Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники экологического права и их классификация.




Источниками экологическогоправа являются нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения.

Источниками экологического права являются следующие пра­вовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в облас­ти охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по во­просам экологии и природопользования; правительственные при­родоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здо­ровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обя-чапиости граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число вхо­дят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

 Действующий ныне Федеральный закон "Об охране окружающей среды» (2002) значительнорасширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации пре­доставлено право разрабатывать и издавать законы и иные норма­тивные акты в области охраны окружающей среды с учетом гео­графических, природных, социально-экономических и иных осо­бенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс Российской Федерации (2001) регламен­тирует охрану земель и защиту окружающей среды от возмож­ного вредного воздействия при использовании земли. Основ­ные правовые функции охраны земель: сохранение и повыше­ние плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, за­грязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламен-.тирует куплю-продажу земель и совершение других земель­ных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направ­лены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс Российской Федерации (1997) закрепляет тре­бования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основ­ные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейши­ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна яв­ляются установление нормативов предельно допустимых вред­ных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу за­грязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмеще­ние ущерба здоровью и имуществу граждан, Законом устанав­ливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др. Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавли­вает правовые отношения при изучении, использовании и ох­ране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагиваю­щих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов ры­бы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвраще­ния их вредного воздействия на здоровье человека и окружаю­щую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены так­же в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологичес­кого кодекса Российской Федерации, который будет представ­лять собой кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скор­ректировал все законы, касающиеся природопользования (Гра­чев В. А., Кудрина И. В., 2003).

3. Указы и распоряжения Президента, а также Поста­новления Правительства затрагивают широкий круг экологи­ческих вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апре­ля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к ус­тойчивому развитию.

4. Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рацио­нального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физиче­ских и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в об­ласти охраны окружающей среды.

Классификация:

1) по юридической силе:

  • законы;
  • подзаконные акты.

2) по предмету регулирования:

  • общие (напр., Конституция РФ);
  • специальные (напр., Водный кодекс РФ).

3) по характеру правового регулирования:

  • материальные (ФЗ, устанавливают права и обязанности);
  • процессуальные (регулируют процессуальные отношения).

4) по своему характеру (степени систематизации):

  • кодифицированные (являются головными, систематизированными для данной отрасли);
  • не являющиеся таковыми.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...