Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕТИ С АСТЕНИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ




Неуспеваемость некоторых учеников массовой школы обусло­влена так называемыми астеническими состояниями.

В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают церебральную астению и соматогенную асте­нию. Последняя нередко усиливается за счет травмирующих пси­хических факторов. <...>

Известно, что всякие внешние неблагоприятные факторы, будь то общие соматические инфекции, легкие травмы или очень лег­кие очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые психические переживания, переутомление, влияют в первую очередь на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельности. Характер­ной особенностью астенических, и тем более цереброастенических, состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истоще­ние, возникают головные боли. В результате этого нарушается

424


работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются при выполнении задания либо отвлекаются. <...;>

Наблюдаются некоторые особенности и в их поведении: одни из иих возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражи­тельны, плаксивы; другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможенны, неуверенны. Часто из боязни ответить неправиль­но они вообще отказываются отвечать. <...>■

Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции жидкости в мозгу либо возникает вследствие пере­несенного сотрясения мозга, или воспалительного очага в мозгу, даже небольшого, узколокального. Это происходит потому, что при воспалительных мозговых процессах, а равно и при череп­ных травмах количество спинномозговой жидкости может несколь­ко увеличиваться и тогда циркуляция ее нарушается. Увеличение количества спинномозговой жидкости носит название гидроцефа­лии. Само собой понятно, что степень выраженности этого нару­шения бывает очень различной — от самых легких до крайне тя­желых болезненных состояний. Но и самые легкие формы гидро­цефалии оказывают влияние на развитие ребенка и нередко при­водят к функциональным нарушениям его психической деятель­ности. Здесь многое зависит от того, в каком возрасте возникло нарушение циркуляции жидкости в мозгу, в какой степени это выражено, каково общее состояние ребенка, и от многих других факторов. Церебральная астения нередко обусловливает неуспе­ваемость детей, но при правильном понимании этих состояний и своевременном оказании педагогической и лечебной помощи мно­гие из этих детей могут преодолеть свои затруднения в обуче­нии. <...>■

В отличие от описанных форм церебральных астений, связан­ных с первичными изменениями центральной нервной системы (черепные травмы, воспалительные мозговые процессы), астени­ческие черты у детей могут быть обусловлены физической сла­бостью, различными соматическими болезнями (заболевания внут­ренних органов, сердечно-сосудистой системы), детскими инфек­ционными болезнями и др. <...>■

При соматогенных астениях наблюдается ряд общих прояв­лений, и поэтому нет надобности описывать астению при каждом виде этих заболеваний.

Особенности астений при заболеваниях внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Астенические черты у этих детей проявляются в том, что они быстро утомляются, иногда у них появляются головные боли, раздражительность, склонность к капризам и слезам, расстройство сна, снижение аппетита, неус­тойчивость настроения, малая выносливость, двигательное беспо­койство. <...;>

Реакции на создавшуюся неблагоприятную ситуацию в классе или в семье у детей с астенией вследствие туберкулезной инток-

425


сикации бывают различными. Одни становятся грубыми, агрес­сивными и непослушными, другие — застенчивыми, плаксивыми, робкими, третьи — замкнутыми и угрюмыми. <...>

Астенические состояния, трудности в поведении и снижение успеваемости могут возникнуть в результате отрыва ребенка от школы из-за детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветрянка, скарлатина, тяжелый вирусный грипп и др.)- Особенно тяжело влияет на ребенка цепь этих заболеваний, следующих одно за другим. После инфекционных заболеваний дети, как пра­вило, возвращаются в школу не только с пробелами в знаниях, но и физически ослабленными, с повышенной утомляемостью, раздражительными, плаксивыми, что затрудняет их включение в работу класса и снижает успеваемость. <...>

Необходимо особо подчеркнуть, что астении после инфекцион­ных заболеваний при правильном педагогическом и врачебном подходе, как правило,, полностью преодолеваются.



ДЕТИ С РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ И КОНФЛИКТНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...