Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.3. Криминалистическое изучение личности




Понятие, значение и задачи криминалистического изучения личности. Криминалистическая теория и практика использует термин «личность» в самом широком смысле этого слова, включая в свойства личности всю совокупность криминалистически значимых человеческих качеств: морфологические, физиологические, психические, социальные. Так, криминалисты традиционно используют словосочетания «установление личности преступника», «установление личности потерпевшего», понимая под этим процессом выявление и использование совокупности свойств разного уровня. Таким образом, под криминалистическим изучением личности следует понимать установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики.

Решение идентификационных задач при изучении личности. Выделяют четыре класса криминалистических задач, решение которых базируется на использовании гомологической информации, то есть информации о свойствах человека. Первый класс задач связан с установлением тождества лица по комплексу его свойств, в том или ином виде отобразившихся вовне. Второй класс задач предполагает изучение таких свойств человека, которые связаны с установлением фактической картины преступления. Третий класс задач, разрешаемых на базе гомологической информации, связан с определением оптимальной линии поведения лиц, расследующих преступление, с учетом их взаимодействия с другими участниками расследования, что является предметом криминалистической тактики. Четвертый класс задач, при решении которых используется информация о личности, связан с осуществлением криминалистической профилактики. Решение идентификационных задач при изучении личности.

Тактический аспект криминалистического изученияличности. При расследовании анализируются психологические, социально-психологические свойства преступника и жертвы преступления. Они имеют значение не только как сведения о фактах, но и как информация об условиях формирования личности, факторах, влияющих на ее мировоззрение и поведение. Особую роль в криминалистической деятельности играют свойства личности, относящиеся к ее психологическому складу. Без их учета невозможно ни установить фактическую картину преступления, ни реализовать тактическую линию расследования. Использование данных о личности при решении задач криминалистической профилактики. Объем криминалистического изучения личности. Методы криминалистического изучения личности. Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования в зависимости от их процессуального положения и роли (личности предполагаемого преступника, скрывающегося от следствия, подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, значение и задачи криминалистического изучения личности.

2. Использование данных о личности при решении задач криминалистической профилактики.

3. Методы криминалистического изучения личности и особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования.

 

Дополнительная литература

1. Белов О.А. Криминалистическая регистрация: история, современное состояние и перспективы развития : учеб. пособие для юрид. вузов / О.А. Белов – М. : Юрлитинформ, 2010.

2. Волынский В.А. Криминалистическая техника: наука – техника – общество – человек / В.А. Волынский. – М., 2000.

3. Нечаев В.В. Организационно-правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания / В.В. Нечаев. – М. : Юрлитинформ, 2007.

4. Решетников В.М. Криминалистическая идентификация / В.М.Решетников. – Волгоград: [Б.и.], 2007

5. Руководство для следователей /под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М., 1997.

6. Справочник следователя. — Вып. 1, 2, 3. – М., 1990.

7. Справочная книга криминалиста /отв. ред. Н.А. Селиванов. – М.: Норма, 2001.

8. Торвальд Ю. Век криминалистики:пер. с нем. / Ю. Торвальд; под ред. и со вступ. ст. Ф.М. Решетникова. — 3-е изд. – М.: Прогресс, 1991.

9. Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека / В.Н. Чулахов; под ред. Е.Р. Россинской. – М.: Юрлитинформ, 2007.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...