Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УТЗ провел: ФИО проводящего




Министерство спорта Красноярского края

Краевое государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение

«Красноярский колледж олимпийского резерва»

Рассмотрено методическим советом Протокол №_____от ____________2016г. Председатель ____________ «Утверждаю» заместитель директора по учебно-воспитательной и спортивной работе                               Стрига Е.А. «    »                            2016г.

Методические рекомендации по составлению план-конспектаучебно-тренировочного занятия, урока и комплекса упражнений на воспитание физических качеств

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Составитель: преподаватель Карепов В.Е.

Красноярск 2016


 


СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
1. План-конспект учебно-тренировочного занятия и рекомендации по его составлению 4
2. План-конспект урока и рекомендации по его составлению 8
3. Таблица для составления комплекса упражнений навоспитание физических качеств 12
  Литература 17
  Приложение № 1. Образец составления план-конспекта учебно-тренировочного занятия Приложение №2. Образец составления план-конспекта урока Приложение №3. Образец составления комплекса упражнений на воспитание физических качеств (сила) Приложение №4. Образец составления комплекса упражнений на воспитание физических качеств (быстрота) Приложение №5. Образец составления комплекса упражнений на воспитание физических качеств (выносливость) Приложение №6. Образец составления комплекса упражнений на воспитание физических качеств (гибкость) Приложение №7. Образец составления комплекса упражнений на воспитание физических качеств (координационные способности)  


Введение

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена педагог по физической культуре и спорту должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

ПК 2.6. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами.

Данные методические рекомендации составлены с целью унификации требований к составлению обучающимися учебно-планирующей документации. Кроме этого данные методические рекомендации содержат подробный алгоритм и примеры составления план-конспектов уроков, учебно-тренировочных занятий, комплексов упражнений.

Могут быть использованы как обучающимися, так и преподавателями для организации самостоятельной работы; в процессе проведенияучебной и производственной практики, написания выпускной квалификационной работы.


 


План-конспект учебно-тренировочного занятия

И рекомендации по его составлению

План-конспект учебно-тренировочного занятия (далее УТЗ)составляется на основе учебного плана и программы по виду спорта. В нем отражаются задачи УТЗ (образовательные, воспитательные, оздоровительные), средства (упражнения), применяемые для реализации этих задач в каждой части УТЗ, методические рекомендации – помогающие более эффективно использовать основные средства.

При составлении план - конспекта необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к занятию:

1) цель занятия

2) содержать общие задачи (выполняемые за счет серии занятий)

3) период подготовки

4) иметь правильную методическую направленность;

5) носить воспитывающий характер;

6) учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, уровень физической и функциональной подготовленности);

7) содержать упражнения, содействующие всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья;

8) быть интересным для обучаемых;

9) иметь целостность и законченность, и сочетаться с предыдущими и последующими УТЗ.

10) показатель интенсивности занятия (при выполнении упражнений или заданий в основной части)

В зависимости от преимущественной направленности по предмету проводятся теоретические занятия (лекции), на которых занимающиеся должны иметь тетради и ручки; практические занятия (учебные, тренировочные, контрольные), на которых занимающиеся должны иметь длинную и короткую спортивную форму, ручки и тетради.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной, заключительной. Продолжительность занятий составляет 2 академических часа (90 мин).

Длительность подготовительной части занятия от 20 до 30 мин. Цель подготовительной части – функциональная подготовка организма к предстоящей основной работе. Как правило, подготовительная часть состоит из бега, комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ), беговых и прыжковых упражнений.

Бег выполняется с целью разогревания организма. Необходимая степень повышения температуры достигается к началу потоотделения. Длительность непрерывного бега составляет 3 – 10 мин. Она зависит от температуры воздуха: в жаркую погоду она сокращается, в холодную - увеличивается. Для улучшения разогревания организма используют теплые тренировочные костюмы.

После бега выполняются общеразвивающие упражнения. При выполнении комплексов упражнений придерживаются следующего порядка:

1) разминка проводится сверху вниз путем воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки; потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей, упражнения для туловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;

2) подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на занятии. Подбор упражнений по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений.

3) в комплекс должны входить упражнения разной направленности, повторять каждое 8 – 10 раз. Беговые упражнения повторяются для подготовки мышц и связок двигательного аппарата, занимающихся к предстоящей интенсивной работе, коррекции техники бега и настройке на работу. Обычно выполняется 4 – 6 упражнений.

Основная часть занятия длится 60 – 65 мин. В ней решаются задачи обучениютехническим видам и воспитанию физических качеств. На занятии всегда следует придерживаться чередования упражнений:

1) упражнения для обучения и совершенствования техники изучаемого двигательного действия,

2) упражнения для воспитания быстроты и координационных способностей,

3) упражнения для воспитания выносливости и силы.

Заключительная часть занятия необходима для постепенного снижения нагрузки, приведения организма в состояние, близкое к норме в этой части занятия используется медленный бег, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления. Длительность составляет 5-7 мин.

Рекомендации по составлению план – конспекта УТЗ

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части УТЗ, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.


 


План конспект учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта №_ для групп (НП, СС, ССМ, ВСМ и год обучения)

Период:подготовительный, соревновательный, переходный

Тема занятия: (исходя из программы спортивной школы и календарно-тематического плана)

Цель занятия:(исходя из темы и периода подготовки)

Задачи:(не более трех задач на 1 занятие)

1. Разучить (обучить) или совершенствовать технику изучаемого вида

2. Воспитать физическое качество

3. Воспитатьволевые или моральные качества

Место проведения:(где проводится)

Дата и время проведения:(когда и во сколько)

Необходимый инвентарь:(в зависимости от количества учащихся)

Контингент:(количество девочек и мальчиков)

Тип занятия(занятия освоения нового материала, занятия закрепления и совершенствования, смешанное (комплексное), контрольное)

Методы организации:урока (фронтальный, групповой, индивидуальный)

Методы обучения:круговой, соревновательный, строго-регламентированного упражнения

Интенсивность занятия:(в зависимости от периода подготовки)

УТЗ провел: ФИО проводящего

Части занятия Содержание учебно-тренировочного занятия Дозировка Организационно-методические указания
I мин      
II мин      
III мин      

В первой графе конспекта «Части УТЗ» указываются цифрами части урока (I — подготовительная; II — основная; III — заключительная)и их продолжительность (мин).

Во второй графе «Содержание УТЗ» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. Если в основной части УТЗ используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений.

Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при плани­ровании на УТЗ разного для них учебного материала.

В третьей графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторений упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (мин), величина преодолеваемого расстояния.

В четвертой графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры»



План-конспектурока и рекомендации по его составлению

Конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Конспект урока разрабатывается на основе календарно-тематического плана и итогов предыдущего урока. Необходимо учитывать сложность освоения нового материала, состав занимающихся, уровень подготовленности, условия мест занятий.

Намечается план предстоящего урока: задачи, основные виды упражнений, порядок организации. После разрабатывается подробный конспект урока.

Работа над конспектом начинается с определения и формулировки задач урока. На каждый урок ставится три задачи: образовательная, оздоровительная и воспитательная. Задачи должны быть конкретными и реальными, т.е. точно определять все, что намечено достигнуть, и может быть достигнуто именно на данном уроке.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Приняты следующие правила постановки и формулировки задач:

При разучивании двигательного действия – «Разучить технику выполнения»

При закреплении двигательного действия – «Закрепить технику выполнения»

При совершенствовании двигательного действия – «Совершенствовать технику выполнения»

При контроле – «Оценить или принять на оценку… (учебный норматив)»

Образовательные задачи должны отвечать на вопрос «Что сделать?», потому, что эти задачи должны быть решены на этом уроке.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья физическими упражнениями, на формирование правильной осанки, на развитие двигательных качеств. Так как на одном уроке невозможно сформировать осанку или воспитать двигательное качество, то для этого требуется система уроков. Поэтому оздоровительные задачи должны отвечать на вопрос «Что делать?». Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формировать правильную осанку, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время бега и ходьбы», «развивать общую выносливость, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитывать быстроту движений в беге на короткие дистанции», «Воспитывать скоростно-силовые качества при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи – это «воспитывать», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащихся. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитывать смелость при соскоке с гимнастического козла», «Воспитывать чувство выдержки
в лыжных гонках на дистанции 5 км»

Воспитательные задачи, так же как и оздоровительные должны отвечать на вопрос «Что делать?».

При разработке содержания урока физической культурой необходимо:

1)определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2)уточнить необходимый инвентарь для урока;

3)разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4)определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.


План конспект урока по виду спорта №_ для учащихся класса_

Тема урока: (исходя из школьной программы и календарно-тематического плана)

Цель урока:

Задачи урока:(не более трех задач на 1 урок)

1.Разучить (обучить)или совершенствовать технику изучаемого вида

2.Воспитать физические качества

3.Воспитатьморально-волевые качества:

Место проведения(где проводится)

Дата и время проведения(когда и во сколько)

Необходимый инвентарь(в зависимости от количества учащихся)

Контингент(количество девочек и мальчиков)

Тип урока(уроки освоения нового материала, уроки закрепления и совершенствования, смешанный (комплексный), контрольный)

Методы организацииурока (фронтальный, групповой, индивидуальный)

Методы обучения:круговой, соревновательный, строго-регламентированного упражнения










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...