Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики. Можно выделить две основные модели государственного регулирования экономики: кейнсианскую и монетаристскую. Для кейнсианства характерны три основных момента: 1) признание за системой свободного рынка такого генетического порока, как отсутствие механизма обеспечения устойчивости экономического развития; выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики; главным инструментом развития спроса считается поощрение инвестиционной активности. Монетаризм главным инструментом регулирования экономики признает денежное обращение. В монетаристской модели есть также три особенности: Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Проводится курс на минимизацию государственного вмешательства в функционирование экономики. Деньги рассматриваются решающим (но не единственным) фактором косвенного регулирования всех процессов в экономике. Роль государства в рыночной экономике проявляется и реализуется через его функции. К наиболее важным экономическим функциям государства относят: · Формирование и развитие законодательно-нормативной базы функционирования экономики. · Защиту и стимулирование конкуренции. · Стимулирование структурного обновления экономики. · Создание системы встроенных регуляторов экономики для сглаживания ее циклических колебаний. · Разумное перераспределение дохода и богатства. С помощью бюджетно-налоговой политики реализуются такие функции государства как перераспределение дохода, создание общественных благ, контроль структуры национального дохода. В условиях рыночной экономики одним из главных инструментов регулирования социально-экономических процессов со стороны государства является бюджетно-налоговая политика. Бюджет федерального уровня и региональные бюджеты образуют финансовую базу государства. В общем случае государственный бюджет - это финансовый план государства по доходам и расходам, составляемый на год и имеющий силу закона. Различают следующие состояния гос.бюджета: - Нормальное. Расходная часть = доходной части. - Дефицит бюджета. Расходная часть > доходной части. - Профицит бюджета. Расходная часть < доходной части. Если бюджет формируется с дефицитом в течение ряда лет, то это приводит к появлению и росту гос.долга. Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта. Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средствСовокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога: Субъект налога, или налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; Объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.); База налога, т.е. расчетная величина объекта налога (размер дохода, стоимость недвижимого имущества, величина собственности и т.д.); Ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения. Различают следующие виды ставок: · твердые: устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.; · пропорциональные: действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины; · прогрессивные: предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получивших высокие доходы; · регрессивные: предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим высокими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы. По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые): Они используются строго на определенные цели. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные. Американский экономист Артур Лаффер (р. 1941), доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера». На графике по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – налоговые поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R, обеспечивает максимальные поступления налогов в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов R2 стимулы к труду и предпринимательству падают, а значит сокращаются и поступления налогов в бюджет V2, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.
R 100% R2 R1 = 50% 0% V2 V1 V Рис.15 Кривая Лаффера
Осуществление государством бюджетно-налоговой политики может опираться на теоретические концепции: нейтральную или «функциональных финансов». Концепция нейтрального бюджета привязывает всю бюджетную политику к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривает нейтральное отношение к социально-экономическим процессам. Согласно данной концепции государственный бюджет решает чисто финансовые задачи, связанные с изъятием и распределением денежных средств. Концепция «функциональных финансов», предложенная Кейнсом, предусматривает, что бюджетная система должна выполнять не только финансовые, но и экономические функции. Более того, экономическим функциям отдается предпочтение. Концепция Кейнса исходит из следующего фундаментального теоретического положения: сбалансированность национальной экономики важнее сбалансированности государственного бюджета. Кейнсианская концепция бюджетного регулирования реализуется в двух моделях проведения фискальной политики: дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов). Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы можно назвать: здравоохранение; образование; культуру; системы социального обеспечения и социальной защиты населения; жилищно-коммунальное хозяйство. На современном этапе общественного развития именно человек и его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором социального и экономического прогресса. В методологии экономической науки уже несколько десятилетий занимает важное место теория человеческого капитала. Один из ее разработчиков - американский исследователь Г. Беккер - в 1992 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей и мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на уровень заработной платы и доходов. Все виды затрат, связанные с формированием и поддержанием этого запаса, расцениваются как инвестиции в человеческий капитал.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |