Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение цели и задач экскурсии.




Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объектыЗадачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть поделен на две части: Основная литература" и "Дополнительная литература".

Определение других источников экскурсионного материала.

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Например: фонды государственных, ведомственных и частных архивов; фонды и экспозиции музеев; хроникально-документальные и научно- популярные фильмы; воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д.

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов является главенствующей частью экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть взяты:памятные места, связанные с историческими событиями, здания и сооружения, мемориальные памятники, природные объекты, экспозиции музеев, галерей, выставок, памятники археологии, памятники искусства.

Критерии оценки объектовдля их включения в экскурсию:

- познавательная ценность;

- известность объекта;

- необычность (экзотичность) объекта;

- выразительность объекта;

- сохранность объекта;

- местонахождение объекта;

- временное ограничение показа.

Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них.

Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены при составлении маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Существуют три варианта построения маршрута: хронологический (экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей); тематический; тематико-хронологический (все обзорные экскурсии).

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов.

Объезд (обход) маршрута.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

- ознакомиться с трассой маршрута;

- уточнить места расположения объектов и предполагаемых остановок;

- провести хронометраж экскурсии в целом, а также показа и анализа отдельных объектов;

- проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

- выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

Подготовка контрольного текста экскурсии.

Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты; цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Контрольный текст:

- содержит хронологическое изложение всего материала, не отражая структуры экскурсии и маршрутной последовательности;

- выполняет контрольные функции, т.е. каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста;

- включает в себя материалы, составляющие содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

9. Комплектование "портфеля экскурсовода".

"Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

"Портфель" создается на каждую тему. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. К каждому экспонату, включенному в "портфель" прикрепляется аннотация с исходным справочным материалом.

Определение методических приемов проведения экскурсии.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа для поддержания интереса.

Определение техники ведения экскурсии.

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса.

Составление методической разработки.

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Методическая разработка в краткой форме излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Рекомендации этого документа по методике проведения экскурсии обязательны для экскурсовода.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

- содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;

- называть наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа;

- соединять рассказ и показ в единое целое;

- учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов).

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность (в академических часах), состав экскурсантов, фамилия и должность составителя, дата утверждения экскурсии;

- на следующей странице - цель и задачи экскурсии, схема маршрута (перечень) с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка имеет ту же структуру, что и индивидуальный текст экскурсовода, - она состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. Содержание вступления и заключения не разносятся по графам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...