![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как источник экологического права.
Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту. В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды: — общие положения (гл. I); — основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II); — права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); — экономическое регулирование (гл. IV); — нормирование (гл. V); — оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); — требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); - зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII); — природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); — государственный мониторинг окружающей среды (гл. X); — контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI); — научные исследования (гл. XII); — основы формирования экологической культуры (гл. XIII); — ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); — международное сотрудничество (гл. XV); — заключительные положения (гл. XVI). Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов. На практике в силу дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.
Экологические правоотношения: понятие и виды.
Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:
Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе. Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы. Формы экологических отношений:
Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории. Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:
Субъекты и объекты экологических правоотношений. Субъекты экологического права – ϶ᴛᴏ лица, кᴏᴛᴏᴩые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления (муниципальные образования), юридические лица, включая иностранных юридических лиц; физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты - леса, недра, и т.д. Кроме того, объектами правоотношений могут выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д. РАСКРЫВАЕМ: В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать на публичные и частные. К публичным субъектам относятся: Российская Федерация; субъекты РФ; муниципальные образования; высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ); специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования; представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды; органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В число частных субъектов входят: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций; российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом. При этом правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |