Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кругооборот товаров и услуг: производство, распределение, обмен и потребление
Эк-кий кругооборот складывался из 4-х взаимосвязанных сфер воспроизводства: 1) производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление. Пр-во – это процесс создания материальных и духовных благ необходимых для существования и развития человека. Пр-во – это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. В данном процессе взаимодействуют все факторы производства – и труд и земля и капитал, поскольку каждый ресурс представлен его собственником, то пр-во приобретает характер общественного процесса. В процессе пр-ва человек взаимодействует с предметом и средствами труда, что в свою очередь образует средство пр-ва. Производство (Предмет труда(на что направлены усилия человека); Средства труда(с помощью чего выполняется труд(ср-ва пр-ва(производительные силы общества))); Труд(рабочая сила(производственные сил общества))). Производство делится на Натуральное и Товарное. Натуральное – для собственного потребления, поэтому продукты этого пр-ва не становятся товаром, производится многообразие продуктов, ср-ва производства и произведенные продукты принадлежат непосредственно производителю. Товарное– для удовлетворения общественных потребностей, производится определенный продукт, т.к. специализация, ср-ва пр-ва и произведенные продукты могут принадлежать самому производителю, экономическая база соц-х конфликтов присутствует (по вопросу условий труда, уровня платы и т.д.). Товарное пр-во в отличии от натур-го хоз-ва – это форма общественного хоз-ва, при которой продукты производятся не для собств. потребления, а для обмена на рынке. Причинами возникновения товарного пр-ва является общественные разделение труда, экономическая обособленность производителей. Объединяет участников пр-ва – рынок. Распределение– это процесс перераспределения произведённых товаров и услуг, а также рациональное размещение ресурсов. Распределение в обществе зависит от института собственности. В рыночной системе распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма рынка. Обмен– способствует перемещению экономических благ от одного субъекта к другому, таким образом, что удовлетворяет общественной потребности и является формой общественной связи производителей и потребителей. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребителей. Потребление эк-ких благ делят на личное потребление (еда, питье), т.е. вне рамок общественного производства и производственное потребление, которое предполагает использование средства производства для создания новых потребительских благ. 23. Конкуренция, ее виды и роль.
Конкуренция (лат.соnсurrere - сталкивать, состязаться) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются: количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); участие фирм в контроле за рыночной ценой. Посмотрим, как классифицируется рыночное соперничество в мировой экономической литературе (рис.7.1). 1. В зависимости от состояния рынка выделяются такие главные виды. Свободная ("совершенная") конкуренция. Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция). Регулируемая конкуренция.
2. С учетом методов состязательности различают следующие его формы. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. К собственно классической форме рыночного соперничества относятся свободная и ценовая конкуренция, которые мы сейчас подробно рассмотрим. Что касается остальных форм состязательности, то они будут проанализированы в § 2, при характеристике монополий и свойственных им видов взаимоотношений. Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в. интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют ее свойства. В западной экономической литературе ее называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также "чист" от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют совершенное знание о торговых сделках (о качестве товаров, ценах и выгоде торговли). Все сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией. Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писанные и неписанные правила рыночного соперничества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |