Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфликтные переживания у детей
В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образованию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушить его психическое развитие. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым. Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь и становясь хроническим, оказывает специфическое влияние на формирование 427 черт характера и может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решении тех или иных вопросов, в выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е, эмоциональные, переживания направлены как бы в одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко суживается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности. <...> ■ Надо сказать, что школьные конфликты при своевременном и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких глубоких следов, как конфликты семейные. Однако в тех случаях, когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку не оказывается вовремя нужная помощь, его состояние все более и более ухудшается и может привести к уходу из школы и толкнуть на путь антисоциального поведения. Все это показывает, какую роль в жизни ребенка играют переживания, возникающие при неблагоприятных, травмирующих условиях. Понимание руководителем школы н педагогом этих глубоких страданий и переживаний ребенка, вдумчивое отношение их к природе этих переживаний, осуществление своевременного и правильного педагогического подхода к такому ребенку, создание дружеского, участливого и доброжелательного отношения к нему со стороны товарищей в классе, работа с семьей смогут предотвратить патологическое развитие личности при конфликтных переживаниях. Изменения характера и нарушения поведения у детей и подростков могут быть вызваны не только реактивными состояниями и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими другими причинами. Среди школьников есть такие, которые трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокойства учителям, нередко нарушают работу класса, бывают предметом обсуждения на классных собраниях, в пионерской и комсомольской организациях, на педагогических советах. Поведение этих так называемых детей-дезорганизаторов нередко бывает внешне похоже на поведение детей с другими видами патологии характера (конфликтные переживания, астении, психопатии). Но за внешним сходством здесь кроются по сути дела различные состояния. Так, иногда трудным по поведению оказывается избалованный, заласканный, чаще всего единственный в семье ребенок, который привык к тому, чтобы окружающие выполняли все его желания и капризы. До школы этих детей ограждают от всяких обязанностей, даже от посильного для них выполнения самой легкой работы по самообслуживанию дома. А потом, особенно к началу школьного возраста, резко меняют отношение к ним, требуют умений, которых у них нет. Изменение в отношении приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, так как он не подготовлен к выполнению предъявляемых 428 к нему требований. Эта неумел-ость и несостоятельность образует у ребенка чувство малоценности, неудовлетворенности, неуверенности, а иногда и чувство обиды н даже враждебности к окружающим. Такие дети часто становятся недисциплинированными, особенно в школьных условиях, так как там ребенок должен подчинять свое поведение определенным требованиям и правилам. Нарушения поведения наблюдаются и у детей, родители которых проявляют повышенную раздражительность, нервозность, невыдержанность, недостаточную организованность. Дети в таких семьях, как правило, также раздражительны, невыдержанны, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной семейной ситуацией, при которой дети являются свидетелями ссор, скандалов и пьянства... У таких детей нередко создается отрицательное и даже враждебное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе. Несмотря на то что интеллект у этих детей первично сохранен, они часто плохо учатся, так как не приучены к систематической работе, не имеют выраженных школьных интересов и привязанности к учителям. Аналогичные трудности в поведении детей могут возникнуть и в хорошей, слаженной, трудолюбивой семье, если в силу тех или иных обстоятельств не были своевременно обеспечены правильное воспитание и соответствующий надзор за ребенком, а также единство подхода к нему со стороны членов семьи. В этих случаях трудности в поведении чаще всего возникают у детей в переходном возрасте, когда усиливается влияние товарищей, улицы и возрастает роль развлечений. Преодоление трудностей поведения у данной категории детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь зависит от многого. Прежде всего важно, чтобы педагог глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуальный подход. В этих случаях огромное значение имеет установление подлинно глубокого эмоционального контакта с таким учеником, включение его в мир увлекательных дел и интересов детского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше доверия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности. В перевоспитании этих детей имеет очень большое значение работа учителя с семьей. Необходимо разъяснить семье особенности ребенка и причины, вызвавшие трудности в его поведении... При этом надо помнить, что в работе с такими детьми вредны голые нравоучения, назидательные беседы, жалобы родителям на ребенка. Изучение, распознавание и нахождение правильных педагогических методов индивидуального подхода к такому ребенку гораздо эффективнее, чем прямолинейная и зачастую бесплодная борьба с дезорганизаторами. Трудности в поведении могут быть обусловлены плохим физическим состоянием, когда дети бывают раздражительны, возбу- 429 димы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы. В этих случаях педагогу необходимо своевременно вникнуть в существо трудностей, проанализировать их, направить ребенка на медицинское обследование, так как физическая слабость может быть вызвана туберкулезной интоксикацией, глистами, заболеванием внутренних органов (печени, сердца и др.). В отдельных случаях изменения поведения могут возникнуть как отдаленные последствия ранее перенесенного сотрясения мозга, ревматической инфекции или как остаточные явления после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Поэтому целесообразно использовать также консультацию детского психоневролога. <С...> У всех перечисленных групп детей нарушения поведения и изменения в характере развертываются на фоне первично сохраненной эмоционалыю-волсвой сферы. Здесь, как правило, отсутствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях может быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе. Власова Т. А., Певзнер М. С. Одетях с отклонениями в развитии. 2-е изд., ислр. и доп. М., 1973, с. 47— 81. С. Я. Рубинштейн |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |