Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рыночная экономика: условия формирования и основы функционирования.




Переход к рыночным отношениям - это сложный процесс, который прошел в целом ряде стран. Поэтому человечеством уже накоплен определенный опыт, выявлены закономерности становления рынка, которые необходимо использовать и у нас. Условий нормального функционирования рынка много, но из них можно выделить три основных. Для того чтобы рынок начал функционировать как самостоятельная полноправная система, необходимо иметь многообразные формы собственности, располагать резервом факторов производства (средств производства и рабочей силы) и создать рыночную инфраструктуру. И это не только условия создания рынка, но и условия его успешного функционирования и развития.

Главное условие перехода к рынку - изменение отношений собственности, создание многообразия форм собственности. Любая форма собственности, стимулирующая предпринимательство, конкуренцию и дальнейшее развитие рыночных отношений, должна иметь право на существование.

Практика рыночных отношений убедительно доказала, что в современных условиях наиболее эффективной является акционерная форма собственности. Это предопределяется несколькими факторами.

1. Акционерная форма собственности через продажу акций быстро мобилизует значительный капитал и способствует поддержанию пропорции между спросом и предложением. Вспомните механизм рынка, его основной движущий момент и основной показатель - цены. Если спрос опережает предложение, то цены растут и необходимо расширять производство. Рост цен и, соответственно, увеличение нормы прибыли привлекают в данную отрасль дополнительные капиталы. Выпущенные акции быстро находят своего покупателя, а в производство вливается дополнительный капитал, который используется на расширение.

2. Акционерный капитал демократизирует экономику. Владея акциями своего предприятия, любой его работник заинтересован в повышении эффективности производства, росте прибыли. Он будет участвовать в поиске резервов развития и оптимизации управления. В странах с развитой рыночной экономикой абсолютное большинство работников каждого предприятия владеет его акциями и какую-то часть доходов получает в форме дивидендов, причем эта часть постоянно увеличивается.

3. Акционерная собственность стимулирует развитие диверсификации производства.Диверсификация - это форма кооперирования, предполагающая вложение капитала в любую отрасль народного хозяйства. Например, любая крупная компания может позволить себе (и она это делает) вложить полученную прибыль не только в свое производство, но и в строительство спортивных сооружений, покупку гостиниц и ресторанов, содержание бензоколонок, производство обуви и медицинского оборудования, кондитерских изделий и металлорежущих станков - туда, где можно получить дополнительную прибыль. Что это дает? Много: для фирмы - стабильность доходов (если плохо идет дело в одной отрасли, прибыль в другой поможет исправить общую картину), для производства - дополнительные капиталы из других отраслей, для рынка - увеличение его плотности (т. е. увеличение массы и ассортимента товаров).

Перечисленные факторы доказывают, что акционерная собственность наиболее рациональна с точки зрения развития современного рынка. Но чтобы создать акционерное общество, необходимы акционеры, т. е. люди, покупающие акции в частную собственность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В нашей стране начинать нужно было именно с частной собственности: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в собственности любой фактор производства. Эта проблема была неразрывно связана с другой - разгосударствлением экономики, денационализацией, приватизацией.

Разгосударствление предполагает сокращение доли государственного сектора в производстве. Добиться этого можно не только денационализацией или приватизацией. Предположим, доля государственного сектора составляет 90%, а остальное производят кооперативы, колхозы и индивидуальные, частные предприятия. Если на следующий год доля кооперативов, колхозов и частных предпринимателей увеличилась, то на государственный сектор будет приходиться 88%, потом 86%, еще через год 85% ит. д. Начался процесс разгосударствления. Этот процесс можно стимулировать через налоговую систему, политику капитальных вложений, совершенствование хозяйственного права.

Денационализация - это продажа ранее национализированных государственных предприятий и их акций в собственность компаний, акционерных обществ и т. п.

Для того чтобы денационализация прошла эффективно, нужно выполнить ряд условий:

1. Четко выделить субъекта собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что некоторые предприятия, недвижимость, принадлежащая народу, за бесценок перешла в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Проблему можно было решить путем организации холдингов, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.

2. Определить емкость финансового рынка. Нужно четко представлять суммы, которые отдельные организации и население смогут истратить на покупку акций. Если сразу выпустить в продажу много акций, а свободных денег окажется мало, то цена акции будет снижаться и государственное имущество может быть продано за бесценок. Если же наоборот, денег много, а акций выпущено мало, то цены будут расти, и в этом случае в первую очередь смогут купить акции люди с достаточно большим капиталом. В нашей стране это были дельцы теневой экономики.

3. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех странах с развитой рыночной экономикой в этом случае выделяется определенная доля, которая обязательно продается: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям страны, финансовым институтам страны. В этом случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов.

Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:

- ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций;

- посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги.

Начавшийся процесс акционирования в нашей стране показал те недостатки, над которыми необходимо работать, для того чтобы получить максимальный социально-экономический эффект. Не продуман до конца механизм распределения средств, полученных от акционирования. Они в основном идут в государственные фонды на решение социальных задач. Конечно, это важно, особенно в тех условиях, в которых находится страна последние годы, и понятно, что у государства не хватает средств для обеспечения социальной помощи населению и выплаты пенсий. Но в то же время нельзя забывать о другой стороне проблемы. Дело в том, что, как уже отмечалось, промышленные предприятия, в том числе и те, которые акционируют, требуют коренной реконструкции. Они не смогут прибыльно работать на имеющемся изношенном, морально устаревшем оборудовании, тем более не смогут переоснащать производство на выпуск требуемой рынком продукции. А это означает, что они обречены на банкротство. Последствия этого тоже должны быть понятны: прекращение выпуска продукции, новый отряд безработных, которых нужно содержать и трудоустраивать, не говоря уже о том, что поступлений в бюджет от этого предприятия поступать не будет.

Другая проблема связана с субъектами акционерной собственности. Акционирование предполагало, что основными хозяевами предприятий станут трудовые коллективы. Но в соответствии с правилами акционирования реальными хозяевами производства могли стать коллективы только тех предприятий, которые акционируются по второму варианту. В этом случае коллектив получил бы 51% акций. Но по этому варианту коллектив не получает никаких льгот, наоборот, условия продажи акций очень жесткие. Для того чтобы выкупить этот пакет акций, каждому члену коллектива нужно было заплатить очень большую сумму, особенно это касалось крупных предприятий. Учитывая условия, в которых живет народ, когда накопленные за долгие годы сбережения, хранимые в сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно растут и вся получаемая зарплата идет практически на текущее потребление, сделать это очень сложно. Таких денег у трудящихся просто не было и нет. В связи с этим невыкупленные коллективом акции перешли в распоряжение фонда имущества и были выставлены на аукционную продажу. В этом случае их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, который сумел, как правило, используя служебное положение и государственную собственность, сколотить частный капитал. В итоге коллективы перестали быть хозяином на своем производстве.

Таким образом, процесс акционирования породил новые социально-экономические проблемы, которые необходимо решать не откладывая.

Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка государственной собственности отдельными частными лицами. Как показала практика, в России возможна такая приватизация только в сфере торговли и услуг.

Второе условие формирования рынка - создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, так как, для того чтобы восстановить равновесие спроса и предложения в условиях роста цен, нужны не только дополнительные капиталы, которые можно вложить в производство, но и дополнительные факторы производства, которые нужно купить на вложенные капиталы.

Вопрос со средствами производства решается достаточно просто - на практике есть три пути решения проблемы:

- купить дополнительные средства производства;

- повысить мощность производственной базы за счет внедрения новых технологий;

- иметь на предприятиях резерв средств производства.

Первый путь связан с дополнительными затратами времени,

так как оборудование нужно найти, купить, установить, иногда необходимо строительство новых помещений, а самое главное, покупается то оборудование, которое в настоящий момент есть на рынке. Оно, как правило, такое же, как и действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологических процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде установленного, но временно не работающего оборудования есть на каждом предприятии.

Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь речь идет не только о дополнительных людях, вовлекаемых в производство, но и о безработице. Все признают, что безработица - отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Нужно иметь в виду, что безработица в современных условиях совсем не та, о которой писал К. Маркс почти полтора века назад. Появляется новый фактор безработицы - повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более выгодное место работы, меняют специальность, проходят переквалификацию и т. п. Это так называемая переходная (или фрикционная) форма безработицы, связанная с демографической ситуацией, с размещением производительных сил, с поисками человеком возможностей самовыражения и решения своих экономических проблем. В экономически развитых странах существует также структурная безработица, она возникает при крупных структурных изменениях в национальном хозяйстве. Так как изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.

В любом случае все формы безработицы являются дополнительным источником рабочей силы для функционирующих предприятий при расширении производства. И нужно иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечь 100%-ную занятость, да это ей и не нужно. Ей нужен постоянный резерв рабочей силы в виде безработицы. Но это не означает, что всех ждет место в резервной армии труда. Как правило, риску стать безработными подвержены лишь определенные категории занятых. В первую очередь это недобросовестные, неквалифицированные работники, работники устаревших профессий, не имеющие опыта и т. п. Но в то же время добросовестный квалифицированный работник, если и оказывается без работы, то очень небольшой период времени. Как правило, он всегда может найти себе работу, но вот условия найма он будет выбирать.

Третье условие создания рынка и его нормального функционирования - наличие рыночной инфраструктуры. У нас есть лишь отдельные элементы этой сферы, которые тоже нуждаются в реконструкции, поэтому, по сути, инфраструктуру нам придется создавать заново.

Говоря о рынке, мы чаще всего представляем себе рынок товаров. Но рынок предполагает наличие трех составных частей:

- рынка товаров и услуг;

- рынка рабочей силы;

- рынка капиталов.

Каждому из них соответствует своя инфраструктура.

Рынок товаров и услуг требует разветвленной сети оптовой и розничной торговли, создания товарных бирж, специальных фирм по исследованию рынка (маркетинговые организации). У нас существует только розничная торговля, но сеть магазинов явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслуживания далеки от идеала. Даже возникшая сеть коммерческих магазинов не решает проблемы, так как цели их создания и функционирования односторонни, а условия их функционирования не стимулируют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становлении, ведут ее в основном сами предприятия и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз, оптовых магазинов по-прежнему не хватает.

Для рыночной экономики, ее нормального функционирования очень важна система товарных бирж. Их основная задача - упорядочение рынка сырья и капиталов. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в данный момент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т. е. она служит регулирующим звеном между производителем и потребителем. У нас была попытка создания товарных бирж - специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но в отличие от товарных бирж в развитой рыночной экономике они продавали только товары, которые были у них в наличии.

На самом деле современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку продукции в будущем периоде при относительно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инструментами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из основных правил - это гласность заключения сделки. Продавцы объявляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того как с покупателем достигнута договоренность, основные положения заключенного контракта фиксируются на специально установленных в залах стендах.

Биржа постоянно осуществляет сбор и обработку информации о возможных поставщиках товаров, потребностях в них у потребителей, делает прогнозы о будущих потребностях и ценах, вырабатывает стандарты на товары, регистрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой торговле. Отечественные биржи эти функции практически не выполняли и, по сути, являлись оптовыми магазинами по продаже отдельных видов сырья.

Рынок не может существовать без определения будущих потребностей, спроса на отдельные виды товара, так как в современных условиях это привело бы к значительным убыткам и даже поставило бы вопрос о правомерности существования отдельных фирм. Этой работой занимаются специализированные организации и подразделения внутри фирм, которые выполняют функциимаркетинга. В нашей стране он появился относительно недавно.

Высшей целью современного маркетинга является не просто удовлетворение конкретных потребностей покупателя, но и комплексное решение его проблем на основе анализа достаточно точной информации о наиболее существенных аспектах деятельности потребителя, его целях, достижениях и намерениях. Речь идет не только о продукции, но и о системе взаимосвязанных между собой продуктов и услуг, на производство которых ориентирует свою деятельность производитель.

Различают три основных направления комплексного исследования рынка: изучение рынка, выявление возможностей сбыта конкретных видов продукции и услуг, исследование сбытовой политики и методов сбыта. Выявление возможностей сбыта конкретных видов продукции является основной целью работы экспертов компаний розничной торговли и услуг. Изучение рынка - приоритетная задача для фирм - производителей продукции производственно-технического назначения. Остальным направлениям уделяется менее пристальное внимание.

Создание рыночных отношений в нашей стране требует выработки собственных концепций маркетинга. Необходимость этого для промышленных предприятий давно назрела. Сейчас они работают практически вслепую только благодаря сложившимся ранее хозяйственным связям. Но и эти связи постепенно разрушаются из-за монопольно взвинченных поставщиками цен на свою продукцию, перепрофилирования их на выпуск более выгодных на сегодняшний день товаров. Очевидно, что такая практика не может привести к увеличению объемов производства.

Государство должно взять на себя стратегическое управление промышленным комплексом и ни в коем случае не самоустраняться от этого под предлогом акционирования предприятий. Правильнее будет бороться с монополизацией, создавая благоприятные экономические условия для развития частного бизнеса, для долгосрочных иностранных инвестиций. В таком случае на российском рынке появятся сильные, дееспособные конкуренты.

В условиях рыночной экономики производитель всегда рискует, планируя конкретные конечные результаты своей деятельности. Поэтому чем точнее используемые им методы изучения потребностей и рыночного спроса, тем стабильнее его положение. Перед каждым производителем стоит задача поиска продукта и покупателя, потребности которого не покрываются конкурирующими фирмами, или так называемой ниши, где конкурент закрепился недостаточно прочно и его можно потеснить в результате внедрения более перспективной продукции. Таким образом, путем изучения потребностей и спроса, тенденций в их развитии современный маркетинг направлен на удовлетворение будущих потребностей покупателя и ориентирует производство на их удовлетворение.

Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда. Последняя должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, организовывать переквалификацию кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.

Рынок капитала требует создания фондовых и валютных бирж. К сожалению, формирование рынка капитала оказалась самой сложной задачей, которую до сих пор полностью решить не удалось.

Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения. Под ней понимается создание кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а кроме того, данная инфраструктура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны и связи с другими странами. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.

Одновременно с созданием условий функционирования рынка, о которых мы говорили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок существовать не может.

Первая проблема - демонополизация экономики. Монополия проявляется в различных формах. Так, типичный вид монополии - это монополия в производстве, т. е. монополия производителя. Последствия этого явления известны - рост цен, снижение качества продукции, сдерживание научно- технического прогресса. Кроме того, сбои в работе таких предприятий-монополистов неизбежно приводили к сбоям в смежных отраслях и нарушениям в функционировании всего народного хозяйства.

Помимо этой формы, для нашего хозяйства было характерно наличие своеобразных монополий: монополии государственной собственности и монополии распределения. Начиная борьбу с монополиями, нужно помнить одно правило: монополизированная экономика может управляться только административными методами. Поэтому если разрушить административную систему полностью раньше, чем искоренить монополии, это может сделать экономику неуправляемой. Отдельные факты этого явления мы наблюдаем сейчас.

При переходе к рынку нужно вести борьбу с мафией и коррупцией, с новыми формами существования теневой экономики, которая строится на сокрытии доходов от налогообложения и на фальсификации торговой марки.

Развивать рыночную экономику можно только при условии развитых контактов с мировым рынком, с другими странами. Пути развития внешнеэкономических отношений могут быть различны: внешняя торговля, создание совместных предприятий и свободных экономических зон, всемерное привлечение иностранного капитала, развитие валютных отношений. Но все эти процессы замыкаются еще на двух проблемах, которые надо решать: конвертируемость рубля и государственные гарантии, соблюдение норм международного хозяйственного права. К сожалению, ни одна проблема в настоящих условиях полностью еще не решена.

Так как рынок не занимается проблемами обеспечения социально-экономических прав населения, то государство в период перехода к рынку должно создать систему социальных гарантий для населения. Она должна действовать не только при переходе к рынку, но и в развитой рыночной экономике.

Рассматривая проблему становления и развития рынка, нужно постоянно иметь в виду, что рынок сам по себе есть форма организации производства и его связей. Он может иметь различные социальные цели, и в зависимости от выбора целей механизм рыночной экономики, а соответственно, и тип рынка могут быть различными. В механизме функционирования рыночной экономики есть элементы, позволяющие реализовать любые социальные цели. Дело в том, что рынок -это еще не рыночная экономика. Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономическими функциями государства, с государственным регулированием экономики. Государство может вмешиваться в процессы перераспределения доходов и потребления. Вмешательство государства в эти процессы во всех странах увеличивается, что связано с усилением социальной ориентации всех национальных хозяйств. Это необходимо предусмотреть заранее и в нашем механизме хозяйствования в условиях рынка, чтобы иметь возможность реализовать социальные цели развития страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 610.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...