Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Регистрационный бланк к детскому опроснику Айзенка




 

  Да Нет   Да Нет   Да Нет
1     21     41    
2     22     42    
3     23     43    
4     24     44    
5     25     45    
6     26     46    
7     27     47    
8     28     48    
9     29     49    
10     30     50    
11     31     51    
12     32     52    
13     33     53    
14     34     54    
15     35     55    
16     36     56    
17     37     57    
18     38     58    
19     39     59    
20     40     60    

 

Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка

 

Шкала

 

№ вопроса

 

Да   Нет  
Экстраверсия   1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57   6, 33, 51, 55, 59  
Нейротизм 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58,60    
Склонность к неискрен­ности (лживость)   8, 16, 24, 28, 44   4, 12, 20, 32, 36, 40, 48  

 

Круг Айзенка

 

Нестабильный

 

Легко расстраивающийся          Чувствительный

Тревожный                                        Беспокойный

Ригидный                                           Агрессивный

Склонный к рассуждениям              Возбудимый

Пессимистичный                              Изменчивый, непостоянный

Сдержанный                                      Импульсивный

Необщительный                                Оптимистичный

Тихий                                                             Активный

Иптравертированный                                                         Экстравертированный

 

Пассивный                                         Общительный

Осмотрительный                                          Контактный

Рассудительный, благоразумный     Разговорчивый

Доброжелательный, миролюбивый     Отзывчивый

Управляемый, контролируемый                  Непринужденный

Внушающий доверие                   Жизнерадостный

Надежный                                          Не склонный к беспокойству

Ровный                                              Склонный к лидерству

Спокойный

Стабильный

Приложение 13

Aнкетa для воспитателей

Уважаемые коллеги! Просим Вас заполнить предлагаемую анкету. В ан­кете поставьте крестик там, где Вы считаете, что отвечаете положительно. Спасибо.

1. Фамилия,имя ребенка_________________________________________________________

Номер детского сада ____________________________________________________________

Номер группы _________________________________________________________________

2. Дата рождения

Число   Месяц   Год  
           

 

3. Состав семьи

Мать   Отец   Бабушка   Дедушка   Сын   Дочь  
                       

 

4. Количество детей в семье

1   2   3   4   5   Более  
                       

5. Образование родителей

    Высшее   Среднее специальное   Среднее   Начальное   Без образования  
Отец                      
Мать                      

 

6. Материальное положение семьи

Крайне низкие доходы   Низкие доходы   Доходы ниже среднего   Средние доходы   Доходы выше среднего   Высокие доходы  
                       

 

7. Жилищные условия семьи

Отдельная квартира   Коммунальная квартира   Общежитие   Свой дом   Очередники  
                   

 

8. С какого возраста ребенок посещает детский сад

С 1,5 лет   С 2 лет   С З лет   С 4 лет   С 5 лет   С 6 лет  
                       

 

9. Как долго ребенок посещает детский сад

З года   2 года   1 год   Менее 1 года  
               

 

10. Кто чаще приводит ребенка в детский сад

Папа   Мама   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Приходит сам  
                           

 

11. Кто чаще всего забирает ребенка из детского сада

Папа   Мама   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Другие люди  
                           

 

12. Что наиболее успешно выполняет ребенок

 

Рисунок   Лепка   Аппликация   Песня   Танец  
                 

 

Стих   Игра   Спорт   Сказка   Другое  
                   

 

13. Что Вас беспокоит в поведении ребенка

Агрессивность   Застенчивость   Лживость   Гиперактив­ность   Тревожность  
                   

 

Демонстратив-ность   Рассеянность   Замкнутость   Болтливость (вербализм)   Другое  
                   

 

14. Кем Вы определяете ребенка в группе

Лидером   Звездой   Популярным   Не популярным   Отвержен­ным   Другое  
                       

Примечания: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Приложение 14

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которые обес­печат оптимальное развитие Ваших детей. Надеемся на Ваши искренние ответы.

В анкете поставьте крестик там, где Вы считаете, что отвечаете поло­жительно.

 

1. Пол

Мужской   Женский  
   

 

2. Дата рождения ребенка

Число   Месяц   Год  
           

 

3. Место рождения

 

 

4. Образование

Высшее   Среднее специальное   Среднее   Начальное  
               

 

Техническое   Гуманитарное   Творческое  
           

 

5. Вероисповедание

Православное   Ислам   Иудаизм   Другие  
               

 

6. Состав семьи Ваших родителей

Мать   Отец   Бабушка   Дедушка   Братья   Сестры   Сын   Дочь  
                               

 

7. Состав Вашей семьи

Мать   Отец   Бабушка   Дедушка   Братья   Сестры   Сын   Дочь  
                               

 

8. Ваше основное занятие, место работы

Рабочий (рыбак, моряк, др.)   Крестьянин (фермер, рабочий совхоза, др.)   Служащий органов власти, местного управления   Специалист здраво­охранения, образования, культуры   Специалист, занятый на производстве  
                   

 

Военнослу- жащий, слу­жащий в ор­ганах МВД, ФСБ     Учащийся, студент       Предприни­матель       Домо- хозяйка       Безработный       Другое (напишите)    
                       

 

9. Должность

Директор   Зам.директора   Зав. подразделением   Исполнитель  
               

 

10. Сколько денег в месяц Вы тратите на содержание ребенка

Более 5 млн.   Более 1 млн.   Более 500 тыс.   Более 100 тыс.   Менее 100 тыс.  
                   

 

11. Сколько Вы считаете необходимымтратить на ребенка

Более 5 млн   Более 1 млн   Более 500 тыс.   Более 100 тыс.   Менее 100 тыс.  
                   

 

12. Есть ли у ребенка своя комната

Да   Нет  
   

 

13. Нужна ли ребенку своя комната

Да   Нет  
   

 

14. Сколько лет живете в Москве

Родился   Более 30   Более 20   Более 10   Более 5   Более 1 года   Менее 1 года  
                           

 

15. Есть ли у Вас хронические заболевания

  Туберку­лез       ВДП       ССС       ЖКТ       ОДА       Заболева­ние кожи     Заболева- ние эндо­кринной системы  
                           

 

16. Состоите ли Вы на учете в диспансере

Туберкулезном   КВД   Психоневрологи­ческом   Наркотическом  
               

 

17. Считаете ли Вы, что у Вашего супруга есть хронические заболевания

  Туберку­лез       ВДП       ССС       ЖКТ       ОДА       Заболева­ние кожи     Заболева­- ние эндо­кринной системы  
                           

 

18. Получаете ли Вы пособие

На ребенка   На родителей   На себя   На супруга  
               

 

19. Участвуете лиВы в деятельности каких-либо общественных организа­ций

Политические   Религиозные   Благотворительные   Нет  
               

 

20. Как относится ребенок к детскому учреждению, которое посещает

Идет с удовольствием   Нейтрально   Идет по принуждению  
           

 

21. Какие игрушки или интересы у Вашего ребенка

Компьютер   Электронные игры   Конструктор  
           

 

Кубики   Настольные игры   Куклы   Мяч   Машинки  
                   

 

Лепка   Рисование   Танцы, пение   ТВ, видео   Другое  
                   

 

22. Есть ли в доме специальное место для игрушек

Да   Нет  
   

 

23. С кем чаще (охотнее) общается ребенок

Отец   Мать   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Друзья  
                           

 

24. Кто чаще покупает игрушки детям

Отец   Мать   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Друзья  
                           

 

25.Читаете ли Вы ребенку книги

Да   Нет  
   

 

26. Есть ли противоречия в семье по поводу разрешений и запретов ребенку

Да   Нет  
   

 

27. Чем Вы чаще воздействуете на ребенка

Поощрением   Внушением   Наказанием  
           

 

28. Кто чаще воздействует на ребенка

Отец   Мать   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Друзья  
                           

 

29. Кому чаще жалуется ребенок

Отец   Мать   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Друзья  
                           

 

30. С кем чаще делится впечатлениями

Отец   Мать   Бабушка   Дедушка   Брат   Сестра   Друзья  
                           

 

31. Какие обязанности исполняет ребенок всемье

  Уборка в доме     Накрывает на стол     Уход за животными     Уход за растениями   Уход за младшими братом и сестрой     Другие (напишите)  
                       

 

32. Какие навыки самообслуживания есть у ребенка

Убирает игрушки   Сам одевается   Умывается   Убирает постель   Гигиена в туалете   Гуляет на улице  
                       

33. Какие занятия предпочитает ребенок

 

ТВ, видео   Прогулки   Компьютер   Спорт  
               

 

 

Рисование   Лепка   Общение   Занятия музыкой  
               

34. Есть ли у ребенка друзья в детском саду

 

Да   Нет  
   

35. Есть ли у ребенка друзья по дому

Да   Нет  
   

36. Подготовка ребенка к школе осуществляется

В детском саду   В детских центрах   Дома  
           

 

 

37. Какую школу Вы бы предпочли Вашему ребенку

Гимназию   Лицей   Частную   Специали- зи­рованную   Обычную   Спортивную  
                       

с уклоном:

Технический   Гуманитарный   Творческий   Иностранный язык   Спортивный  
                   

 

 

Приложение 15

Выписка из медицинской карты

Фамилия, имя, возраст ребенка _______________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________

Нужное подчеркнуть (выделить)

 

1

 

Уровень физического развития

 

Ниже среднего

 

Средний

 

Выше сред­него

 

Примеча­ния

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Группа здоровья

 

1

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Беременность матери

 

1

2

3

 

4

 

5

 

 

 

С осложнениями

 

Без осложнений

 

4

 

Роды

 

1

2

3

 

4

 

5

 

 

 

Срочные

 

Преждевременные

 

Нормальные

 

Патологические

(с осложнениями)

 

5

 

Эпикриз новорожденности

 

Естественное вскармливание

 

Искусственное вскармливание

 

 

 

Сроки:

 

6

 

Анализ заболеваний (хронических и острых) и нарушений

 

 

Аллергия

 

Инфекционные

 

 

 

 

Хронические

 

Туб.  

ССС

 

ЖКТ

 

Кожн.

 

ОДА

 

ЦНС  
   

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Осмотр специалистами и учет в диспансерах

 

 

Ор­то­пед  

Хи­рург

 

Пси-хонев-ропа-толог

 

Нев­ропа­толог

 

Ло­го­пед

 

Оку­лист  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

   
                                   

 

 

Приложение 17

Схема беседы с родителями

Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

 

Вопросы к родителям

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.

2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.

3. Какой ребенок по счету в семье?

4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

5. Как долго находится в данной группе детского сада?

6. Какие болезни перенес ребенок?

7. Какие травмы перенес ребенок?

8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?

9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10. Единодушны ли все взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?

11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?

12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?

13. С кем чаще капризничает?

14. Кому чаще жалуется на обидчиков?

15. С кем чаще делится своими впечатлениями?

16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?

17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?

18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.

19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?

20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).

21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?

 

 

Приложение 18

Конспекты психокоррекционных занятий

 

Конспект 1

Цифровой код________________________

Тема: Узнай лицо

Направленность: эмоциональное развитие.

Коррекционная задача: активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний.

Средства: экспрессивные.   

Форма: групповая (четыре человека).

Материал:

1. Фотографии лиц людей в разных эмоциональных состояниях. Основной набор - четыре эмоциональные модальности (радость, страх, печаль, гнев). При усложнениях количество фотографий (эмоциональные модальности) расширяется. Предоставляется один набор на группу участников.

2. Пиктограммы (схематические изображения эмоций). Основной набор - четыре карточки с заданными эмоциями. При усложнениях вводятся провокационные пиктограммы. Количество наборов определяется числом участников.

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столом так, чтобы видеть лица друг друга. Психолог раскладывает на столе фотографии изображением вниз. Каждый ребенок выбирает себе одну фотографию, стараясь не показывать друг другу, и рассматривает ее некоторое время.

Затем, следуя инструкции, дети по одному "загадывают" мимикой заданную фотографией эмоцию. Вместо "отгадки" остальные выбирают одну из разложенных перед ними пиктограмм и показывают нужную карточку. Ребенок, "загадавший лицо", называет правильный ответ и показывает фотографию.

Психолог помогает детям при затруднениях в воспроизведении и определении (познании) эмоций.

Возможна модификация данного занятия с использованием пантомимических средств ("загадка образа").

 

Конспект 2

Цифровой код _____________

Тема: Пещера страхов

Направленность: личностно-эмоциональные особенности.

Коррекционная задача: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.

Форма: индивидуальная.

Материал:

1. Эскиз "пещера страхов".

2. Цветные карандаши (краски, фломастеры).

Ход занятия:

Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка "пещера страхов". Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов.

Инструкция задается психологом в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

а) Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

б) Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

в) Почему выбрал эти цвета, линии?

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

 

Приложение 19

Практический материал психопрофилактических воздействий*

_____________________

*Подборка сделана на основе практических материалов системы "Психогимнастика" (автор М.И. Чистякова).

 

Блок 1. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. Для детей 6-7 лет

На берегу моря (вводная игра)

Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа... Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру с песком 2-3 раза.

Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2-3 раза.

Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - заморило на солнце (на выдохе).                               

В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи)

В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу вверх, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

 

Блок 2. Подвижные игры

 

Запретный номер (для детей 6-7 лет)

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер - пять. Начинается игра, когда первый ребенок скажет:

"Один", следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: "Шесть", и т.д.

Пожалуйста (для детей 7-8 лет)

Baриант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово "пожалуйста". Кто ошибется, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Тропинка (для детей 6-7 лет)

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: "Тропинка!", участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: "Копна!", все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

Если "Кочки!", то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра сопровождается русской народной песней "Кума".

 

Блок 3. Имитационные игры и выразительные этюды

 

Игра с камушками (для детей 5-6 лет)

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова "На берегу".

Дружная семья (для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.                       

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.             

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса "Золотой клубочек".

Возьми и передай (для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

 

Приложение 20

Рекомендации для родителей*

_____________________

*Подборка материалов сделана на основе разработок Д. Чейпи [98].

Советы родителям - делать или не делать?

Делайте!

1. Радуйтесь Вашему малышу.

2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

3. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

4. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

5. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

7. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

8. Говорите с малышом короткими фразами.

9. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.

10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

11.Говорите медленно.

12. Будьте терпеливы.

13. Сначала спрашивайте "что". "Почему" спросите, когда малыш подрастет.

14. Каждый день читайте ребенку.

15. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

17. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

18. Поощряйте игры с другими детьми.

19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

21. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

22. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

23. Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

25. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

27. Не теряйте чувства юмора.

28. Играйте с ребенком в разные игры.

29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

Не делайте!

1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

2. Не задавайте слишком много вопросов.

3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.

6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

7. Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше скажите просто: "Она синяя".

8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.                        

11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

всех логических связей;

всех ваших чувств ("мама устала");

абстрактных рассуждений и объяснений.

12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

 

Обратите внимание!

Слух

Бывает ли, что:

- когда Вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит Вас?

- ребенок "упускает" что-то, сказанное в его присутствии?

- часто "проглатывает" окончания слов?

- когда Вы разговариваете с малышом, он пристально следит за Вашей мимикой?

Язык и речь

1. Трудно ли понять, что говорит Ваш малыш?

2. Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?

3. Мог ли он произносить слова в три года?

4. Говорил ли он предложениями в четыре года?

5. Трудно ли ребенку подбирать слова?

6. Стесняется ли он разговаривать?

Зрение

1. Щурится ли ребенок?

2. Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?

3. Как далеко он садится от телевизора?

Если Вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистами.

 

Учимся читать дома

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.

2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.

3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.

3.    4. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.

5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.

6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.

7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.

8. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.

9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для чтения.

10. Сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

11. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

 

Приложение 21

Материалы для самооценки родителей

Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня либо на целый день. Каковы были Ваши действия?

 

Число   Поправил(а), одернул (а)   Похвалил (а), наградил (a)   Вместе развлекались. Получил(а) удовольствие от общества ребенка   Отказался(лась) выполнять просьбу: «Нет, я не могу этого сделать»  
                   
                   

Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку.

Я занята.                                             Обсуждали его с другими в его присутствии:

Посмотри, что ты натворил.                                                    Он сведет меня с ума!

Не говори так быстро.                                                         Я никак не могу заставить его...

Неправильно.

Хорошо.

Когда же ты научишься?!

Сколько раз я тебе говорила!

Нет. Я не могу.

 

Ну и как ?

 

Вопросы к родителям

Может ли Ваш ребенок:

1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т.е. не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок.

2. Изъясняться связно, например: "Покажи мне..."

3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами.

4. Четко выговорить свое имя.

5. Запомнить свой адрес и номер телефона.

6. Писать карандашом или мелками на бумаге.

7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них.

8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения.

9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не пораниться.

10. Слушать и следовать полученным указаниям.

11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает.

12. Сосредоточиться хотя бы на 20 минут, чтобы выполнить полученное задание.

13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории.

14. Положительно оценивать: я - человек, который многое может.

15. Завязать беседу.

16. "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора.

17. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам.

18. Ладить с другими детьми.

 

Вопросы к родителям

1. Нравится ли Вам Ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?

12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?

16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет раскрыть рот:

а) у зубного врача;

б) в магазине?

17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять "мощь своих мышц" в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?

22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в Макдональдс, в зоопарк, в музей?

За каждый ответ: "почти всегда" начислите себе 4 балла, "иногда" - 2 балла, "никогда" - 0 баллов. Полученные баллы сложите.

Ключ: 88 баллов - здорово! 44 балла - неплохо. Меньше 22 баллов -стоит задуматься.

Можете ли Вы что-нибудь изменить, чтобы повысить свой рейтинг?

 

Приложение 22

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети - сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

18-20 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5-10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15 с.

1 месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону, не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3-4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...