Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема (модуль) 3. Философия познания.




    Данная тема изучает такой раздел философии как гносеология. Стержнем гносеологической проблематики является вопрос о познаваемости мира. Решение вопроса о познаваемости мира включает три основных варианта – гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм и скептицизм.

Целью изучения данной темы является усвоение основных философских представлений о важнейших проблемах гносеологии, сущности, структуре, видах и закономерностях познавательного процесса.

Рассматривая вопрос о многомерности познавательной деятельности человека, начните с изучения видов познавательной деятельности человека: обыденное познание; научное; иррациональное; и художественное познание, определите субъект (кто познаёт) и объект (что познаётся) познания.

    Обратите внимание, что познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного (это узнавание, распознавание, усвоение, образование, просвещение) и на познание ещё не познанного, неизвестного, нового объекта (это исследование, научное познание, открытие).

Изучая структуру познавательного процесса, главное внимание уделите основным этапам познания: чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), логическое познание (понятие, суждение, умозаключение) и практический этап (полученные знания применяются на практике, уточняются, корректируются).

Важно учесть, что познание – это культурно-исторический процесс получения и накопления знаний, а знание – это способ существования сознания человека.

Говоря о научном познании, необходимо обратить внимание на уровни познания – эмпирический (включает: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция) и теоретический. При анализе форм научного познания остановитесь на рассмотрении понятий «научный факт», «проблема», «гипотеза», «теория». В заключении сосредоточьте внимание на функциях науки в современном обществе.

 

Литература

 

[5; 8; 21; 22; 4а; 7а; 10а.]

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите и объясните сущность понятий «знание» и «познание».

2. Выделите особенности научного и ненаучного познания.

3. Раскройте и объясните структуру познавательного процесса.

4. Изложите сущность форм познания и научного знания. (Приведите примеры).

 

Тема (модуль) 4. Философия человека.

        Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубокой древности и является специфическим выражением основного вопроса философии.

    При изучении данной темы необходимо изучить такие понятия, как «философская антропология», «антропосоциогенез», «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» и «сознание». Изучая тему, особое внимание уделите развитию представлений о человеке в истории философии и культуры (Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое время, немецкая классическая философия, Марксизм, Русская философия), а также,

на основные проблемы современной философской антропологии. Изучите Креационистское учение о происхождении человека и его философские интерпретации (наиболее яркие философские интерпретации представлены в философствовании А. Блаженного, Ф. Аквинского, Р. Декарта, Г. Гегеля, В. Соловьёва, Н. Бердяева); эволюционную и трудовую концепцию антропогенеза (основные идей трудовой концепции изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека); проблему возникновения языка, сознания и социальной жизни.

 

 

Литература

 

[8; 21; 22; 4а; 5а; 10а.]

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Вспомните основные категории философской антропологии и их определения

2. Дайте краткую характеристику представлениям о человеке в истории философии.

3. Охарактеризуйте основные проблемы философии человека.

4. Объясните философское толкование смысла жизни человека.

 

Тема (модуль) 5. Философия общества.

    Рассматриваемая тема занимает особое место в философском разделе курса «Основы социально-гуманитарных наук». Она является связующим звеном между двумя теоретическими дисциплинами – философией и социологией, поскольку общество исследуется обеими.

    Изучая данную тему, необходимо вначале уяснить такие основные понятия как «общество», «социальная система», «социальные институты: семьи и брака, политические, экономические, образования, институты религии», «социальная структура», «формация» и «культура», «цивилизация», «тип общества», «традиционное общество», «современное общество».

    Обратите внимание на основные подсистемы общества: экономика, политика, культура. Охарактеризовав общество как социальную систему, перейдите к рассмотрению его основных функций, раскройте особенности различных типов общества, выделяя их достоинства и недостатки, изучите особенности традиционного и современного индустриального общества, выделите проблемы и перспективы развития постиндустриального общества.

 

 

Литература

 

[8; 21; 22; 1а; 4а; 5а; 7а; 10а]

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте сущностную характеристику типологии обществ.

2. Назовите основные признаки традиционного и современного общества.

3. Проанализируйте особенности различных типов общества

 

 

Раздел (блок) 2. Социология о человеке и обществе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...