Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как источник экологического права.




 

Систему экологического законодательства возглавляет Фе­деральный Закон Российской Федерации «Об охране окружаю­щей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

— общие положения (гл. I);

— основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

— права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. III);

— экономическое регулирование (гл. IV);

— нормирование (гл. V);

— оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

— требования в области охраны окружающей среды при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

— природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

— государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

— контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

— научные исследования (гл. XII);

— основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

— ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

— международное сотрудничество (гл. XV);

— заключительные положения (гл. XVI).

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

На практике в силу дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

 

Экологические правоотношения: понятие и виды.

 

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

  • экологическую;
  • экономическую.

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

  1. охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).
  2. рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.
  3. оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.


Виды экологических отношений:

  • природоохранительные;
  • природноресурсовые.

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

  • земельноохранительные;
  • отношения по охране недр;
  • лесоохранные;
  • водоохранные;
  • отношения по охране животного мира;
  • отношения по охране атмосферного воздуха.


Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

 



Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – ϶ᴛᴏ лица, кᴏᴛᴏᴩые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления (муниципальные образования), юридические лица, включая иностранных юридических лиц; физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты - леса, недра, и т.д. Кроме того, объектами правоотношений могут выступать природные комплексы: заповедники, национальные природные парки, заказники и т.д.

РАСКРЫВАЕМ:

В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать на публичные и частные.

К публичным субъектам относятся:

Российская Федерация;

субъекты РФ;

муниципальные образования;

высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ);

специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования;

представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число частных субъектов входят:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций;

российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом.

При этом правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...