![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема (модуль) 3. Философия познания.
Данная тема изучает такой раздел философии как гносеология. Стержнем гносеологической проблематики является вопрос о познаваемости мира. Решение вопроса о познаваемости мира включает три основных варианта – гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм и скептицизм. Целью изучения данной темы является усвоение основных философских представлений о важнейших проблемах гносеологии, сущности, структуре, видах и закономерностях познавательного процесса. Рассматривая вопрос о многомерности познавательной деятельности человека, начните с изучения видов познавательной деятельности человека: обыденное познание; научное; иррациональное; и художественное познание, определите субъект (кто познаёт) и объект (что познаётся) познания. Обратите внимание, что познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного (это узнавание, распознавание, усвоение, образование, просвещение) и на познание ещё не познанного, неизвестного, нового объекта (это исследование, научное познание, открытие). Изучая структуру познавательного процесса, главное внимание уделите основным этапам познания: чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), логическое познание (понятие, суждение, умозаключение) и практический этап (полученные знания применяются на практике, уточняются, корректируются). Важно учесть, что познание – это культурно-исторический процесс получения и накопления знаний, а знание – это способ существования сознания человека. Говоря о научном познании, необходимо обратить внимание на уровни познания – эмпирический (включает: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция) и теоретический. При анализе форм научного познания остановитесь на рассмотрении понятий «научный факт», «проблема», «гипотеза», «теория». В заключении сосредоточьте внимание на функциях науки в современном обществе.
Литература
[5; 8; 21; 22; 4а; 7а; 10а.]
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите и объясните сущность понятий «знание» и «познание». 2. Выделите особенности научного и ненаучного познания. 3. Раскройте и объясните структуру познавательного процесса. 4. Изложите сущность форм познания и научного знания. (Приведите примеры).
Тема (модуль) 4. Философия человека. Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубокой древности и является специфическим выражением основного вопроса философии. При изучении данной темы необходимо изучить такие понятия, как «философская антропология», «антропосоциогенез», «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» и «сознание». Изучая тему, особое внимание уделите развитию представлений о человеке в истории философии и культуры (Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое время, немецкая классическая философия, Марксизм, Русская философия), а также, на основные проблемы современной философской антропологии. Изучите Креационистское учение о происхождении человека и его философские интерпретации (наиболее яркие философские интерпретации представлены в философствовании А. Блаженного, Ф. Аквинского, Р. Декарта, Г. Гегеля, В. Соловьёва, Н. Бердяева); эволюционную и трудовую концепцию антропогенеза (основные идей трудовой концепции изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека); проблему возникновения языка, сознания и социальной жизни.
Литература
[8; 21; 22; 4а; 5а; 10а.]
Вопросы для самоконтроля 1. Вспомните основные категории философской антропологии и их определения 2. Дайте краткую характеристику представлениям о человеке в истории философии. 3. Охарактеризуйте основные проблемы философии человека. 4. Объясните философское толкование смысла жизни человека.
Тема (модуль) 5. Философия общества. Рассматриваемая тема занимает особое место в философском разделе курса «Основы социально-гуманитарных наук». Она является связующим звеном между двумя теоретическими дисциплинами – философией и социологией, поскольку общество исследуется обеими. Изучая данную тему, необходимо вначале уяснить такие основные понятия как «общество», «социальная система», «социальные институты: семьи и брака, политические, экономические, образования, институты религии», «социальная структура», «формация» и «культура», «цивилизация», «тип общества», «традиционное общество», «современное общество». Обратите внимание на основные подсистемы общества: экономика, политика, культура. Охарактеризовав общество как социальную систему, перейдите к рассмотрению его основных функций, раскройте особенности различных типов общества, выделяя их достоинства и недостатки, изучите особенности традиционного и современного индустриального общества, выделите проблемы и перспективы развития постиндустриального общества.
Литература
[8; 21; 22; 1а; 4а; 5а; 7а; 10а]
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте сущностную характеристику типологии обществ. 2. Назовите основные признаки традиционного и современного общества. 3. Проанализируйте особенности различных типов общества
Раздел (блок) 2. Социология о человеке и обществе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |