Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструктивное использование всех энергетических ресурсов




Ассаджиоли указывает на два основных энергетических ис­точника:

1) энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, то есть «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов;

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

Но энергию бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли,трансмутировать (перевести в иное качество).

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд назы­вал сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный за­щитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью те­рапевта) процесс на пути кидеальной модели личности.

Третья ступень

Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности

Анализ модельных компонентов идеального Я позволяет обна­ружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно разви­ты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некото­рые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации лич­ности на пути к идеальному Я.

Для этого одновременно используются внутренний и внеш­ний пути.

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые эле­менты идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужно­го уровня. Самовнушение может использоваться и для устране­ния или уменьшения влияния на личность нежелательных эле­ментов.

Внешний путь - это действенное формирование и совершенство­вание необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тре­нинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенси­билизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация структуры личности

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закре­пление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психо­синтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармонич­ного соединения отдельных нот, которые существовали и до это­го, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко рас­пространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

ПРАКТИКУМ

Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

Рабочая тетрадь

Одним из простых и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необхо­димо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенство­вания был более четким и эффективным. Многие интересные са­монаблюдения и идеи без записей забываются.

Записи приучают четче формулировать мысли, а значит, и лучше анализировать свои состояния. Анализ записей позволяет выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих ре­акций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помога­ют отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

Ведение и периодический анализ рабочей тетради позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим собой, а значит, и быстрее выявить истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

Добавлю, что регулярное ведение аналитических записей уже са­мо по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его ма­люют» нам наши эмоции и фантазии).

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рацио­нально) естественно комбинируется с бихевиористскими приема­ми систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контро­лируемого) рассмотрения со стороны.

Ваши возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положитель­ных и отрицательных переживаний.

Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь мак­симально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, ста­раясь как можно ярче представлять различные проявления силь­ных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные стра­дания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

Затем - по контрасту с испытанными переживаниями - поста­райтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, ра­зум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше вооб­ражение переключилось с отрицательных эмоций на положитель­ные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ва­ших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

Кто я?

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза со­ставляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

Суть данного упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша начинаете отвечать себе на во­прос «Кто я?»

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулиров­ками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ва­ших противоречивых взглядов на него.

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осан­ку, одежду, движения как бы со стороны.

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истин­ную сущность человека.

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших записей.

Мы дополняем это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков са­мого себя или, вернее, выражения своих определенных черт харак­тера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

Для объективизации представления о себе мы добавляем так­же упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

Имея некоторую фантазию, вполне доступно представить себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные и негативные оценки вашего характера и поведения и постараться с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и начать рас­сматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам их судите их».

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтвер­ждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с посло­вицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет воз­можности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к лю­дям (а также их отношение к вам).

Разотождествление

Исходное положение то же самое - нужно найти тихое уеди­ненное место, удобно сесть, расслабиться, постараться отвлечься от посторонних чувств и мыслей и настроиться на данную работу.

Дальше в полной душевной тишине вы четко произносите про себя:

«У меня есть тело, но я не тело.

Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».

Теперь закройте глаза и четко несколько раз подведите итог вашим рассуждениям одной краткой фразой:

«У меня есть тело, но я -не тело».

После определенной паузы, во время которой вы как бы вновь освобождаетесь от всех эмоций и мыслей, приступаете к прочувствованию следующей фразы:

«У меня есть чувства, но я - не чувства.

Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.

Чувства приходят и уходят, а мое Я - остается».

Закройте глаза и резюмируйте итог этого этапа, внушая себе мысль:

«У меня есть чувства, но я-не чувства».

То же самое проделайте по отношению восприятия своего ин­теллекта, подчеркивая разными фразами, что ваш интеллект мо­жет совершенствоваться, изменяться, направляться на разные объекты, тогда как ваша сущность остается неизменной.

Резюмируйте построение фразы самовнушения:

«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».

При постоянном повторении этого упражнения ассоциативные связи закрепляются, и их промежуточные звенья смогут быть опущены, как при аутотренинге.

Вы научитесь достигать нужного вам разотождествления, упот­ребляя лишь резюмирующие фразы:

«У меня есть тело, но я -не тело.

У меня есть чувства, но я -не чувства.

У меня есть интеллект, но я - не интеллект».

Исходя из наших практических наблюдений, мы стали приме­нять несколько другой перевод этих завершающих фраз, которые рекомендуем произносить (про себя или вслух ) с пафосом:

«Я хозяин, а не раб своего тела.

Я хозяин, а не раб своих чувств.

Я хозяин, а не раб своего интеллекта».

Возможно, ортодоксы психосинтеза осудят нас за такой воль­ный перевод, но мы исходили из демократического выбора самих клиентов. Некоторые из них длительное время держались за классический перевод, но потом все же предпочли наши форму­лы. Мы понимаем, что наш перевод вносит и другой психологиче­ский настрой, и поэтому не претендуем на то, что это то самое упражнение, которое Ассаджиоли называл «Кто я?», а наша твор­ческая модификация, показавшая свою практическую эффектив­ность.

Субличности

Выделите поочередно ваши основные субличности: Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специали­ста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.).

Не спеша постарайтесь вжиться в образ и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами на мир, на людей, на себя, на другие субличности.

Постарайтесь критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает.

В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.

Например, две субличности, любящие одновременно и свою мать, и своего мужа (которые не симпатизируют друг другу), могут поспорить друг с другом. При грамотном психотерапевтическом ру­ководстве такой спор позволит каждой из субличностей объектив­ней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущест­во каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь прими­рить субличности под руководством лучшей из них.

Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете суб­личность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она на­слаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду.

В обоих случая вы стараетесь создать для своей субличности светлый, эстетически высокий настрой, способствующий макси­мальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется (по мнению французского психолога Дизоля) «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему.

Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных услови­ях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, поста­райтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам поможет ваш постоянный самый доверенный собе­седник - рабочая тетрадь.

Я не роль

Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, на­правлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.

Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувство­вать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состоя­ний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.

Следует постоянно помнить, что не надо лечить то, что не бо­лит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.

Терапевт показывает клиенту, что неудовлетворяющие, трав­мирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыг­рать и по-другому.

Так с помощью психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более приемлемая. Клиент начинает сознательно играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.

Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:

«То, что мне сейчас во мне не нравится,

не является моей неизменной сущностью.

Это лишь одна из ролей,

которую я могу сыграть по-другому

или отказаться играть вообще.

Я хозяин своих ролей, а не раб их».

Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и оши­бок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкре­плением.

Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях психосин­теза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психо­терапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных ме­ханизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).

Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с прак­тической точки зрения в них больше общего, чем различного.

Отождествление с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного выполне­ния предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.

Осознав такое разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.

Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво на­блюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направ­ляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подгото­вительные стадии.

Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позво­ляя взглянуть на нее более холодно, со стороны.

Формирование нужного качества

Обычно это упражнение используется для формирования спо­койствия, однако может применяться и для развития других ка­честв, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть ком­фортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто ов­ладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной само­регуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максималь­но спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», поста­райтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться макси­мально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспо­коящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепен­ное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилиза­ции - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание

Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на фор­мирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабо­чей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

Формирование идеальной личности

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны предста­вить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувст­вовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного ге­роя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. По­старайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пре­делах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вжи­ваться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражне­ние ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы просну­лись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным само­внушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от склады­вающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причи­ны временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в на­стоящее время широко используются как самостоятельный психо­терапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только поло­жительным, но и отрицательным) Однако психофизический меха­низм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоя­тельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать ра­боту по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сенти­ментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненавис­ти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражне­ний - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две по­ловины.

На одной половине символически изображаете одно из противо­положных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной ко­манде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зре­ния, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мир­ных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите запи­си всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющие­ся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная идея психосинтеза?

2. «Взаимоотношения» психоанализа и психосинтеза.

3. Какие идеи и методы Фрейда, Юнга и Адлера нашли свое отражение в психосинтезе Р. Ассаджиоли?

4. Структура личности по Ассаджиоли и ее принципиальное отличие от структуры личности по Фрейду.

5. В чем заключается метод контроля над элементами?

6. В чем заключается метод работы над субличностями?

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы практической реализации техники психосинтеза.

САМОАНАЛИЗ К. ХОРНИ

Не умаляя значения других представителей психоаналитиче­ских трудов и школ, мы, учитывая нашу задачу немедицинской ориентации, остановимся на анализе еще одного метода, который стихийно применяется каждым человеком, а как научный метод введен и обоснован Карен Хорни.

О Карен Хорни написано много: и о ее теории «базальной тре­вожности», и о «невротической личности», и о «женской психоло­гии», и о вкладе в феминистское движение.

Зигмунд Фрейд считал, что психоаналитический самоанализ не может дать достоверных результатов и потому (именно с пози­ции классического психоанализа) невозможен. Хотя, справедли­вости ради, стоит отметить, что многие идеи и технические приемы психоанализа Фрейд разработал именно в результате самоанализа. Но он считал это лишь ранней исследовательской стадией форми­рования психоанализа, а не методом, который может быть пред­ложен и доступен другим именно с целью психотерапии.

Карен Хорни (1895-1952), представительница неофрейдизма, считает, что самоанализ вполне может эффективно применяться при обязательном соблюдении следующих требований:

1. У клиента должен быть сильный и устойчивый мотив для самопознания. Этот мотив должен не ослабевать на протяжении длительного и трудного процесса самопознания.

2. Приступая к самоанализу, клиент должен быть вооружен необходимым минимумом знаний о бессознательном и его влия­нии на психические состояния и поведение человека, а также об основных методах техники психоанализа. Для этого надо прой­ти соответствующую подготовку под руководством опытного психоаналитика. Клиент должен быть убежден в необходимости безжалостно откровенного взгляда на себя, свои проблемы и их истинные причины.

Настоящую пользу психоанализ, проводимый опытным психо­аналитиком, может принести в сочетании с выполнением индиви­дом домашних заданий.

И все же, как показывает практика, механизмы самозащиты (неосознанного самообмана) при проведении самоанализа меша­ют проникновению в подсознание и нередко искажают представ­ление об истинных причинах проблемы, что мешает ее решению.

Однако мы считаем, что применительно к нашим задачам психолого-педагогической психотерапии самоанализ может быть достаточно эффективным инструментом самокоррекции и самосовершенствования при непременной корректировке своей самооценки, при сопоставлении ее с более объективными пока­зателями (мнением других, анализом конкретного поведения и деятельности).

Мы не будем здесь углубляться в теорию и практику самоана­лиза К. Хорни, так как он представляет собой главным образом теорию и практику психоанализа (с которыми вы уже кратко оз­накомились) применительно к самому себе. Поэтому пусть это и будет ваше задание для самоподготовки.

Задание для самоподготовки

1. Составьте программу психоанализа самого себя. Для этого творчески используйте полученные знания о психоанализе З.Фрейда и требования К. Хорни к самоанализу.

2. Начните осуществлять и постоянно совершенствовать на практике вашу программу самоанализа.

3. В рабочей тетради должен найти отражение процесс этой работы, включающий анализ ошибок, сомнения, предположения и совершенствование этого процесса.

4. Проявите творческую смелость и подключите к этой работе элементы психоаналитической терапии по К. Юнгу, А.Адлеру, психосинтеза Р.Ассаджиоли, ваши собственные идеи.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (БИХЕВИОРИСТСКАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ

Проводя условно знак равенства между понятиями «поведен­ческая» и «бихевириальная поведенческая» психология и психоте­рапия, мы исходим, во-первых, из дословного перевода (английское слово behavior переводится на русский язык как поведение), а во-вторых, цель нашей работы - ознакомление с общими основами главных направлений и возможностями применения (пусть весьма ограниченного, но несомненно важного) этих знаний и некоторых технических приемов в психолого-педагогической практике, а не теоретические попытки обосновать собственные направления.

Целью бихевиористской, или, как иногда пишут, бихевириальной психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к мо­дели поведения или отдельным поведенческим умениям и навы­кам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.

Клиент с помощью психотерапевта находит эти модели пове­дения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех си­туациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.

Многие из этих знаний и навыков могут быть успешно примене­ны не только по отношению к другим, но и к себе самому, так как практически каждый человек страдает если не выраженными невро­зами, то по крайней мере какими-то психологическими проблема­ми, с которыми может справиться и самостоятельно, но более ус­пешно это происходит при наличии специальных знаний и уже дос­таточно проверенных в психотерапевтической практике приемов.

Хотя основателем бихевиоризма как психологического направ­ления по праву считается Джон Уотсон, многие, и в первую очередь американские бихевиористы, считают, что не меньшее влияние на развитие бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория и «поведенческие» эксперименты над животными И.П.Павлова.

Влияние Павлова на развитие бихевиоризма не отрицают и сами американские родоначальники бихевиоризма и зародив­шейся на его основе бихевириальной (поведенческой) терапии Б.Ф.Скиннера.

Идеи и экспериментальные работы Б.Ф.Скиннера внесли мно­го нового не только в классический бихевиоризм как в психоло­гическое направление, но и в психотерапию, распространяющую­ся на лиц, страдающих неврозами, и просто на людей, желающих изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности.

Б.Ф.Скиннера по праву считают родоначальником бихевиори­стски ориентированного обучения (в процессе которого удельный вес теоретических знаний и формирования практических навыков резко изменился в сторону практики).

В отличие от психоанализа, занимающегося психическими состояниями, бихевиоризм и особенно радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера акцентирует свое внимание на поведенческих ре­акциях и их экспериментальном изменении до нахождения и за­крепления нужных моделей (в основном приспособительных на­выков и умений).

Нередко можно встретить утверждения, что Скиннер, как и би­хевиористы, считает сферы сознания и бессознательного не за­служивающими внимания. Это ошибочное, поверхностное сужде­ние, вызванное нескрываемым критическим отношением бихевиористов к научной достоверности психоаналитических толко­ваний, а также тем, что бихевиористы часто переносили на объяс­нение механизмов поведения человека закономерности, выявлен­ные на опытах с животными.

Напротив, Скиннер, как и другие классики бихевиоризма, счита­ет, что эти проблемы сознания и бессознательного настолько серьез­ны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с их внешними проявлениями в виде поведенческих реакций, изучать эти реакции и в тех случаях, когда они оказываются неэффек­тивными для решения проблем клиента или даже их усугубляющими.

Итак, признав научно недостоверными существовавшие мето­ды анализа и объяснения психических состояний человека, бихе­виористы сделали своим «знаменем» формулу «S - R», где S обо­значаетстимул (определенный положительный или отрицатель­ный раздражитель), а R обозначает поведенческуюреакцию чело­века или животного на данный раздражитель.

При этом важность сознания, бессознательного и субъектив­ные понятия не отрицаются (как ошибочно считают даже многие психологи), они просто не рассматриваются как не имеющие (в отличие от поведения) объективного измерения. Поведение же считается объективно наблюдаемым феноменом и, каким бы сложным или странным оно ни казалось, может иметь объектив­ные критерии и методы наблюдения, исследования и коррекции.

Скиннер не игнорирует такое понятие, как личность, но опреде­ляет его с точки зрения бихевиоризма, то есть как «сумму паттер­нов» (определенных типов, «целостных совокупностей поведенче­ских реакций») поведения, а не как «изолированную самость».

В соответствии с вышеприведенной формулой бихевиоризма (S - R) различные ситуации вызывают различные паттерны реак­ций. При этом различия в поведенческих реакциях на одни и те стимулы определяются индивидуальными генетическими разли­чиями в предыдущем опыте и в генетической истории. То есть, еще раз предостерегая от вульгарного упрощения бихевиоризма, подчеркиваем, что даже самый радикальный его представитель Б.Ф. Скиннер не упрощал толкования поведенческих реакций и считал их зависящими от многих скрытых факторов, в том числе от генетических особенностей, но не считал их проблемой, по­сильной для объективного научного исследования (по крайней мере на современном уровне состояния науки). Однако он и его последователи предпринимали попытки определенного толкова­ния генетической истории по паттернам поведенческих реакций.

О глубине подходов Скиннера говорит то, что, относясь с глу­боким уважением к идеям И.П.Павлова и особенно к организа­ции его экспериментов, он утверждал, что нельзя упрощенно объ­яснять поведение не только человека, но и животных лишь с по­зиции условно-рефлекторной теории.

Если И.П.Павлов открыл механизм образования условных ре­акций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым услов­ным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемогооперантного обусловливания.Можно сказать, что принцип оперантного обусловливания (кстати, по аналогии с принципом психического детерминизма, только по отношению не к психическим состояниям, а к поведению) подразу­мевает, что никакое поведение, в том числе то, которое на первый взгляд не вписывается в схему ожидаемого ответа на стимул, не является случайным или необъяснимым. Просто эти причины могут не лежать на поверхности, однако их надо искать как в предыдущем опыте клиента, так и в его генетической истории, комбинация ко­торых оперантно (действенно) обусловила данное поведение.

Остальное близко к схеме выработки условного рефлекса в экспериментах И.П.Павлова. То есть правильные или желатель­ные (по условиям эксперимента) поведенческие реакции поощря­ются (получают определенный вид положительного подкрепле­ния), а неправильные или ошибочные порицаются (испытуемый получает определенный вид «наказания»).

Как было установлено Павловым и подтверждено многочис­ленными экспериментами бихевиористов, положительные санк­ции закрепляли требуемую модель поведения, а отрицательные снижали вероятность поведенческих реакций (ответов), за которые следовало «наказание» (отрицательный подкрепляющий стимул).

Однако повторяем, что Скиннер считал необходимым при ана­лизе такого поведения рассматривать не просто схему S - R (стимул - реакция), а предусматривать то, что данная реакция еще и оперантно обусловлена предыдущим опытом и генетической историей испытуемого.

Первичными положительными и отрицательными «подкрепителями» правильных или ошибочных ответов считаются физиче­ские вознаграждения от которых животное, ребенок, а иногда и взрослый человек получает физическое удовольствие и физиче­ское наказание (неприятные физические ощущения различного рода интенсивности).

Некоторые исследователи к отрицательным «подкреплениям» относят фрустрацию от неполучения ожидаемого положительно­го подкрепления. Эту схему, кстати, использовал выдающийся дрессировщик Филатов, постоянно научно экспериментировав­ший под консультативным руководством И.П.Павлова. При дрессировке медведей он правильное выполнение задания под­креплял положительным стимулом (давал кусочек сахара), а при невыполнении или неправильном выполнении задания не прибе­гал к прямому наказанию, а лишь не давал ожидаемый кусочек сахара. То есть использовал косвенное наказание в виде фрустрации от недополучения положительного подкрепления.

Кстати, такую схему используют многие воспитатели и роди­тели, иногда приходя к ней самостоятельно, когда отсутствие по­ощрения ребенка является для него косвенным наказанием.

Не будем здесь вдаваться в нюансы этой системы, которая, как и любые хорошие идеи, может быть доведена до абсурда, когда родители приучают ребенка хорошо себя вести или хорошо учиться, подменяя более кропотливый процесс формирования личностных установок и духовных потребностей материальными поощрениями или угрозой не купить обещанное.

Здесь мы логично переходим ко вторичным «подкрепителям». Они действуют по той же схеме, что и первичные «подкрепители», но уже на другом уровне и обычно представляют собой так назы­ваемые нейтральные стимулы. Здесь уже фигурирует не физиче­ское, а материальное удовлетворение потребностей и даже обе­щание такого удовлетворения.

Важной частью теории и практики бихевириальной терапии по Скиннеру являются так называемыеобъяснительные фикции, тоесть функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.

Среди основных объяснительных фикций Скиннер называет такие, как: автономный человек, свобода, достоинство, творчест­во. Он считает их иллюзорными, но необходимыми для самоут­верждения человека.

Действительно, человек - существо социальное, вынужденное считаться с требованиями общества или быть им отвергнутым, но и тогда он вынужден считаться с какими-то людьми и обстоятель­ствами. То есть его автономия, как и свобода, - понятия весьма относительные, но важные для его самосознания.

Достоинство (оценка себя и других) определяется не самостоя­тельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под осозна­ваемым или неосознанным влиянием критериев и ценностей того социума, к которому он принадлежит или хотел бы принадлежать.

Творчество, каким бы спонтанным оно ни казалось самому твор­цу, тоже оперантно обусловлено его внешними условиями и внутрен­ними потребностями, которые (как мы уже говорили) в свою очередь зависят от его предыдущего опыта и генетической истории. (Мы не говорим здесь о творчестве, которое осознанно выполняется как оп­ределенный заказ, а лишь о тех случаях, когда оно воспринимается как свободное, ни от чего и ни от кого не зависящее.)

Скиннер утверждает, что все это лишь объяснительные функ­ции, отрицающие спонтанность и источники, не вытекающие из сферы жизненного опыта.

Повторяем, что генетическую историю он тоже выводит из жизненного опыта предыдущих поколений данной популяции и конкретного индивидуума.

Надо сказать, что бихевиоризм вырос из философии прагма­тизма, и Скиннер, последовательный и, более того, радикальный бихевиорист, прямо указывает, что его (с позиции прагматика) больше интересует не психическое состояние человека, а его пове­дение (так как именно оно может быть эффективно или неэффек­тивно для индивидуума и общества), а в самой сфере поведения ему более интересно управление этим поведением, нежели его предсказание.

Возражая тем, кто считал, что его подходы к управлению по­ведением человека при их полной реализации дадут рычаги управления людьми в руки тиранов, которые «механизируют» общество, он писал: «...мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлени­ем, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Пер­вый шаг к защите от тирании - это максимально возможное обна­ружение техники управления...»

Ставя основной задачей поведенческой терапии формирова­ние наиболее эффективных (для решения конкретной личной или профессиональной проблемы) поведенческих навыков и умений путем их рефлекторного положительного подкрепления, Скиннер исходил из убеждения, что наказание любого вида не­эффективно тем, что оно информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что и как делать. Таким обра­зом, наказание не позволяет индивидууму выработать правиль­ных адаптационных навыков и умений, необходимых для пре­одоления фрустрирующей (его или других) ситуации. Поэтому для обучения эффективны только положительные стимулы, под­крепляющие правильные поведенческие реакции, а отрицатель­ные (наказания), не показывая новых моделей поведения, выну­ждают индивидуума рано или поздно (в прямой или завуалиро­ванной форме) возвращаться к прежним (неэффективным или даже вредным) моделям поведения.

В качестве примера неэффективности наказания для выработки правильного поведения Скиннер приводит тюремное заключение, которое показывает крайне низкий процент исправлений даже в наиболее цивилизованных странах.

Награждение, использование различного вида поощрений представляет собой, по мнению бихевиористов, значительно бо­лее эффективный путь научения правильным или необходимым моделям поведения. При этом происходит необходимая управ­ляемая селекция (отбор) и закрепление наиболее эффективных паттернов поведенческих реакций.

Можно сказать, что бихевириальный психотерапевт работает не с болезнью (психологической проблемой, неврозом), а с ее симптомами (внешними проявлениями в неправильном или не­достаточно эффективном поведении).

Одна из наиболее первостепенных задач при проведении пове­денческой терапии - осознание так называемой неугрожающей обстановки, максимальное приближение ощущения защищенно­сти и комфорта клиента.

Не секрет, что большинство людей, обращающихся к психоте­рапевту, чувствуют себя неуверенно, незащищенно и оттого не могут полностью раскрыться для доверительного контакта и партнерства. А без этого терапевтическая работа не становится сотрудничеством и, значит, не соответствует основному принципу бихевиористской терапии.

Это должна быть не просто атмосфера доверия к психотерапев­ту, а атмосфера полной раскрепощенности, возможности без стеснения спонтанно выразить беспокоящие клиента эмоции в плаче, смехе, совершенно откровенных признаниях даже в том, что кажет­ся неприличным, например в различных сексуальных фантазиях. Клиент должен быть уверен, что психотерапевт не только (пусть даже про себя) не осудит его и не сочтет неполноценным, а напро­тив, оценит его доверие, правильно поймет сам и растолкует клиен­ту причины беспокоящих его проблем и с искренним желанием начнет сотрудничество по решению этих проблем.

Однако, создавая такую атмосферу полной раскрепощенности и спонтанности, психотерапевт должен выражать ее понимание, но не поощрение, постепенно начиная переводить клиента с этих, хотя и естественных, но неэффективных, способов поведения к формиро­ванию правильных поведенческих умений и навыков, направлен­ных на конструктивное решение проблемы, и поощряя (положи­тельно закрепляя) каждый успех клиента в этом направлении.

Часто на первом этапе бихевириальные психотерапевты пред­лагают клиенту освоить технику психорегуляции с помощью ме­тода прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону. Этот метод, состоящий из последовательного напряжения и расслабле­ния различных мышечных групп и концентрации внимания на разнице в этих ощущениях, осваивается довольно быстро (быстрее, чем аутотренинг по И.Шульцу) и сразу дает почувство­вать клиенту, что он способен к эффективному обучению приемам и навыкам, которые предлагает ему психотерапевт. Это вселяет в него уверенность, что и более серьезные задачи - по плечу. Пом­ните (и напоминайте клиенту) высказывание древних: «Даже ма­ленькая победа над собой делает человека намного сильнее». К тому же техника прогрессивной релаксации пригодится при ос­воении других, более сложных, поведенческих навыков.

Когда психоэмоциональное состояние клиента при решении болезненной для него проблемы будет нарастать и грозить выйти из-под контроля, он (клиент) сначала по команде терапевта, а за­тем уже самостоятельно определяя нужный момент, резко пере­ключает свое внимание на технику прогрессивной релаксации и (при хорошем ее освоении) в считанные минуты переключается, отходит от болевой точки, к преодолению которой он оказался пока не готов. Затем работа снова продолжается.

Кроме того, выработка навыков психомышечной релаксации помогает лучше справиться с различными недостатками излишне­го или неадекватного психоэмоционального напряжения для пре­одоления застенчивости, обретения уверенности в быту, на рабо­те, при публичных выступлениях и т.п.

Наибольшее распространение среди групп поведенческой те­рапии получили так называемые группы тренинга умений. Такие группы можно назвать курсами программированного обучения. Но не обучения школьным или университетским предметам, а обучения поведенческим реакциям, умениям, необходимым для решения бытовых или профессиональных проблем клиента, а также для повышения его профессиональной эффективности.

Наиболее популярными (по крайней мере в США) «группами умений» являются:

- группы снижения тревожности и обретения (повышения) уве­ренности в себе;

- группы планирования карьеры (где не только строятся пла­ны, но и отрабатываются алгоритмы и необходимые психологи­ческие профессиональные навыки достижения конечной цели);

-группы принятия решений (сюда идут люди, страдающие от нерешительности или от принятия непродуманных, спонтанных, переменчивых решений и неумения их реализовать);

-группы родительских функций (мало любить своих детей, важно уметь реализовать свою любовь на пользу, а не во вред тем, кого ты любишь);

-группы коммуникативных умений (для лиц, имеющих труд­ности или ошибки в общении) и т.д.

В таких группах весьма быстро снимается смущение и не возни­кает чувства ущербности, так как собравшиеся вокруг тебя объеди­нены той же самой или аналогичной проблемой и тоже не могут с ней справиться самостоятельно. Помните указание А.Адлера на то, что лучшее лечение от своих неврозов и проблем - это переклю­чение внимания с собственной персоны на помощь другим в ре­шении этих проблем? Применение групп тренинга умений исклю­чительно широко: от обучения кандидата в гуБёрнаторы преодоле­нию нерешительности в публичных выступлениях до обучения дер­жанию чашки с чаем при восстановлении двигательных функций.

Главный процесс в группах поведенческой терапии - это процесс обучения. Так, при терапии взаимоотношений осваиваются такие навыки коммуникаций, которые не провоцируют защитных реак­ций того, к кому вы обращаетесь, у него не возникает инстинктив­ного желания либо отгородиться от общения, либо отреагировать на него в той или иной мере раздражительно, агрессивно. При этом терапевт сначала показывает, а затем предлагает начать воспроиз­водить и совершенствовать четыре вида поведенческих умений:

- осознание и совершенствование выражения коммуникатив­ных чувств, связанных с вашим положительным отношением к коммуникатору и вызывающих («провоцирующих») соответ­ствующее его отношение к вам;

- эмпатический ответ (эмпатия - это способность к эмоцио­нальному сопереживанию, ощущению чувств и настроений другого человека). На этом этапе происходит обучение все более глубо­кому и сочувствующему пониманию внутреннего состояния дру­гого человека и выражению этого понимания коммуникатору;

- последовательное переключение образа действия - от сфор­мировавшегося навыка выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу (эмоциональному сопереживанию);

- фасилитация (содействие-поддержка) - подготовка к обуче­нию другим вышеперечисленным навыкам после того, как вы са­ми их достаточно освоили и убедились в их эффективности.

Несмотря на наличие общих принципиальных схем деятельно­сти групп тренинга умений, следует выделить как относительно самостоятельный такой вид тренинга умений, который называет­сяструктурированно обучающая терапия.

Тренинги такого вида применяются для развития социальных умений (необходимых для эффективной жизнедеятельности в раз­личных бытовых и профессиональных группах и сообществах). Сюда в первую очередь входят умения планировать и умения пред­упреждать причины возникновения стресса.

Тренинг в таких группах включает моделирование и прогнози­рование социальных ролей, отработку коммуникативных взаимо­действий и обратной связи (получения информации о правильно­сти или ошибочности в освоении навыков) и перенос приобретен­ных умений в реальную группу, для которой эти навыки и отраба­тывались.

Несмотря на широкое распространение самых разнообразных групп тренинга умений, наибольшей популярностью на протяже­нии многих лет пользуются группы тренинга уверенности в себе. Здесь отрабатываются: умения осознавать и выражать свои чувства, потребности и экспектации (ожидания); умения уверенно общаться: не стесняться обращаться с просьбой даже к малознакомым людям, не обескураживаться, получая отказ, и самому не бояться в опреде­ленных случаях ответить отказом, не чувствуя вины, уметь отстаи­вать свои законные права, делать и принимать комплименты и т.д. (Далее мы скажем об этом несколько подробнее.)

К основным правам, которые следует научиться свободно и ес­тественно отстаивать и использовать, относятся:

Право быть одному

Право отказаться от ненужного или нежелательного для вас в данный момент общения, не чувствуя при этом смущения и вины.

Право на независимость

Независимость в решениях и поступках в тех случаях, когда вы не связаны договорами и объективными, а не оправдывающими вашу нерешительность обязательствами.

Право на успех

Не стесняться проявлять свои способности, дающие вам чест­ное преимущество над другими.

Право быть выслушанным и серьезно воспринятым

Право на то, чтобы вас внимательно выслушали и серьезно от­реагировали на вашу просьбу или мнение (на реализации этого права трудно настоять, оно завоевывается правильной «поста­новкой себя». Как писал Киплинг: «Будь прям и строг с врагами и друзьями. Пусть все, в свой час, считаются с тобой».)

Право получить то, за что платишь

Это право получить оплаченные вами товары и услуги в соот­ветствии с их наименованием и необходимым качеством.

Сюда же можно включить и право на справедливую оплату за результаты своей деятельности. (Этот пункт особенно трудно реа­лизовывать в современной России, но вы не должны забывать о своих правах и должны на них настаивать - иначе вы не получите даже того, что получат другие, находящиеся в таком же положении).

Право иметь права

То есть от вас должно веять спокойной уверенностью в том, что вы знаете свои права и не намерены от них отказываться.

Речь идет не только о юридических правах, но и о праве вести себя уверенно и независимо, даже если это кому-то и не нравится, особенно тем, кто привык к вашему нерешительному и зависимо­му поведению.

Право отвечать отказом на просьбу

Не чувствуйте себя виноватым, если считаете ваш отказ обос­нованным.

При этом надо быть готовым спокойно аргументировать свой отказ, даже если причины его субъективны.

Одновременно надо быть психологически открытым для обсу­ждения, а возможно и принятия контрдоводов собеседника.

Право просить то, чего хочешь

Это, разумеется, не значит, что любой ваш каприз, несправед­ливое или невыполнимое (по объективным обстоятельствам) же­лание должны быть удовлетворены. Но вы имеете право выска­зать любую просьбу, так же как и тот, к кому вы обратитесь, име­ет право отказать вам по объективным причинам, и к этому тоже надо быть готовым.

Сейчас любая американская газета самого маленького город­ка или района пестрит объявлениями, призывающими собраться вместе лиц, которым хотелось бы выработать или исправить те или иные поведенческие навыки и умения. Во многом это напоминает группы самопомощи, начавшиеся с обществ анонимных алкоголиков и распространившиеся в настоящее время практически на все проблемы, с которыми люди помогают справиться друг другу.

К тому же в таких группах восполняется прогрессирующий в нашем обществе дефицит общения (феномен «одиночества в толпе») - люди, лично обеспокоенные одной проблемой (у кого чего болит...), внимательней слушают друг друга и искренне, а не из формальной вежливости, дают человеку «излить душу», поразмышлять вслух, «что же делать», подсказать советом, про­явить заботу друг о друге, принять достойно отказ.

Право совершать ошибки и отвечать за них

Не каждая инициатива приносит успех, но «не ошибается тот, кто ничего не делает».

Весь наш жизненный опыт складывается по методу «проб и ошибок». Если этого не осознать и все время бояться ошибиться, то ваши идеи, способности, а может и жизнь в целом, останутся нереализованными.

Главное уметь просчитывать цену возможной ошибки, влияние ее на права других людей и быть готовым нести за нее личную от­ветственность.

Право не быть напористым

Это типичный американский пункт, так как американцы с дет­ства «замучены» призывами к напористости.

К сожалению, и в нашей стране родители или супруги нередко «замучивают» требованиями, вроде бы правильными, но объек­тивно не соответствующими нашему темпераменту (а это базовый, малоизменяемый фактор), характеру или данному состоянию. Это создает ощущение еще большей неуверенности и ущербности несо­ответствия требованиям. Поэтому здесь важно помочь найти ин­дивидуальный стиль деятельности и показать возможности наи­лучшей самореализации, исходя из индивидуальных особенностей.

Для развития умений осознавать, реализовывать и отстаивать свои права в данных группах применяются специальные упражне­ния. Обычно к таким упражнениям, развивающим уверенность в себе, относятся:

- активное смотрение: выработка умения не стесняясь, уверен­но, но спокойно (без робости и вызова) смотреть в глаза собесед­нику, делая акцент не на уверенность взгляда, а на выражение в нем активного внимания равного партнера;

-развитие умений искренне (не формально-вежливо) делать комплименты и без смущения, с уверенной (не снисходительной и не униженной) благодарностью принимать их;

-раскрепощение естественного (не зажатого, но и не бескон­трольно-невоспитанного) выражения своих чувств;

-развитие умения первым вступать в беседу и вести ее (упражнения в этом, как и в предыдущем пункте, включают эле­менты упражнений из риторики, в необходимых случаях коррек­тируются произношение, дикция, грамотность, темп и другие компоненты речи с дополнениями мимикой и жестами).

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные принципы бихевиоризма и поведенче­ской терапии.

2. Какой вклад в поведенческую психотерапию внесло учение И.П.Павлова?

3. Назовите основных авторов бихевиоризма и поведенческой терапии. Что такое оперантное обусловливание?

4. Опишите упражнения групповой поведенческой терапии.

ПРАКТИКУМ

Несмотря на то, что большинство упражнений в группах тре­нинга умений в традициях бихевиоризма направлены на коррек­цию внешних поведенческих проявлений, определенное внимание уделяется и формированию «внутренних» навыков, таких, как умение останавливать чрезмерное самоосуждение и «самокопа­ние», формировать в своем сознании позитивный образ собствен­ного Я и т.д.

Как уже говорилось, одним из наиболее популярных (особенно в США) видов групп тренинга умений являются группы тренинга уверенности в себе.

Приведем несколько типичных упражнений для таких групп.

Разговор

Умение вести разговор наиболее информативно показывает степень уверенности человека и одновременно тренирует эту уверенность. Участники распределяются по парам и начинают обмен вопросами и ответами.

Учитывая, что собравшиеся в подобную группу люди нелегко вступают в контакты, упражнение нужно начинать с наиболее лег­кого обмена вопросами и ответами. Это должны быть так назы­ваемые открытые вопросы, которые отличаются общим характе­ром и не требуют точного ответа. Например, вы спрашиваете: «Как дела?» (открытый вопрос), на который может быть дан также открытый ответ: «Ничего, так себе, спасибо, неплохо» и т.п.

После того как такой поверхностный разговорный контакт обра­зовался и постепенно стал все более легким для участников диалога, они постепенно переходят к более закрытым (конкретным) вопросам. Например: «Как вы себя чувствуете сейчас?» На этот вопрос может быть дан сначала такой же открытый ответ, а затем руководитель просит отвечать поконкретнее и поподробнее опи­сывая свое самочувствие.

Важно следить за постепенной подготовкой каждого участника к переходу на все более конкретные вопросы и наконец на вопро­сы, ответы на которые требуют от него преодоления некоторого смущения.

Слишком быстрый переход к таким вопросам может вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. (Такой прием иногда при­меняется опытным психотерапевтом в психокоррекционных группах, но не считается удачным для групп тренинга уверенности.)

Сначала один участник спрашивает, другой отвечает. Затем (минут через десять) они меняются ролями. Потом переходят к обмену вопросами и ответами, все более конкретизируя их.

Обсуждение успешности и трудностей диалога может прово­диться как после каждой его фазы, так и по результатам всех раз­говоров в целом. Начинать это упражнение желательно с наибо­лее удобными (наименее смущающимися) партнерами, которых выбирают сами участники. В последующем (на этом или на сле­дующем занятии) следует менять партнеров, так чтобы в конеч­ном итоге каждый участник «потренировал» свою уверенность (или точнее - преодоление неуверенности) в беседах со всеми участниками группы. Желательно, чтобы в группе каждый сумел поговорить с каждым.

Это упражнение, как и большинство других упражнений пове­денческой терапии, проводится на протяжении многих занятий до достижения нужного эффекта, оцениваемого не только психоте­рапевтом, но и каждым участником группы, который оценивает не только свою успешность, но и других членов группы, тем самым подбадривая их («положительное подкрепление»).

Релаксация (расслабление)

Сначала маленькое теоретическое вступление.

Это упражнение очень важно не только для данного, но и для всех видов психотерапии.

Неуверенность всегда связана с определенным уровнем тре­вожности, а та, в свою очередь, с определенным уровнем эмоцио­нальной напряженности, а последняя, в свою очередь, с опреде­ленным уровнем общей или локальной мышечной напряженности, зажатости.

В соответствии с различными видами психомышечной релак­сации может быть «прокручен» и обратный механизм. Расслабле­ние мышц снижает эмоциональную напряженность, тревожность и неуверенность.

Для этого могут применяться различного вида методы психоре­гуляции: расслабление мышц одновременно со словесным само­внушением (аутотренинг по И.Шульцу и т.п.), также без слов, а лишь на контрасте ощущений напряжения и расслабления мышц (по Э.Джекобсону и т.п.). Не отрицая вредности словесного само­внушения, следует отметить, что процесс хорошего овладения аутотренингом требует достаточно длительного времени для об­разования и закрепления условно-рефлекторных связей между словом и ощущением.

Второй вариант - концентрация на различии в ощущениях напря­женных, а затем резко расслабленных мышц -дается почти сразу.

Так как в группах тренинга уверенности в себе упражнения на расслабление играют не основную, а подчиненную роль, то в большинстве случаев применяется второй вариант. Разумеется, если кто-то дополнит его мысленным словесным самовнушением расслабления, это еще более усилит эффект.

А теперь само упражнение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабить все мышцы.

Сделайте вдох.

Задержите дыхание.

Теперь напрягите мышцы ног.

Сильно, сильнее, как можно сильнее.

Резко расслабьте их одновременно с полным выдохом.

Прочувствуйте как можно более четко разницу в ощущениях максимального напряжения и максимального расслабления.

После нескольких спокойных вдохов-выдохов повторите то же самое с мышцами рук в целом или по частям (кисти, предплечья, плечи), полностью сосредоточив внимание на разнице ощущений напряженных и расслабленных мышц.

Так же можно напрягать и расслаблять любые мышцы (живота, груди, спины, лица). Причем упражнение на каждую группу мышц следует проводить несколько раз, до максимально полного прочувствования разницы напряжения и расслабления.

Цель этого упражнения - не только научиться расслабляться и тем самым снижать тревожность и неуверенность, но и научиться переключать внимание на мышечные ощущения со своих психо­логических проблем и комплексов.

Репетиция

Придумайте сами себе сценарий сцены, где вы должны быстро проявить решительность в ситуациях, в которых это у вас плохо получается. Ну, например, ответить отказом на просьбу приятеля выпить или сделать то, что вам неприятно и не нужно, но вы не знаете, как отказать.

Затем выберите себе партнера. Объясните ему роль убеди­тельного и настойчивого (или жалобного) приставалы и разыграй­те сцену.

Зная, что это всего лишь игра, вам будет легче отказать ему, а повторяя эти упражнения многократно с разными партнерами и со сменой ситуаций, вы сможете довести умение говорить «нет» до определенного автоматизма, и вам будет легче сделать это в ре­альной жизни.

Обсуждение каждого такого упражнения и поощрение вашего прогресса другими участниками укрепит вашу уверенность. Очень важно заранее предупредить всех участников группы, что после успешного тренировочного освоения этого и других упражнений не всегда удается быстрый перенос полученных навыков в реальную действительность.

ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото­рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не­запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк­лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос­паривать их.

Однако, признавая единство психического и физического в че­ловеке, мы в сфере современной психотерапии чаще встречаемся лишь с однонаправленным воздействием через психику на сома-тику. Это, безусловно, важный путь, эффективно применяющийся для профилактики и лечения многих психосоматических рас­стройств и заболеваний. Однако обратный путь (воздействие че­рез соматику на психику) используется далеко не так широко и эффективно, как хотелось бы.

В какой-то мере мы сталкиваемся с этим в различных техни­ках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренин­га. Эти методы мы находим в сокровищницах древнетибетской медицины, системе йогов, аюрведе и пр. Происходит комплекс­ное взаимодействие: сочетание физических упражнений, специ­альных поз и типов дыхания с определенной духовно-психической работой и направленностью внимания на различ­ные внутренние и внешние объекты.

Иоганнес Шульц в своем аутотренинге применяет, говоря тер­минами И.П.Павлова, эффект условно-рефлекторного воздейст­вия слова с актуализацией мышечных ощущений (расслабления, тепла, тяжести и т.п.).

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуля­цию психических состояний прослеживается в прогрессивной (правильнее, хотя и реже встречается, - «прогрессирующей») мы­шечной релаксацией по Э.Джекобсону (в переводах с английско­го; он же Якобсон в переводах с немецкого). Джекобсону удалось выявить закономерности напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с опреде­ленными психическими состояниями. Поэтому по механизму об­ратной связи он решил (и многолетний опыт показывает правильность этого решения) целенаправленно корректировать психиче­ские состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...