![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
План 1. Понятие чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС), ее разновидности. 2. Понятие, правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций и их виды. 3. Правовое обеспечение предотвращения и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций. Понятие чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС), ее разновидности Правовую основу регулирования режима чрезвычайных экологических ситуаций составляют положения Конституции Украины, предписания Законов Украины «Об охране окружающей природной среды» (статьи 65-66)1, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации»2, «Об аварийно-спасательных службах»3, «О правовом режиме чрезвычайного положения»4, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»5 и иные нормативно-правовые акты. Чрезвычайные экологические ситуации (далее ЧЭС) тесно связаны с такими понятиями, как национальная безопасность, чрезвычайное положение. Тем не менее, два последних понятия по своему содержанию более емкие, чем ЧЭС и регламентируются специальными нормативными актами: законами Украины «О чрезвычайном положении», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «Об 1 В1ДОМОСТ1 Верховно!' Ради Украши. — 1991. — № 41. — Ст. 546. 2 Офщшний вкник Украши. — 2000. — № 32. — Ст. 1340. 3 Офщшний В1сник Украши. — 2000. — № 1. — Ст. 1. 4 Офщшний В1сник Украши. — 2000. — № 15. — Ст. 588. 5 Офщшний В1сник Украши. — 2000. — № 28. — Ст. 1155.
372 373
Чрезвычайная экологическая ситуация — чрезвычайная ситуация, при которой на отдельной местности произошли отрицательные изменения в окружающей природной среде, требующие применения чрезвычайных мер со стороны государства. Целесообразно было бы в основу определения ЧЭС заложить следующие критерии: стойкие, длительные негативные изменения в окружающей среде, которые создают угрозу для здоровья и жизни людей, ограничивают или делают невозможной хозяйственную деятельность на соответствующих территориях, угрожают сохранению природных ресурсов. При этом отрицательные (негативные) изменения в окружающей природной среде представляют собой утрату, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности в этих условиях. Основными элементами ЧЭС являются: 1) наличие угрозы (реальной, неизбежной, потенциальной); 2) последствия (отрицательные, необратимые, существенные, устойчивые); 3) необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, защиты. В соответствии с Законом Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» ЧЭС дифференцируются по характеру происхождения, масштабам распространения и последствиям на: а) аварии, б) катастрофы. Авария — опасное происшествие техногенного характера, вызвавшее гибель людей или создающее на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса либо наносящее вред окружающей среде. Катастрофа — крупная по масштабам авария или иное происшествие, приводящее к тяжелым последствиям. В отличие от аварии, катастрофа может быть техногенного, природного или другого характера. Катастрофа на Чернобыльской АЭС причинила значительные убытки не только природе и здоровью населения Украины. Ее последствия коснулись территорий далеко за пределами Украины. Лишь в Украине загрязнено свыше 53,5 тыс. км2 территории1, в 74 районах 12 областей, где в 2294 населенных пунктах проживает 3,2 млн населения, из которых 350 тыс. принимали участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, 130 тыс. было эвакуировано и отселено с загрязненных территорий2. Классификация чрезвычайных экологических ситуаций проводится по разнообразным признакам: источникам возникновения, последствиям, масштабам, степени опасности, причинам возникновения и т.п. Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы разработало Приказ от 22 апреля 2003 г. № 119 «Об утверждении классификационных признаков чрезвычайных ситуаций»3. К классификационным признакам чрезвычайных ситуаций отнесено: описание признака (краткое описание ситуации, случая, события, происшествия, аварии, явления); единица измерения показателя признака; пороговое значение показателя признака и т.п. В зависимости от местонахождения источника возникновения ЧЭС можно поделить на внутренние и внешние. Внутренние ЧЭС — источник непосредственно расположенный на территории Украины, внешние — за его пределами. В зависимости от причин возникновения можно выделить четыре группы ЧЭС: техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чрезвычайные экологические ситуации техногенного характера — это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, временное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п. К причинам ЧЭС природного характера относятся опасные геологические, метеорологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация почв и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных, массовое заражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п. ЧЭС социально-политического происхождения связаны с противоправными действиями террористического и антиконституционного характера, которые влекут наряду с иными экологически неблагоприятные 1 Закон Украши вщ 14 березня 2006 року № 3522-1У «Про Загальнодер- 2 Кондратюк В.А., Вадзюк С.Н., Данильчук С.А. Наслщки Чорнобиль- 3 Офщшний В1сник Украши. — 2003. — № 31.— Ст. 1635.
374 375
Для обеспечения организации взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с ЧЭС и ликвидацией их последствий, осуществляется классификация по их уровням. На основании Постановления Кабинета Министров Украины от 24 марта 2004 года № 368 «Об утверждении порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровням»1 ЧЭС в зависимости от объемов причиненных последствий, технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, чрезвычайная ситуация классифицируется как государственного,регионального, местного или объектового уровня. Для определения уровня ЧЭС устанавливаются такие критерии: территориальное распространение и объемы технических и материальных ресурсов, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; количество людей пострадавших или условия жизнедеятельности которых были нарушены вследствие возникшей ситуации; размер причиненных (ожидаемых) убытков. Государственного уровня признается ЧЭС которая: распространилась или может распространиться на территорию других государств; распространилась на территорию двух либо больше регионов Украины (Автономной Республики Крым, областей, г. Киева и г. Севастополя), а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности этих регионов, но не менее чем 1 процент от объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация государственного уровня с территориальным распространением); привела к гибели свыше 10 лиц или вследствие которой пострадало свыше 300 лиц (пострадавшие — лица, жизни или здоровью которых был причинен вред вследствие чрезвычайной ситуации), либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 50 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток); вследствие которой погибло свыше 5 лиц или пострадало свыше 100 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 10 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки (оцененные в установленном законодательством порядке), вызванные чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тыс. минимальных размеров (на момент возникновения чрезвычайной ситуации) зара- 1 Офщшний В1СНИК Украши. — 2004. — № 12. — Ст. 740. 376 ботной платы; убытки от которой превысили 150 тыс. минимальных размеров заработной платы; в иных случаях, предусмотренных актами законодательства, по своим признакам признается как чрезвычайная ситуация государственного уровня. К региональному уровню относится ЧЭС которая: распространилась на территорию двух либо больше районов (городов областного значения) Автономной Республики Крым, областей, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности этих районов, но не менее чем 1 процент объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация регионального уровня с территориальным распространением); привела к гибели от 3 до 5 лиц или вследствие которой пострадало от 50 до 100 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 1 тыс. до 10 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки превысили 5 тыс. минимальных размеров заработной платы; убытки от которой превысили 15 тыс. минимальных размеров заработной платы. Местного уровня признается ЧЭС которая: вышла за границы территорий потенциально опасного объекта, угрожает окружающей среде, соседним населенным пунктам, инженерным сооружениям, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта; вследствие которой погибло 1-2 лица или пострадало от 20 до 50 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 100 до 1000 лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки превысили 0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы; убытки от которой превысили 2 тыс. минимальных размеров заработной платы. К ЧЭС объектового уровня относятся не подпадающие под названные выше определения. Окончательное решение относительно уровня чрезвычайной экологической ситуации с дальнейшим отображением ее в данных статистики, в том числе в случае отсутствия достаточных сведений относительно развития чрезвычайной ситуации, принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, по согласованию, в случае необходимости, с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, а также с учетом экспертного заключения (в случае его предоставления) региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций относительно уровня чрезвычайной ситуации. Окончательное решение (экспертное заключение — в случае его предоставления) специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится решение 377
В зависимости от степени опасности, сложности экологического состояния, последствий ЧЭС в научной литературе выделяются: критические, острокритические, кризисные и катастрофические ситуации1. Для критической чрезвычайной экологической ситуации характерны: хронически повышенный уровень загрязнения окружающей природной среды; стойкая повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду; угроза дефицита пресной воды; снижение плодородия почв, растительного покрова; исчезновение видового многообразия животных; обеднение рыбных запасов; повышенный уровень заболевания населения. При острокритической ЧЭС происходит развитие стойких процессов разрушения экологических систем; многократно повышается загрязненность среды, нарастает антропогенная нагрузка; имеет место угроза дефицита пресной воды; нарастают процессы истощения растительного и животного мира, потери плодородия почв; уровень заболеваемости населения достигает критической отметки, возрастет смертность. Кризисная ситуация характеризуется началом процесса разрушения экологической системы; глобальным загрязнением окружающей природной среды, которая многократно превышает ПДК; многократным увеличением антропогенной нагрузки; дефицитом пресной воды, истощением поверхностных и подземных вод. Возникает потеря плодородия почв, полное истощение лесной растительности, обеднение животного мира; резкое увеличение заболеваемости и смертности, которые превышают во много раз средние показатели. Для катастрофической ситуации характерно: полное разрушение экологических систем; глобальное стойкое загрязнение окружающей природной среды, многократное превышение предельных норм антропогенной нагрузки; отсутствие питьевой воды; гибель лесов и животного мира; углубления процессов деградации почв; высокий уровень смертности и заболеваемости населения. По последствиям ЧЭС можно классифицировать на необратимые, продолжительные, долговременные, временные и существенные. Масштабы последствий ЧЭС определяются на основе экспертной оценки, прогноза или результатов модельных экспериментов, проведенных квалифицированными экспертами. В зависимости от полученных результатов разрабатывается план реагирования на возникшую конкретную ЧЭС. По степени остроты выделяют реальные и потенциальные ЧЭС, требующие введения режима чрезвычайного положения безотлага- 1 См.: Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. — М., 1993. —С. 130-131. тельно (немедленно) и без предупреждения либо с соблюдением установленной законодательством процедуры; по скорости развития — на ситуации быстротекущие и вялотекущие. Целесообразно было бы регламентировать типичные чрезвычайные экологические ситуации для того, чтобы компетентные службы имели четкий план действий и законодательное обеспечение для его выполнения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |