Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественности в управлении




Природопользованием и охраной окружающей

Природной среды

На протяжении всей истории развития законодательства об охране окружающей природной среды (природоресурсового, при­родоохранительного, экологического) вопрос об участии общест­венности в управлении природопользованием и охраной окружаю­щей природной среды всегда находился в поле зрения законодате­ля. Это обосновывалось объективной необходимостью, обусловлен­ной экономическими, правовыми предпосылками. Привлечение общественности к управлению являлось одним из важнейших пу­тей реализации экологической политики государства. При этом общественность рассматривалась не только лишь в качестве обще­ственных организаций, выполняющих природоохранительные функции, но в ее понятие включались также граждане государства. К числу общественных природоохранительных (экологических) организаций относились: общества охраны природы; общественные инспекции по охране отдельных природных ресурсов либо в целом окружающей природной среды; студенческие дружины по охране природы; массовые общественные организации, объединяющие своих членов по профессиональному, территориально-производст­венному, возрастному и ряду других признаков, которые наряду со своей основной деятельностью выполняли и некоторые экологи­ческие функции (профсоюзы, молодежные, научно-технические и спортивные общества, трудовые коллективы, добровольные народ­ные дружины и многие др.)1.

1 См.: Разметаев СВ. Правовые вопросы участия общественности в ох­ране окружающей природной среды: Автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.06. — М., 1990.


Чрезвычайно важным и актуальным остается этот вопрос и на сегодня. Его правовой основой является ст. 36 Конституции Украи­ны, в соответствии с которой граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные орга­низации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удов­летворения политических, экономических, социальных, культур­ных и иных интересов, в т.ч. и экологических. Такое право являет­ся одним из неотъемлемых прав, закрепленных Общей Деклараци­ей прав человека, иными основополагающими международными юридическими документами.

Участие общественности в управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды реализуется сквозь призму полномочий общественных организаций и объединений, выполняю­щих экологические функции. В соответствии со ст. 21 Закона Ук­раины «Об охране окружающей природной среды» общественные природоохранительные объединения имеют право:

— принимать участие в разработке планов, программ по охране окружающей природной среды, разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы;

— принимать участие в проведении специально уполномочен­ными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды проверок выполнения предприятия­ми, учреждениями и организациями природоохранительных планов и мероприятий;

— проводить общественную экологическую экспертизу, обнаро­довать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения;

— вносить в соответствующие органы предложения по органи­зации территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Так, например, субъектами организации и проведения общест­венной экологической экспертизы являются общественные эколо­гические организации, уставами которых предусмотрено осущест­вление этого исследования либо специально создаваемые для про­ведения такой деятельности негосударственные организации (РЭЦ-Киев и др.). Объектом такой экспертизы является деятель­ность, направленная на обеспечение эффективных условий подго­товки эколого-экспертного производства и проведения обществен­ной экологической экспертизы путем исследований, анализа, оценки объектов, которые могут непосредственно или в процессе реализации отрицательно влиять на жизнь и здоровье граждан, состояние окружающей природной среды.1

В Украине существует около 30 общественных объединений и организаций, ассоциаций и групп экологической направленности

1 Позняк Е.В. Правов1 аспекти зд1Йснення громадсько! еколопчно! ек-спертизи в УкраХш: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.06. — Кш'в, 2005.


 


66


67


национального уровня и более 350 — местного уровня. Среди них необходимо выделить Украинское общество охраны природы, Физ-культурно-спортивное общество «Динамо» Украины, Украинское общество охотников и рыболовов, ассоциация «Зеленый мир», Ук­раинская молодежная экологическая лига, Национальный эколо­гический центр, Украинская экологическая академия наук, Обще­ственный экологический совет и некоторые др.

Важная роль в управленческой экологической деятельности общественности Украины принадлежит общественным инспекторам по охране окружающей природной среды. В соответствии с Поло­жением об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды, утвержденном Минприроды Украины от 27 фев­раля 2002 г. общественными инспекторами могут быть граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и имеют опыт при­родоохранительной работы, а также прошли собеседование в органах Минприроды.

Общественные инспекторы имеют право:

— совместно с работниками органов Минприроды, иных государ­ственных органов, осуществляющих контроль за охраной и рацио­нальным использованием природных ресурсов, органов государ­ственной исполнительной власти и местного самоуправления, обще­ственных экологических (природоохранных) организаций принимать участие в проведении проверок соблюдения предприятиями, учреж­дениями и организациями всех форм собственности и гражданами требований природоохранительного законодательства, норм эколо­гической безопасности и использования природных ресурсов;

— по направлению органов Минприроды производить рейды и проверки, а также составлять акты проверок;

— принимать участие в проведении общественной экологической экспертизы в соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе».






Функции управления










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 503.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...