Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природопользованием и охраной




Окружающей природной среды

Все мировое сообщество последние десятки лет находится перед необходимостью выработки и осуществления стройной системы организационных, технических, экономических, правовых и других мер, направленных на предотвращение экологического кризиса, обеспечение устойчивого равновесия в окружающей природной

56


среде и экологической безопасности. Важным элементом достиже­ния поставленной задачи является управление как необходимый механизм правового воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей природной среды.

За многие десятилетия механизм управления в данной сфере подвергался многообразному реформированию. Во многом это предопределялось задачами, выдвигаемыми каждым историческим периодом перед экологией и диктовалось стремлением максималь­но полно согласовать ее интересы с интересами экономического развития, обеспечить потребности производства, населения и миро­вого хозяйства. Преобразования в управлении природопользовани­ем и охраной окружающей природной среды во многом также были связаны с эволюционными процессами всей системы управления мировым хозяйством, процессами его глобализации.

Украина, как суверенное и независимое, демократическое, со­циальное, правовое государство, ставшее на путь развития рыноч­ных отношений, не может находиться в стороне общепланетарных процессов становления экологической политики, геополитических и социально-экономических особенностей экологического развития мирового сообщества. Для Украины предопределена необходимость изменения приоритетов в механизме управления природопользова­нием и охраной окружающей природной среды, где в центре вни­мания должен находиться человек, для которого Конституция за­крепила право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Это требует изменения стереотипов ценностей, гуманизации общества. Управление в этой сфере должно осущест­вляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранения природных ресурсов, окружающей природной среды как для нынешнего, так и для будущего поколения, обеспечения экологической безопасности всех людей, проживающих как в определенном регионе, так и всего человечества на планете.

В современной научной юридической литературе, учебниках, учебных пособиях и других учебно-методических изданиях, каса­ющихся проблем экологии, правового регулирования экологических отношений, предлагаются различные определения понятия управ­ления природопользованием и охраной окружающей природной среды. Однако при всем своем многообразии они характеризуются определенными общими чертами. Во-первых, управление — это деятельность органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; во-вторых, — это деятельность в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ре­сурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности; в-третьих, эта деятельность имеет строго определенную управленческую (административно-правовую) направленность.

57


Таким образом, управление природопользованием и охраной окружающей природной среды это механизм организации и система деятельности органов государственной исполнитель­ной власти и местного самоуправления в сфере публичных эко­логических отношений, возникающих в связи с природопользо­ванием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окру­жающей природной среды, обеспечением экологической безопас­ности.

Управленческая деятельность в сфере публичных экологических отношений обеспечивает: осуществление мер по сокращению с по­следующей полной ликвидацией поступления в окружающую при­родную среду опасных для жизни и здоровья человека веществ; создание экологически обоснованного размещения и дальнейшего развития производительных сил в отдельных регионах и государстве в целом; формирование системы слежения за показателями здоро­вья населения с выявлением негативно влияющих факторов окру­жающей природной среды; создание и развитие на территории го­сударства сети природно-заповедного фонда с целью сохранения эталонов качества окружающей природной среды, защиты и охра­ны исторических и культурных природных ценностей; достижение рационального природопользования посредством землелесоустрой-ства, паспортизации водных объектов, устройства территорий за­поведного, оздоровительного, историко-культурного и рекреацион­ного назначения.

Для этого требуется качественно новый уровень управления при­родопользованием, экологизации экономики, переход к новой ступени материальной культуры, совместимой и сбалансированной с природно-ресурсным потенциалом.

Содержание управления природопользованием и охраной окру­жающей природной среды характеризуется такими принципами: законности в осуществлении управления; приоритета в обеспечении экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей природной среды; плановости государствен­ного управления в этой сфере; сочетания государственного управ­ления с местным самоуправлением.

В зависимости от сферы воздействия на управляемые объекты различают следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей природной среды: государственное (управле­ние осуществляется в масштабах всего государства либо его отдель­ных регионов органами государственной исполнительной власти или местного самоуправления); отраслевое (управление осущест­вляется в масштабах отдельной отрасли народного хозяйства, — на­пример, сельскохозяйственной, природоохранными органами, находящимися в структуре соответствующей отрасли); производ­ственное (управление осуществляется в рамках отдельного произ­водственного субъекта природоохранными о^згь чами, находящими-


ся в структуре соответствующего производственного субъекта); общественное (управление осуществляется в масштабах всего госу­дарства или его отдельных регионов общественными природоохран­ными объединениями либо отдельными гражданами, в рамках, предоставленных им полномочий).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...