Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антимонопольное регулирование экономики.




АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Индустриально развитые страны имеют значительный опыт антимонопольного регулирования. Антитрестовское законодательство, впервые разработанное и принятое в США, затем получило распространение во всех промышленно развитых странах. Применяются также административные меры: декартелирование, детрестирование (например, в экономике Германии и Японии после второй мировой войны). Обычная экономическая мера — ограничения на рост цен для монопольных производителей. Что касается монополизма в области новых и новейших технологий, то он, как правило, преодолевается посредством конкуренции, и задача государства — поощрять ее разными способами. Указанные выше меры по преодолению монополизма в целом применимы и для советской экономики, в которой уровень монополизации — наивысший среди индустриальных государств. Антимонопольное законодательство с учетом мирового опыта уже разработано и принято, на его основе создан специальный антимонопольный комитет. Его главные функции: анализ структуры рынков, выяснение фактов монополизма, проведение в жизнь антимонопольного законодательства, антимонопольная экспертиза принимаемых законов и правительственных решений, применение санкций к предприятиям-монополистам, подготовка предложений по преобразованию и разделению монополий. В последнем случае имеется в виду как ликвидация монопольных управленческих структур, так и организационное разделение сверхкрупных, зачастую искусственно созданных производственных объединений и предприятий. Не менее серьезная проблема — демонополизация торговли, особенно оптовой, и материально-технического снабжения. Антимонопольное регулирование предполагает соответствующую ценовую политику — либерализацию цен на большинство товарных групп, за исключением инфраструктуры (транспорта, связи и др., за которыми сохранится государственный контроль). Проведение этого комплекса мер, в основном краткосрочного характера, закладывает основу средне-и долгосрочного антимонопольного регулирования. Стержень его — политика поощрения конкуренции, которая предусматривает контролируемое допущение на отечественные рынки иностранных производителей, разработку и принятие системы мер по финансовому, налоговому и кредитному стимулированию производителей — конкурентов, противостоящих существующим монополиям, поощрение диверсификации производства. Предстоит освоить разнообразные методы ценовой и неценовой конкуренции: фирменное обслуживание, скидка с цен постоянным покупателям, продажа в кредит и пр. Важное значение имеет и создание в обществе социально-политического и психологического климата, поощряющего предпринимательство, конкуренцию, в том числе поддержка малого бизнеса и семейного производства. Общеэкономические условия эффективного антимонопольного регулирования закладываются по мере финансовой стабилизации, достижения сбалансированности спроса и предложения на макроуровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...