Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема (модуль) 2. Философия бытия.




ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для контрольной работы и рекомендации по её выполнению

для учащихся 3 курса заочной формы обучения

 специальностей: 2-27 01 01, 2-25 01 35, 2-24 01 02

«Экономика и организация производства», «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль», «Правоведение».

Брест

 

 

Автор: О.Л. Токарь, преподаватель дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук», Брестского филиала ЧУО «Колледж бизнеса и права».

 

Разработано на основе типовой учебной программы по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь от 07.06.2010 года, и в соответствии с образовательными стандартами РД РБ 02 100. 4 012 – 2003 «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»; РД РБ 02 100. 4 008 – 2003 «Экономика и организация производства»;  РД РБ 02 100. 4. 39 – 2004 специальности      2 – 240 102 «Правоведение» и изменением № 1 от 22.04.2009.

 

    Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин,

протокол № ____ от ____ ____20   г.

 

Председатель                 Я.Л. Вольнова

 

 

Методист заочной формы обучения

__________________ Е.А.Бекетова

 

 

                                                   

CОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Пояснительная записка   4
2 Примерный тематический план дисциплины   5
3 Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы   6
4 Задания для домашней контрольной работы и методические рекомендации по её выполнению   19
5 Перечень вопросов для подготовки к написанию обязательной контрольной работы.   24
6 Перечень рекомендуемой литературы. 25

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин. Важное место среди них занимает философия, социология и политология. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, так не может он рассчитывать и на успешность своих действии без определённых знаний о правовых или нравственных нормах о социальной среде, в которой живёт, без знания тех скрытых сил, которые определяют действия и поступки людей в различных общественных ситуациях.

    Изучение социально-гуманитарных дисциплин ориентировано на освоение учащимися богатств мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, призвано составить общее представление о социологии и политологии как особых науках, т.е. определить её предмет, основные задачи и функции, её соотношение с философией и другими науками, выявить основные элементы, из которых складывается система социологического и политологического знания, установить основные этапы развития и т.д.

Предмет изучается в объёме 70 часов. Основными видами занятий по изучению программного материала являются комбинированные занятия. 52 часа отводится для самостоятельной работы учащихся - заочников. Предусмотрена одна домашняя контрольная работа и одна обязательная контрольная работа

    В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать:

· основные понятия социально-гуманитарных дисциплин;

· анализировать и интерпретировать различные темы философствования;

· ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

· анализировать категориальный аппарат социологии

· основные направления государственной политики Республики Беларусь.

уметь:

·  характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

· ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;

· применять философские, социологические и политологические знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;

· осуществлять основные гражданские обязанности

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество учебных часов

Всего по дисциплине Комбиниро-ванные  занятия Лабораторные, практические занятия
Введение 2 2  
Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире. 24 24  
Тема 1. Что такое философия 2 2  
Тема 2. Философия бытия 4 4 (2*)  
Тема 3. Философия познания 6 6*  
Тема 4. Философия человека 6 6 (4*)  
Тема 5. Философия общества 7 7*  
Раздел 2. Социология о человеке и обществе. 20 20  
Тема 6. Личность и общество. 8 8 (6*)  
Тема 7. Общество как система 12 12 (10*)  
Раздел 3. Что надо знать о политике. 20 20  
Тема 8. Политика и власть 10 10 (6*)  
Тема 9. Личность и государство 11 11 (9*)  
Заключение. 2 2*  
Итого 70 70 (52*)  

* темы для самостоятельного изучения

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к изучению данной дисциплины, систематизируйте свои знания, полученные в курсах «Истории» и «Человек. Общество. Государство», о роли и месте человека в современном мире; о человеке, обществе, мире как объектах социально-гуманитарных наук, а так же о мире, как системе взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Обратите внимание на структуру курса, его базовые проблемы и  взаимосвязь курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами.

Необходимо уяснить что:

- философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания;

-социология – наука, изучающая общество в целом: социально-типическую картину общества; людей как представителей больших социальных групп; «внутренний мир» общества.

-политологи – наука о политике, искусстве жить вместе, искусстве сосуществования.

 

Литература

[7а]

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность и специфику социально-гуманитарного знания.

2. Определите значимость социально-гуманитарного знания и его связь с другими учебными дисциплинами.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Раздел (блок) 1. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Тема (модуль) 1. Что такое философия?

        Даннаятема является первой в разделе, посвящённом изучению основ философии, и призвана помочь систематизировать знания о мире и человеке на основании представлений, полученных в курсах «Человек. Общество. Государство», «Всемирная история», «История Беларуси».

        При изучении данной темы следует обратить внимание на проблемы начала философии, рассмотреть основные концепции генезиса философии, соотношение философии с мировоззрением, мифологией, религией, наукой, искусством. Ознакомиться с такими понятиями как «миф», «философия», «мировоззрение», «исторические типы мировоззрения».

     Важно обратить внимание на:

 основные разделы философии: онтологию, гносеологию, аксиологию, философскую антропологию, социальную философию;

Функции философии: мировоззренческую, аксиологическую, социальную, антропологическую, гносеологическую, методологическую;

Основные философские проблемы: проблема мира (объекта); проблема человека (субъекта); проблема отношения человека к миру;

Основные категории философии:

бытие и небытие, материя и сознание, пространство и время, движение, развитие, природа, общество, человек.

 

 

Литература

 

[4а; 5; 8; 7а; 22;]

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Выскажите общее суждение об особенностях философии.

2. Раскройте сущность главных философских проблем.

3. Сформируйте функции философии, раскрывая их содержание.

4. Объясните значение философии в жизни общества.

5. Назовите исторические типы мировоззрения.

 

 

Тема (модуль) 2. Философия бытия.

    Содержание данной темы является базой знаний философии, всех последующих тем, так как категория «бытие» выражает проблему существования в её общем виде.

    В процессе изучения данной темы следует усвоить определение таких основных понятий как «онтология», «бытие», «небытие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «диалектика».

Для более глубокого изучения темы обратите внимание на многообразие подходов к определению диалектики и проблемы бытия, а также вспомните из истории философии, в какой период и кем была создана диалектика как наука, уясните её содержание: принципы, законы, категории. Применяя знания из естественных наук докажите существование и взаимосвязь различных форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

Вспомните, что изучает антропология, как раздел философии. Обратите внимание на термин – «коэволюция»

Уяснив основные вопросы, обратите внимание на специфику материального и духовного бытия, систему связей и отношений человека со всем сущим.

 

Литература

 

[21; 22; 1а; 4а; 5а; 10а.]

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите и различите понятия «бытие», «небытие», «материя», «пространство», «время».

2. Что такое онтология, каковы её предмет и основные проблемы?

3. Раскройте сущность диалектики, её принципы, законы и категории.

4. Раскройте, в чём многомерность бытия мира и человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...