Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет экологического права




В современных условиях сфера общественных отношений, регу­лируемых экологическим правом, определяется на основе его со­держания и тенденции развития. Однако в научной литературе нет четкого, единообразного подхода к определению содержания эко­логического права. Анализ действующего законодательства об охране окружающей природной среды позволяет определить, какие вопросы и как регулируются этой отраслью законодательства, а также каковы тенденции развития данной отрасли. Это позволяет считать экологическое право самостоятельной отраслью права, обладающей специфическим предметом правового регулирова­ния отношениями в сфере взаимодействия общества с окру­жающей природной средой, т.е. экологическими отношениями.

Взаимодействие общества и природы объективно сущест­вующее явление. Природа возникла раньше, чем общество и чело­век, и они являются порождением природы. Природа развивается по объективным законам, тогда как общество функционирует на основе законов социального развития. А человек, будучи биологи­ческим существом, является социальным индивидом. Процесс взаимодействия человека с природой всегда осуществляется с по­мощью определенных способов привлечения природных объектов, их полезных свойств и качеств, в сферу жизнедеятельности челове-


7


ка с целью удовлетворения разнообразных потребностей и интере­сов. Соответственно определенный тип и уровень экономического, исторического, социального и демографического развития позво­ляет выделить особенности взаимодействия общества и природы на определенном этапе. Процесс взаимодействия общества и природы осуществляется на основании определенных закономерностей.

Экологическая функция государства направлена на гармониза­цию отношений общества и природы, обеспечение оптимального сочетания экономических и экологических интересов общества. Поэтому государство, реализуя интересы общества, и осуществляя экологическую функцию, определяет правовые формы регулирова­ния общественных отношений, которые возникают в сфере не толь­ко принадлежности природных объектов, обеспечения экологиче­ской безопасности, но также их использования, воспроизводства, охраны окружающей природной среды и человека от негативного воздействия. Объективно существующее взаимодействие обще­ства и природы порождает разнообразные экологические отно­шения между определенными субъектами, а также правовые формы, которые должны оптимально отвечать и соответствовать этим отношениям.

Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспе­чения экологической безопасности, принадлежности, использо­вания, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, а также охраны, в определенных случаях защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения и удовлетворения экологических и иных интересов.

Термин «экология» был введен в научную терминологию немец­ким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии «Общая морфология организма», который определял экологию как учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой, в которой они существуют (в границах биологии). Хотя автор слишком узко подходил к пониманию экологии, его заслуга состоит в том, что он впервые выделил экологию в самостоятельное понятие, а это стимулировало углубленное ее исследование в науке и дальнейшее практическое применение в разных сферах общест­венной, правотворческой и правоприменительной деятельности.

Кроме биологического определения экологии сформировались и продолжают свое становление другие разновидности экологии (гео­экология, антропоэкология, социальная экология и др.). Таким образом, экология в современном ее понимании — понятие более широкое и сложное, чем биологическое явление, рассматриваемое Геккелем. Узкое понимание экологии без ее социального аспекта обедняет это понятие и не согласовывается с объективно сущест­вующим взаимодействием общества и природы. Поэтому широкое понимание экологии способствует: осознанию и проведению необ-


ходимых экологических мероприятий; созданию надлежащей пра­вовой основы регулирования экологических отношений; обеспече­нию поддержки безопасного экологического состояния окружающей природной среды, экологического равновесия и гармоничного взаи­модействия общества и природы. Широкое понимание экологии не исключает существования ее разновидностей в рамках единого понятия. Однако во всех названных разновидностях экологии при­нимает участие человек как социальное существо.

Экологические отношения по своему содержанию являются разнообразными, но они взаимосвязаны и едины. Их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, вслед­ствие чего существует единая экологическая система. Вместе с тем единство экологических отношений не исключает существования их разновидностей, обусловленных экологическими факторами.

В частности, природные объекты (земля, воды, растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и др.) по своим при­родным характеристикам отличаются один от другого природно-ан-тропогенными ценностями, в силу чего возникают разновидности единых экологических отношений: земельные, водные, флористи­ческие, фаунистические, атмосферно-воздушные и прочие, которые обусловливают необходимость определения их правовых форм. Дифференциация экологических отношений по природным объек­там не нарушает единства экологических отношений, их предметной целостности. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года1 объектом правовой охраны выступают также жизнь и здоровье людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объек­тами, подлежащими особой охране. Непосредственно все многооб­разие особо охраняемых территорий и объектов охватывается поня­тием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается в соответствии с Законом Украины «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года2.

Дифференциация экологических отношений возможна также и по основным сферам деятельности людей в области взаимо­действия с окружающей природной средой: 1) отношения, которые возникают по поводу принадлежности природных объектов и природных комплексов определенным субъектам на праве соб­ственности или на праве пользования; 2) отношения, относитель­но эксплуатации экологических объектов конкретными субъекта­ми с целью удовлетворения своих интересов; 3) отношения, которые возникают при обеспечении экологической безопасности окружа­ющей среды, общества и граждан; 4) отношения, которые склады­ваются в области воспроизводства, восстановления природных объектов, улучшение их качества; 5) отношения, которые возника-

1 В1домост1 Верховно!" Ради Украши. — 1991. — № 41. — Ст. 546.

2 Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 45. — Ст. 502.


 


8


9


ют в сфере охраны окружающей природной среды, а в определенных случаях и защиты.

Возможно существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных, эколого-информационных, а также отношений в сфере рассмотрения экологических споров и пр. Указанные отношения носят производный, подчиненный характер относительно основных экологических отношений и могут иметь место во всех вышеуказанных основных сферах.

В условиях проведения экономической и административной реформы в Украине претерпевают значительные изменения и эко­логические отношения относительно принадлежности природ­ных объектов и комплексов в их видовом многообразии. Принад­лежность природных объектов и комплексов в экологическом праве осуществляется на праве собственности и на праве приро­допользования .

До начала 90-х годов все природные объекты в пределах терри­тории Украины находились в исключительной государственной собственности. Право природопользования считалось производным и зависимым от права государственной собственности, им могли обладать граждане и юридические лица.

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономи­ческой зоны являются объектами права собственности Украинско­го народа. От имени Украинского народа права собственника осу­ществляют органы государственной власти и органы местного са­моуправления в пределах, определенных Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться объектами права собствен­ности народа в соответствии с законом.

Украинское законодательство развивается в направлении право­вого закрепления многообразия форм собственности (публичная и частная) на некоторые природные объекты. Это позволяет оказывать содействие более эффективному их использованию, развитию ини­циативы собственников в обеспечении надлежащей охраны при­родной среды, соблюдению ряда нормативов и правовых предписа­ний по вопросам экологии. Значительная часть природных ресурсов все же находится в собственности государства. Обусловлено это не­посредственно особенностями природных объектов, создающих единую экологическую систему. Поэтому их пребывание в собствен­ности государства на определенном этапе развития украинского общества оказывается целесообразным в силу специфики правово­го режима установленного для них, а также способствует поддер­жанию экологического равновесия на территории Украины. Одна­ко это не исключает возможности постепенного перехода части природных объектов в иные формы собственности.


Отношения в области использования субъектами экологиче­ских объектов — это эксплуатация природных ресурсов, вовлече­ние их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Вышеука­занные отношения имеют определенные особенности: приоритет­ность экологических отношений перед другими отношениями; платность за специальное использование природных ресурсов; взи­мания сбора за загрязнение природной среды и ухудшение качества природных ресурсов; обязательное соблюдение субъектами отноше­ний экологических стандартов, нормативов и лимитов в процессе эксплуатации природных объектов; значительно расширенная су­дебная защита прав природопользователей и т.п. Отношения в об­ласти использования природных объектов необходимо рассматри­вать в неразрывной связи с отношениями по их охране, восстанов­лению и обеспечению экологической безопасности.

Особую группу представляют правоотношения в сфере обе­спечения экологической безопасности. В юридической литературе не сформировалось общепризнанное мнение относительно вопроса о месте экологической безопасности в предметной сфере экологиче­ского права. В настоящее время существует три основных направ­ления. Первое (наиболее приемлемое) — признание отношений по обеспечению экологической безопасности определяющими, осново­полагающими в системе экологических отношений. Второе — им отводят лишь роль института экологического права. И третье — ука­занные отношения не имеют специфики и полностью охватывают­ся отношениями по охране окружающей природной среды, где обеспечение экологической безопасности может рассматриваться как цель, на достижение которой может быть направлено множество способов воздействия (политических, экономических, экологиче­ских и пр.) и эколого-правовое регулирование.

Отношения в сфере экологической безопасности оказывают со­действие защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, окружающей природной среды, постоянному развитию экологических отношений, своевременному выявлению, предотвра­щению и нейтрализации реальных и потенциальных угроз эколо­гическим интересам. Они обеспечиваются сбалансированным взаимодействием природных, технических и социальных систем, осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политиче­ских, экономических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. Украина проводит экологическую полити­ку, являющуюся важной и необходимой в современных условиях при значительной антропогенной нагрузке, отрицательных эколо­гических последствиях. Законодатель регулирует вопросы предот­вращения чрезвычайных ситуаций и устранения их вредных по­следствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Задача предотвращения аварий и катастроф техногенного и при-


 


10


11


родного характера решается путем строгого соблюдения соответст­вующих норм и правил по безопасной эксплуатации объектов, об­ращению с опасными веществами и объектами повышенной эколо­гической опасности.

Особое значение в современных условиях развития рыночной экономики приобретают отношения в области воспроизводства (восстановления) природных объектов, улучшение их качест­венного состояния. Воспроизводство и восстановление природных объектов — объективный процесс, происходящий в окружающей природной среде, его нельзя приостанавливать, наоборот, ему надо всячески способствовать. К сожалению, в действующем законода­тельстве отсутствует четкое определение воспроизводства, восста­новления природных объектов, и законодатель довольно непосле­довательно применяет данные термины. В экологическом законо­дательстве в зависимости от вида природного объекта, его естественных характеристик и проводимых мероприятий возника­ют общественные отношения в сфере их воспроизводства либо вос­становления. Только Кодексом о недрах Украины не регулируются общественные отношения по воспроизводству (либо восстановле­нию). Недра, как объект экологического права, относятся к прак­тически не восстанавливаемым природным объектам в силу их ес­тественных особенностей и длительного периода времени, необхо­димого для их воспроизводства. А общественные отношения по их воспроизводству в современных условиях не могут быть предметом правового регулирования.

Статья 1 Закона «Об охране окружающей природной среды» одной из целей экологической политики государства рассматрива­ет воспроизводство природных ресурсов, а в ч. 2 ст. 69 предусмот­рено, что лица, которым причинен ущерб, в результате нарушения законодательства об охране природной среды, имеют право на воз­мещение неполученных доходов за время, необходимое для восста­новления здоровья, качества окружающей природной среды, вос­производства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

Земельным кодексом Украины (ст. 152) и Законом Украины «Об охране земель» от 19 июня 2003 года1 (ст. 1 и др.) регулируются об­щественные отношения по воспроизводству и повышению плодоро­дия почв, повышению продуктивности земель лесного фонда, обес­печению особого режима использования земель природоохранитель­ного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Кроме того в п. б ч. 1 ст. 205 ЗК Украины предусмот­рена необходимость выделения средств государственного или мест­ного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления предыдущего состояния земель, нарушенных не по их вине.

1 Офицйний В1сник Украши. — 2003. — № 29. — Ст. 1431.


В Водном кодексе Украины вопросу воспроизводства водных ресурсов посвящены ст.ст. 2, 11, 12, 13, 14-23 и др. Закон «О жи­вотном мире» регламентирует отношения в сфере воспроизводства животного мира (ст.ст. 1, 2, 9,10, 36, 57-62 и др.). Закон «Об охра­не атмосферного воздуха» также направлен на регулирование вос­становления естественного состояния атмосферного воздуха, а Закон «О природно-заповедном фонде Украины» определяет правовые основы воспроизводства природных комплексов и объектов.

Наиболее урегулирована сфера воспроизводства природных ресурсов флористическим законодательством, в частности лесным. В Законе «О растительном мире» регламентируется воспроизвод­ство природных растительных ресурсов, которое осуществляется собственниками и пользователями (в том числе арендаторами) зе­мельных участков, на которых находятся объекты растительного мира. Воспроизводство природных растительных ресурсов обеспе­чивается: а) содействием природному восстановлению раститель­ного покрова; б) искусственным восстановлением природных рас­тительных ресурсов; в) предупреждением нежелательных измене­ний природных растительных группировок и отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности; г) приостановле­нием (временно) хозяйственной деятельности с целью создания условий для восстановления деградированных природных расти­тельных группировок (ст. 23). Объемы работ по их воспроизводству и способы их проведения определяются проектами, которые утвер­ждаются специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Воспроизводство природных растительных ресурсов прово­дится на основании специально разработанных и утвержденных правил.

Лесным кодексом Украины регулируются отношения по воспро­изводству лесов (ст.ст. 79-82), которое осуществляется путем их восстановления и лесоразведения. При этом восстановление лесов осуществляется на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью, а лесоразведение — на предназначенных для создания лесов землях, не покрытых лесной растительностью, пре­жде всего низкопродуктивных и непригодных для использования в сельском хозяйстве, на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для создания полезащитных лесных полос и иных защитных насаждений. Более детально данный вопрос рассматри­вается в Постановлении Кабинета Министров Украины от 16 янва­ря 1996 года № 97 «Об утверждении Правил восстановления лесов и лесоразведения»1.

Значительную группу составляют экологические охрани­тельные отношения, которые тесным образом связаны с отноше­ниями, возникающими в области воспроизводства и восстановления экологических объектов, но имеют и некоторую самостоятельность

1 ЗП Украши. — 1996. — № 6. — Ст. 185.


 


12


13


в рамках единых экологических отношений. Они складываются в процессе осуществления комплекса охранительных экологических мероприятий соответствующими субъектами. Охрана окружающей природной среды представляет собой систему политических, эко­номических, правовых, организационных, технических, техноло­гических, санитарных и иных государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение безопасной для здоро­вья человека окружающей природной среды. Охранительные отно­шения по своему смыслу являются сложными. Они включают в себя научно обоснованную организацию учета природных ресурсов, прогнозирование, планирование, материально-техническое обес­печение и финансирование мероприятий, направленных на преду­преждение, нейтрализацию вредного воздействия на окружающую природную среду и ликвидацию этих последствий, нормирование и регулирование природопользования, оценку воздействия произ­водственной и хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, экологическое образование и воспитание, госу­дарственный и общественный контроль за исполнением требований экологического законодательства и пр.

Экологические правоотношения классифицируются на виды и по иным основаниям. По методам регулирования делятся на: управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъ­ектов, и договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга. В зависимости от взаимоотношений субъектов экологического правоотношения они подразделяются на относительные и абсолютные. В относитель­ных четко определяется и управомоченный, и обязанный субъект. В абсолютных персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воз­держиваться от посягательств на интересы управомоченного. В за­висимости от характера экологических отношений можно вы­делить материальные, устанавливающие содержание прав и обя­занностей и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических право­отношений могут применяться и иные критерии, например, по функциям права, по составу участников, по времени действия и иные.

Экологические отношения как вид общественных отношений имеют много общего с имущественными, административными и другими отношениями, которые регулируются соответствующими отраслями права, и вместе с тем им присущи отличия. Их тождество проявляется: в вопросах содержания собственности; субъектном составе ряда правоотношений; при заключении соглашений, объ­ектами которых выступают природные ресурсы, как имущество особого рода; расширении договорной формы в природопользовании и др. Однако такие элементы не дают оснований для их отождест-


вления и тем более поглощения экологических отношений имуще­ственными или административными. Эти отношения существуют самостоятельно. Между экологическими и иными отношениями существуют значительные отличия, которые позволяют считать их самостоятельными, едиными правоотношениями с присущими только им формами и методами правового регулирования. Основ­ным отличительным признаком выступает экологический фактор, который проявляется в различных аспектах.

1. Экологические отношения существуют лишь при нахождении природных объектов в целостной экологической системе, без изъятия из нее. Так, например, добытые полезные ископаемые, выловленная рыба, срубленная древесина перестают быть объекта­ми экологических отношений, поскольку они изъяты (отделены) из окружающей природной среды, разорвана их связь с единой экосистемой. Данные природные ресурсы вовлекаются в хозяйствен­ный оборот, становятся имущественными объектами и переходят в сферу имущественных отношений, которые регулируются граж­данским правом.

2. Содержание экологических отношений определяется с учетом законов природы, по которым развиваются природные объекты, поэтому и воздействие человека на данные правоотношения явля­ется ограниченным. Кроме того, природная среда — явление от­носительно постоянное, что обеспечивает стабильность экологиче­ских отношений. Модель устойчивого развития природы и обще­ства — стратегическое направление решения экологических проблем, избранное в современный период. Имущественные отно­шения базируются на социально-экономических законах, и это обусловливает их динамичность.

3. Субъекты экологических отношений обязаны неукоснительно придерживаться и соблюдать экологические стандарты и норма­тивы, требования, а также лимиты при использовании природных ресурсов, заниматься воспроизводством, охраной природных объ­ектов, а также обеспечением экологической безопасности. В иму­щественных отношениях в условиях рынка субъекты более свобод­ны в своей деятельности.

4. В экологических отношениях правовой режим содержит зна­чительное количество императивных предписаний, выполнение которых обязательно для субъектов этих отношений. Это касается, прежде всего, таких сфер, как воспроизводство природных объ­ектов, чрезвычайных экологических ситуаций, которые привели к загрязнению природной среды, и т.п. Причем эти мероприятия осуществляются независимо от того, выгодны или не выгодны они с точки зрения экономической. Здесь действует приоритет эколо­гических требований. В имущественных отношениях в условиях рынка использование императивных предписаний — явление более редкое.


 


14


15


§ 2. Понятие экологического права

Юридической формой экологических отношений выступает экологическое право, которое представляет собой объективно обо­собившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Однако в эколого-правовой литературе нет единства мнений относительно определения понятия и сущности экологического права. Существует множество различных концеп­ций относительно данного вопроса, которые охватывают различные мнения о природе экологического права как отрасли (комплексной либо самостоятельной), так и о полном отсутствии таковой. Наи­более правильной, хотя и не доминирующей является позиция, где экологическое право рассматривается как самостоятельная отрасль права с внутренней дифференциацией.

Научные концепции о понятии экологического права как отрас­ли права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы полагают, что экологическое право относится к числу комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав которой входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регу­лируют разные виды экологических отношений. При этом нет еди­нообразного подхода при рассмотрении комплексности экологиче­ского права1. Например: а) каждая отрасль права, которая входит в состав экологического права, регулирует самостоятельный вид экологических отношений, в основе которых лежат разные эколо­гические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, флористическое, водное, горное, фаунистическое, атмосферновоздушное и др.; б) экологическое право — интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют экологические отношения с целью эффектив­ного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, гарантиро­вания экологической безопасности, реализации защиты экологи­ческих прав2, либо рассматривают экологическое право, как систе­му правовых норм, которые регулируют отношения, складываю-

1 Андрейцев В.1. Еколопчне право. Курс лекцш: Навч. поыбник для
юрид. фак. 1 вуз1в. — К.: Вентур1,1996. — С. 23; Андрейцев В.1. Екологачне
право. Особлива частина: Шдручник для студ. юрид. вуз1в 1 фак. Повний
акад. курс. — К.: 1стина, 2001. — 544 с; Бринчук М.М. Экологическое
право (окружающей среды): Учебник для высших учебных заведений. —
М.: Юристъ, 1998. — С. 74-76; Яковлев В.Н. Экологическое право. — Ки­
шинев: Штиинца, 1988. — С.35; Бобылев А.И., Белашенко С.А. Вопросы
общей теории экологического права. —Минск, 1991. —С. 14-15идругие
авторы.

2 Андрейцев В.I.Еколопчне право. Курс лекцш: Навч. пос1бник для
юрид. фак. 1 вуз1в. — К.: Вентур!, 1996. — С. 23.


щиеся в сфере взаимодействия общества и природы с целью ра­ционального природопользования, сохранения, восстановления и улучшения состояния окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности1, а также как комплексную отрасль права, которой регулируются общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды; использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и охраны особо охраняемых природных объектов и территорий (объектов и терри­торий экосети) в интересах настоящих и будущих поколений2.

Существует также мнение о том, что название отрасли должно выражать объект правового регулирования в силу того, что прояв­ление и признание социальной экологии как науки не может слу­жить причиной наименования отрасли права экологическим. Как известно, в последние годы трансформация в названии отрасли права в экологическое стала происходить под влиянием социальной экологии как одного из направлений экологии, предметом которой стало изучение взаимодействия общества и окружающей среды.

Ученые, разделяющие точку зрения о том, что в широком смыс­
ле — все отношения в сфере «общество—природа» — предмет эко­
логического права, вместе с тем обращают внимание на опасность
его расширенного толкования, так как в этом случае предмет эко­
логического права будет включен в отношения, возникающие в
процессе материального производства. Ведь именно в рамках этого
процесса преимущественно осуществляются как использование
природных ресурсов, так и охрана окружающей природной среды.3
Правовым нормированием охватывается, в принципе, какой угодно
объем экологических общественных отношений, которые могут
быть предметом экологического права. Юридические нормы спо­
собны, в принципе, регулировать все общественные отношения,
которые могут быть подвергнуты внешнему контролю и обеспечены
в процессе своей реализации государством. При этом государство,
определяя круг таких общественных отношений, исходит из объ­
ективных потребностей развития, определенную роль может сы­
грать и субъективный фактор (включая и то, в какой мере понята
необходимость регулирования данных отношений). Кроме того,
содержание экологических отношений не всегда требует всеобъ­
емлющего регулирования и не всегда возможно регулировать
некоторые.
______________

1 Балюк ГЛ. Еколопчне право Украши. Конспект лекцш у схемах
(Загальна 1 Особлива частини): Навч. пойбник. — К.: Юршком 1нтер,
2006.—С. 9.

2 Еколопчне право Украши: Академ1чний курс: Шдручник / За заг.
Ред. Ю.С. Шемшученка. — К.: ТОВ «Видавництво «Юридична думка»,
2005.— С. 19.

3 Голиченков А.К. Проблемы экологического, земельного права и за­
конодательства в современных условиях / Обзор выступлений участников
научно-практической конференции // Государство и право. — 1999. —
№ 2. — С. 38.


 


16


17


В юридической литературе бытует мнение о том, что необходимо вместо термина «экологическое право» ввести термин «право окру­жающей среды». С этой позицией нельзя согласиться, так как первое включает помимо экологических производственно-хозяйст­венные и иные отношения, что не дает возможности четко опреде­лить границы действия данной отрасли права.

О.Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самосто­ятельную комплексную отрасль права, регулирующую отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей при­родной средой и предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/сверх отрасли права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права — сохранение жиз­ни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельно­сти человека1.

Получает развитие и концепция, в соответствии с которой эко­логическое право не является комплексной отраслью права, а пред­ставляет собой самостоятельную отрасль права в общей системе права. Так, Ю.А. Вовк считает, что природоресурсовое (экологиче­ское) право имеет самостоятельный предмет правового регулирова­ния — своеобразные общественные отношения, существующие по поводу рационального использования и охраны природных ресур­сов, объектов природы нашей страны. Этот предмет един в силу единства и неразрывной связи всех объектов природы, а также об­щих принципов природопользования2. Другие авторы, поддерживая указанную мысль, полагают, что единые экологические отношения имеют внутреннюю дифференциацию (земельные, водные, флори­стические, горные, фаунистические, атмосферовоздушные и про­чие), которой присущи специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земель­ного, водного, лесного, горного, фаунистического, атмосферовоз-душного, природно-заповедного и прочие3. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его един­ство как самостоятельной (некомплексной) отрасли права и его внутреннюю дифференциацию.

Следует отметить, что В.В. Петров, продолжительное время не разделявший таких взглядов, в последних работах обоснованно утверждает, что экологическое право, учитывая его предмет, явля-

1 Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во
«Проспект», 2006. — С.7-9,18-19.

2 Вовк Ю.А. Советское природоресурсовое право и правовая охрана ок­
ружающей природной среды. (Общая часть). — Харьков: Вища школа.
Изд-во при Харьк. ун-те, 1986. — С. 9-13.

3 Попов В.К. О понятии экологического права и преподавании его в
вузах // Вестник МГУ. — Серия 11. — Право. —1987. — №5. — С. 37-38;
Попов В.К. Предмет, метод 1 система еколоНчного права // Еколопчне
право Украши (Загальна частина): Навчальний поыбник.— Харюв: АТ
Полщ>аф1чна ф1рма «Прштал», 1995. — С.3-9.


ется совокупностью однородных общественных экологических от­ношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права1. В литературе справедливо утверждается, что экологические отношения являются едиными2.

Таким образом, в науке идет активный поиск оптимального по­нимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной, можно полагать, является позиция тех авторов, которые рассматривают экологическое право как са­мостоятельную (некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой.

Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как самостоятельная отрасль права представляет собой сис­тему правовых норм, которые регулируют экологические от­ношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и ком­плексов, а также охраны, в определенных случаях защиты че­ловека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения, поддержания эколо­гического равновесия в стране и отдельных ее регионах для удовлетворения экологических и иных интересов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...