![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема (модуль) 2. Философия бытия.Стр 1 из 6Следующая ⇒
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы и рекомендации по её выполнению для учащихся 3 курса заочной формы обучения специальностей: 2-27 01 01, 2-25 01 35, 2-24 01 02 «Экономика и организация производства», «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль», «Правоведение». Брест
Автор: О.Л. Токарь, преподаватель дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук», Брестского филиала ЧУО «Колледж бизнеса и права».
Разработано на основе типовой учебной программы по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь от 07.06.2010 года, и в соответствии с образовательными стандартами РД РБ 02 100. 4 012 – 2003 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»; РД РБ 02 100. 4 008 – 2003 «Экономика и организация производства»; РД РБ 02 100. 4. 39 – 2004 специальности 2 – 240 102 «Правоведение» и изменением № 1 от 22.04.2009.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин, протокол № ____ от ____ ____20 г.
Председатель Я.Л. Вольнова
Методист заочной формы обучения __________________ Е.А.Бекетова
CОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин. Важное место среди них занимает философия, социология и политология. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, так не может он рассчитывать и на успешность своих действии без определённых знаний о правовых или нравственных нормах о социальной среде, в которой живёт, без знания тех скрытых сил, которые определяют действия и поступки людей в различных общественных ситуациях. Изучение социально-гуманитарных дисциплин ориентировано на освоение учащимися богатств мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, призвано составить общее представление о социологии и политологии как особых науках, т.е. определить её предмет, основные задачи и функции, её соотношение с философией и другими науками, выявить основные элементы, из которых складывается система социологического и политологического знания, установить основные этапы развития и т.д. Предмет изучается в объёме 70 часов. Основными видами занятий по изучению программного материала являются комбинированные занятия. 52 часа отводится для самостоятельной работы учащихся - заочников. Предусмотрена одна домашняя контрольная работа и одна обязательная контрольная работа В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать: · основные понятия социально-гуманитарных дисциплин; · анализировать и интерпретировать различные темы философствования; · ведущие идеи философской и социально-политической картины общества; · анализировать категориальный аппарат социологии · основные направления государственной политики Республики Беларусь. уметь: · характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека; · ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси; · применять философские, социологические и политологические знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций; · осуществлять основные гражданские обязанности ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
* темы для самостоятельного изучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ Приступая к изучению данной дисциплины, систематизируйте свои знания, полученные в курсах «Истории» и «Человек. Общество. Государство», о роли и месте человека в современном мире; о человеке, обществе, мире как объектах социально-гуманитарных наук, а так же о мире, как системе взаимосвязей между человеком, обществом и природой. Обратите внимание на структуру курса, его базовые проблемы и взаимосвязь курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Необходимо уяснить что: - философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания; -социология – наука, изучающая общество в целом: социально-типическую картину общества; людей как представителей больших социальных групп; «внутренний мир» общества. -политологи – наука о политике, искусстве жить вместе, искусстве сосуществования.
Литература [7а]
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте сущность и специфику социально-гуманитарного знания. 2. Определите значимость социально-гуманитарного знания и его связь с другими учебными дисциплинами.
Раздел (блок) 1. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ Тема (модуль) 1. Что такое философия? Даннаятема является первой в разделе, посвящённом изучению основ философии, и призвана помочь систематизировать знания о мире и человеке на основании представлений, полученных в курсах «Человек. Общество. Государство», «Всемирная история», «История Беларуси». При изучении данной темы следует обратить внимание на проблемы начала философии, рассмотреть основные концепции генезиса философии, соотношение философии с мировоззрением, мифологией, религией, наукой, искусством. Ознакомиться с такими понятиями как «миф», «философия», «мировоззрение», «исторические типы мировоззрения». Важно обратить внимание на: основные разделы философии: онтологию, гносеологию, аксиологию, философскую антропологию, социальную философию; Функции философии: мировоззренческую, аксиологическую, социальную, антропологическую, гносеологическую, методологическую; Основные философские проблемы: проблема мира (объекта); проблема человека (субъекта); проблема отношения человека к миру; Основные категории философии: бытие и небытие, материя и сознание, пространство и время, движение, развитие, природа, общество, человек.
Литература
[4а; 5; 8; 7а; 22;]
Вопросы для самоконтроля 1. Выскажите общее суждение об особенностях философии. 2. Раскройте сущность главных философских проблем. 3. Сформируйте функции философии, раскрывая их содержание. 4. Объясните значение философии в жизни общества. 5. Назовите исторические типы мировоззрения.
Тема (модуль) 2. Философия бытия. Содержание данной темы является базой знаний философии, всех последующих тем, так как категория «бытие» выражает проблему существования в её общем виде. В процессе изучения данной темы следует усвоить определение таких основных понятий как «онтология», «бытие», «небытие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «диалектика». Для более глубокого изучения темы обратите внимание на многообразие подходов к определению диалектики и проблемы бытия, а также вспомните из истории философии, в какой период и кем была создана диалектика как наука, уясните её содержание: принципы, законы, категории. Применяя знания из естественных наук докажите существование и взаимосвязь различных форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная). Вспомните, что изучает антропология, как раздел философии. Обратите внимание на термин – «коэволюция» Уяснив основные вопросы, обратите внимание на специфику материального и духовного бытия, систему связей и отношений человека со всем сущим.
Литература
[21; 22; 1а; 4а; 5а; 10а.]
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите и различите понятия «бытие», «небытие», «материя», «пространство», «время». 2. Что такое онтология, каковы её предмет и основные проблемы? 3. Раскройте сущность диалектики, её принципы, законы и категории. 4. Раскройте, в чём многомерность бытия мира и человека.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |