Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объекты экологических правоотношений




Статья4 Закона об охране окружающей среды называет объекты охраны окружающей среды, которые также являются объектами экологических правоотношений. К ним относятся:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность;

животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

К числу объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке, отнесены:

естественные экологические системы;

природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;

государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России;

объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;

редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

 

Содержание экологических правоотношений.

Под содержанием экологического правоотношенияпонимаются права и обязанности участников правоотношений по использованию и охране окружающей природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты подразделяются на четыре категории:

1. природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природной среды.

2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов, на контроль за охраной.

3. общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний.

4. органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Наряду с отраслевыми полномочиями существуют также комплексные полномочия. Носителями таких полномочий выступают специально уполномоченные государственные органы: Минприроды РФ.

 

Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Для того чтобы экологические правоотношения возникли, изменились либо прекратились, необходимо наличие определенных оснований. Такими основаниями служат юридические факты, под которыми понимаются явления, события, действия (бездействие) субъектов, решения органов публичной власти и судебные решения, влекущие определенные правовые последствия.

Так, вступление физического лица в права наследования земельным участком обусловлено допускаемым гражданским законодательством событием - смертью наследодателя. При этом наследник становится участником в том числе экологических правоотношений, поскольку он приобретает соответствующие его статусу права и возлагает на себя определенные обязанности, например, рационально и по целевому назначению использовать доставшийся ему земельный участок и принимать все необходимые меры к недопущению его деградации.

В свою очередь такое явление, как стихийное бедствие, может повлечь за собой необходимость временного изъятия у собственника земельного участка на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Другими словами, собственник продолжает оставаться таковым, однако не имеет возможности использовать свой участок по назначению, т.е. налицо изменение правоотношений. Более того, правоотношения могут прекратиться в случае невозможности возвращения собственнику временно изъятого участка после получения им соответствующей компенсации.

Примером возникновения экологических правоотношений вследствие бездействия может служить непринятие лесопользователем должных мер к обеспечению пожарной безопасности на переданной ему в пользование территории лесного фонда. Тогда орган лесной охраны даже при отсутствии реального вреда от такой противоправной пассивности принимает к лесопользователю определенные законодательством меры принудительного характера.

Прекращение экологических правоотношений может быть вызвано официально заявленным отказом природопользователя от реализации своих прав, т.е. путем совершения действия.

Решением уполномоченного на то государственного органа может быть изменен характер экологических правоотношений в случае приостановления действия выданной природопользователю лицензии вследствие несоблюдения им установленных лицензионных требований. При этом, продолжая формально оставаться природопользователем, он таковым фактически не является, поскольку, не устранив в установленный срок требования внесенного ему предписания, не может в полной мере реализовывать свои права.

Судебные решения также могут порождать, изменять или прекращать экологические правоотношения. Так, положительное решение суда по иску гражданина, пострадавшего в результате вредного воздействие на его здоровье деятельности хозяйствующего субъекта, порождает обязанность такого субъекта выплатить гражданину установленную и доказанную в судебном порядке сумму компенсации. И хотя причинно-следственная связь между деятельностью предприятия и наступившим ухудшением здоровья гражданина нередко, казалось бы, для многих очевидна, возможность рассчитывать на реальную компенсацию гражданин вправе только на основании решения суда, поскольку добровольность такого возмещения экологическим законодательством не презюмируется.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...