Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок как социальный институт.





Под социальным институтом понимается опре- деленная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?
Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора — средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы фи-нансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение. В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и покупателей.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество — способность к саморегулированию на основе экономических законов

 




Достоинства и недостатки рыночной экономики

Для того чтобы понять, каковы главные достоинства и недостатки рыночной экономики, попробуем разобраться с определением ее понятия и основных функций. Рыночная экономика состоит из множества участников, которые принимают самостоятельные хозяйственные решения. Если бы эти решения не были связаны никак между собой, система представляла бы собой хаос. Каким же образом осуществляется связь между отдельными субъектами? Рынок Связь осуществляет рынок – основа экономики. На идеальном рынке за одинаковый продукт устанавливается одинаковая цена в определенный промежуток времени. Этому способствуют: • неограниченный постоянный спрос; • увеличение количества субъектов хозяйственной деятельности; • максимально возможная информированность этих субъектов; • свобода конкуренции, как среди покупателей, так и среди продавцов; • мобильность производственных факторов. Элементы рынка как главного звена рыночной системы Достоинства и недостатки рыночной экономики определяются также основными элементами рынка и многообразием форм собственности (частная, кооперативная, акционерная, государственная и т.д.) для обеспечения его высокой конкурентности. Основные элементы рыночной инфраструктуры: • рынок финансов; • рынок производственных факторов; • рынок товаров и потребительских услуг. Все эти элементы взаимосвязаны, и если нормально уравновешены, то и экономика функционирует без сбоев. Какие проблемы решает экономическая система? Прежде чем отвечать на вопрос, какие достоинства и недостатки рыночной экономики являются определяющими, важно знать, для чего она вообще нужна, какую основную проблему решает. Собственно, любая экономика призвана решить глобальное противоречие между безграничными материальными потребностями общества и ограниченными, или даже редкими, экономическими ресурсами. Это противоречие можно выразить в пяти более простых вопросах: • какую продукцию нужно производить; • какое количество; • каким образом; • кто будет ее потреблять; • как быстро приспосабливается система к изменениям потребительского спроса. В зависимости от качества ответов на эти вопросы и определяются достоинства и недостатки рыночной экономики. Это основные вопросы, на которые должна отвечать экономическая система. Достоинства и недостатки рыночной системы Достоинства • Эффективность распределения ресурсов. • Наличие свободы выбора у потребителей и у предпринимателей. • Возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг. • Способность быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. • Инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса. • Возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации. Недостатки • Угасающая конкуренция. • Неравномерно распределяющийся доход. • Нестабильность развития и не всегда эффективное производство. • Инфляция и безработица. • Тенденция к монополизации. • Невозможность обеспечить фундаментальные научные исследования. Тенденции развития Система рыночных отношений никогда не стоит на месте – это ее главное достоинство, и недостатки рыночной экономики нивелируются тенденциями к их исправлению. Большую роль тут играет государственное регулирование и меняющиеся формы всех видов предпринимательской деятельности. Возникают новые формы трудовых отношений, когда наемные работники принимают участие в управлении деятельностью предприятия или фирмы. Государство имеет возможность влиять на сужение или расширение конкуренции. Увеличивается доля малого бизнеса, более мобильного к меняющимся условиям. Хотя на первом месте по-прежнему стоит прибыль, предприятия заинтересованы в поддержании своей конкурентоспособности и предпринимают для этого целенаправленные действия. И, самое главное, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение потребительского спроса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...