешенности явля­ется одной из наиболее типичных характеристик невротической личности.

Можно сказать, что несмотря на различие подходов и методов одной из главных задач практически любой психотерапии счита­ется формирование и усиление личной ответственности человека за решение собственных жизненных проблем. Поэтому руководи­тель группы должен предупреждать, а если надо, то и сдерживать участников группы в их желании помочь товарищу преодолеть трудную ситуацию. Разумеется, он при этом не должен усомниться в благожелательности отношения к нему. Участники группы должны знать, что такая помощь лишь задерживает рост индивидуальной ответственности данного участника, а значит и социально-психо­логического оздоровления.

Разумеется, речь не идет о крайних случаях, когда в неожи­данно возникшей чрезвычайной ситуации, при наложении ее на тяжелое эмоциональное состояние участника, психотерапевт должен вмешаться, чтобы оказать поддержку. Но это целесооб­разно именно в чрезвычайных случаях, и все участники группы должны знать, что хотя их не бросят в беде, но они должны сде­лать все от них зависящее, чтобы самостоятельно решить ситуа­цию, иначе процесс оздоровления не будет эффективным.

Внимание к чувствам

Многие психотерапевты считают одним из важнейших разделов самопознания осознание своих чувств. Это важно подчеркивать при ознакомлении участников группы с задачами их работы, так как многие сводят самопознание к рациональному самоанализу своего образа и поведения. Чувствам при этом либо уделяется недостаточное внимание, либо они трактуются по первому поры­ву, без серьезного уточняющего анализа.

Поэтому надо делать специальный упор на самоанализ своих чувств и ощущений по отношению к каждому члену группы, его поведению, высказываниям.

Не менее важно попытаться объективно оценить и учесть мне­ние других на выражение ваших чувств, на словесное или пове­денческое проявление их чувств к вам.

Здесь и теперь

Вы наверняка уже обратили внимание на то, что этот принцип постоянно упоминается в различных видах групповой психотера­пии. Это не случайно. Дело в том, что, как мы уже говорили, у большинства участников психокоррекционных групп постоянно проявляется тенденция уйти от реального решения проблем (от ответственности за такое решение) в обсуждение их в прошлом времени или в виде будущих планов и тревог. В этом случае про­исходит дистанцирование от проблем, что мешает их осознать и прочувствовать актуально.

Принцип «здесь и теперь» обязателен для эффективного ос­воения предыдущих разделов (особенно «Ответственности» и «Внимания к чувствам». Постоянное напоминание «здесь и теперь» тренирует способность жить реальной жизнью, оттесняя невротиче­ские переживания, то есть ведет к оздоровлению, обретению и ощу­щению своей социальной и психологической полноценности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...