Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование экономики




Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.

Можно выделить две основные модели государственного регулирования экономики: кейнсианскую и монетаристскую.

Для кейнсианства характерны три основных момента:

1) признание за системой свободного рынка такого генетического порока, как отсутствие механизма обеспечения устойчивости экономического развития;

выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики;

главным инструментом развития спроса считается поощрение инвестиционной активности.

Монетаризм главным инструментом регулирования экономики признает денежное обращение. В монетаристской модели есть также три особенности:

Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности.

Проводится курс на минимизацию государственного вмешательства в функционирование экономики.

Деньги рассматриваются решающим (но не единственным) фактором косвенного регулирования всех процессов в экономике.

Роль государства в рыночной экономике проявляется и реализуется через его функции. К наиболее важным экономическим функциям государства относят:

· Формирование и развитие законодательно-нормативной базы функционирования экономики.

· Защиту и стимулирование конкуренции.

· Стимулирование структурного обновления экономики.

· Создание системы встроенных регуляторов экономики для сглаживания ее циклических колебаний.

· Разумное перераспределение дохода и богатства.

С помощью бюджетно-налоговой политики реализуются такие функции государства как перераспределение дохода, создание общественных благ, контроль структуры национального дохода.

В условиях рыночной экономики одним из главных инструментов регулирования социально-экономических процессов со стороны государства является бюджетно-налоговая политика. Бюджет федерального уровня и региональные бюджеты образуют финансовую базу государства. 

В общем случае государственный бюджет - это финансовый план государства по доходам и расходам, составляемый на год и имеющий силу закона.

Различают следующие состояния гос.бюджета:

- Нормальное. Расходная часть = доходной части.

- Дефицит бюджета. Расходная часть > доходной части.

- Профицит бюджета. Расходная часть < доходной части.

Если бюджет формируется с дефицитом в течение ряда лет, то это приводит к появлению и росту гос.долга.

Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоги.

Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средствСовокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога:

Субъект налога, или налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог;

Объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);

База налога, т.е. расчетная величина объекта налога (размер дохода, стоимость недвижимого имущества, величина собственности и т.д.);

Ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения.

Различают следующие виды ставок:

· твердые: устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.;

· пропорциональные: действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

· прогрессивные: предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получивших высокие доходы;

· регрессивные: предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим высокими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые): Они используются строго на определенные цели.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Американский экономист Артур Лаффер (р. 1941), доказал, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера».

На графике по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – налоговые поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R, обеспечивает максимальные поступления налогов в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов R2 стимулы к труду и предпринимательству падают, а значит сокращаются и поступления налогов в бюджет V2, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.


 

R

100%

R2

R1 = 50%

      0%     V2         V1   V

Рис.15 Кривая Лаффера

 

Осуществление государством бюджетно-налоговой политики может опираться на теоретические концепции: нейтральную или «функциональных финансов».

Концепция нейтрального бюджета привязывает всю бюджетную политику к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривает нейтральное отношение к социально-экономическим процессам. Согласно данной концепции государственный бюджет решает чисто финансовые задачи, связанные с изъятием и распределением денежных средств.

Концепция «функциональных финансов», предложенная Кейнсом, предусматривает, что бюджетная система должна выполнять не только финансовые, но и экономические функции. Более того, экономическим функциям отдается предпочтение. Концепция Кейнса исходит из следующего фундаментального теоретического положения: сбалансированность национальной экономики важнее сбалансированности государственного бюджета.

Кейнсианская концепция бюджетного регулирования реализуется в двух моделях проведения фискальной политики: дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы можно назвать: здравоохранение; образование; культуру; системы социального обеспечения и социальной защиты населения; жилищно-коммунальное хозяйство.

На современном этапе общественного развития именно человек и его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором социального и экономического прогресса. В методологии экономической науки уже несколько десятилетий занимает важное место теория человеческого капитала. Один из ее разработчиков - американский исследователь Г. Беккер - в 1992 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике.

Под человеческим капиталом понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей и мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на уровень заработной платы и доходов. Все виды затрат, связанные с формированием и поддержанием этого запаса, расцениваются как инвестиции в человеческий капитал.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...