Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскавация и транспортировка рудных материалов




Выемочно-погрузочные машины(экскаваторы).Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания (экскавации) и перемещения горной массы в отвал или для погрузки в транспортные средства. Все экскаваторы делятся на две группы: одноковшовые периодического (цикличного) действия и многоковшовые непрерыв­но действия. Одноковшовые экскаваторы копают малосвязанные или черпают разрушенные прочные породы и перемещают их последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта; многоковшовые экскаваторы эти операции выполняют одновременно.

Экскаватор (одноковшовый или многоковшовый) состоит из следующих основных частей: рабочего, механического, ходового и силового оборудования, механизмов управления, платформы с рамой, надстройки и кузова.                                                       

Существующие типы экскаваторов в общем виде классифицируются по следующим признакам:

  • назначению и роду выполняемой работы;
  • вместимости ковша (Е, м3 — одноковшовые) или теоретической производительности (QT, м3/ч — многоковшовые);
  • видам рабочего, ходового и силового оборудования.

Принцип действия и область применения одноковшовых экскаваторов.Одноковшовый экскаватор состоит из двух основных частей: нижней ходовой и верхней поворотной.

Ходовая часть 1 (рис. 2.23) воспринимает и передает на основа­ние нагрузки от массы машины и возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора.

Поворотная часть состоит из поворотной платформы 2 с меха­низмами и силовым оборудованием и рабочего оборудования 3.

Рис. 2.23. Одноковшовый экскаватор: 1 — ходовая часть; 2 — поворотная платформа; 3 — рабочее оборудование

Поворотная платформа опирается через опорно-поворотное устройство на ходовую раму и может поворачиваться в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси. В зависимости от угла поворота поворотной платформы в горизонтальной плоскости экскаваторы называют полноповоротными и неполноповоротными. Все одноковшовые экскаваторы для открытых горных работ делаются полноповоротными.

Одноковшовые экскаваторы по назначению делят на группы: строительные универсальные, предназначенные для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве; карьерные, вскрышные и шагающие (драглайны), применяемые для откры­тых горных работ.

Карьерные экскаваторы предназначены для работы в карьерах на разработке мягких, плотных и разрыхленных (полускальных и скальных) пород. Экскаваторы снабжаются сменными ковшами для работы в породах различной плотности.

Вскрышные экскаваторы предназначены для проведения вскрышных работ на мягких, плотных (без применения буровзрыв­ных работ) и разрыхленных крепких породах по бестранспортной системе при разработке полезных ископаемых открытым спосо­бом.

Шагающие экскаваторы (драглайны) предназначены для раз­работки легких, средней крепости или взорванных крепких пород в забоях, расположенных как ниже, так и выше горизонта уста­новки экскаватора, и перемещения породы в отвал, транспорт­ные сосуды, а также переэкскавации отвалов.

Принцип действия и область применения многоковшовых экскаваторов.В отличие от одноковшовых многоковшовые экскаваторы явля­ются специализированными машинами, а их конструктивные схе­мы, в зависимости от назначения, сильно отличаются друг от друга.

Многоковшовые экскаваторы весьма разнообразны и представ­ляют собой сложные комплексы механизмов, металлоконструк­ций, электротехнического оборудования, систем контроля и уп­равления. Они широко применяются на вскрышных и добычных работах в горнодобывающей промышленности, в строительстве и при выполнении различного рода специальных работ.

На открытых горных работах применяются преимущественно роторные и цепные экскаваторы поперечного и радиального ко­пания. Экскаваторы продольного копания (траншейные, фрезерные и землеройные машины для строительства каналов)

Цепные экскаваторы.Цепные многоковшовые экскаваторы поперечного копания средней и большой мощности выпускаются в ФРГ и Чехии с те­оретической производительностью от 300 до 14 500 м3/ч по рых­лой массе.

Рис. 2.24. Цепной многоковшовый экскаватор:

1— приводная звездочка; 2 — приемный желоб; 3 — ковшовая рама; 4 — ковш

В России цепные многоковшовые экскаваторы наибольшее рас­пространение получили на предприятиях горно-химического сырья и в карьерах стройматериалов при разработке глины, песка, гравия и др.

Дмитровский экскаваторный завод выпускает небольшие цепные экскаваторы на рельсовом (ЭМ-201А) и гусеничном (ЭМ-321) ходу производительностью соответственно 36 и 73 м3/ч.

Роторные экскаваторы.Роторный экскаватор является самоходной машиной непрерывного действия радиального копания, вы­дающей горную породу ковшами, укрепленными на роторном колесе, которое вместе с верхним строением поворачивается относительно базы машины. Роторный экскаватор состоит из следующих основных узлов: ротора 1 (рис. 2.25) с приводом, стрелы 2 ротора с конвейером, кабины управления 3, надстройки 4, отвальной стрелы 5 с конвейером, поворотной платформы 6 с приводом поворота экскаватора, опорно-поворотного устройства 7, ходового оборудования 8. Основными рабочими движениями являются: вращатель­ное движение ротора в вертикальной плоскости и поворотное- стрелы с ротором в горизонтальной плоскости.

Рис. 2.25. Роторный экскаватор: 1 — ротор; 2 — стрела; 3 — кабина управления;

4 — надстройка; 5 — отвальная стрела; 6— поворотная платформа; 7— опорно-поворотное устройство; 8- ходовое оборудование

Выемочно-транспортирующие машины.Выемочно-транспортирующие машины (ВТМ) предназначены для разработки и перемещения малосвязных или хорошо разрых­ленных скальных пород. ВТМ состоят из базовых тракторов, тягачей или специальных шасси и навесного, прицепного, полуприцепного рабочего обо­рудования.

К рабочему оборудованию ВТМ относятся: бульдозеры, скреперы, грейдер-элеваторы, струги (группа ра­бочего оборудования с индексом ДЗ — дорожное землеройное обо­рудование); одноковшовые погрузчики (группа рабочего оборудования с индексом ТО — технологическое оборудование). Рабочее оборудование для машин с индексами ДЗ и ТО выполняется: ножевым (большинство бульдозеров, грейдер-элеваторы, струги) и ковшовым (скреперы, одноковшовые погрузчики и специальные бульдозеры).                                                              

Для подготовительных работ, рыхления прочных и мерзлых род базовые тракторы (тягачи) оснащают рыхлительным оборудованием (группа рабочего оборудования с индексом ДП — дорожное оборудование для подготовительных работ). В большинствеслучаев все мощные тракторы (мощность более 160 кВт), оснащаемые бульдозерным оборудованием, имеют рыхлительное оборудование.

Для агрегатирования с навесным, прицепным или полуприцепным рабочим оборудованием используют гусеничные и пневмоколесные тракторы, гусеничные и пневмоколесные одно- и двух­осные тягачи и специальные шасси.

Трактор — специальная машина, конструкция которой рас­считана на длительную работу в тяговом (рабочем) режиме — более 80 % общего времени эксплуатации.

Рис. 2.26. Трактор ДЭТ-250М: 1- двигатель; 2 — кабина; 3 — электродвигатель;

4 — топливный бак; 5 — задний мост; 6— прицепное устройство; 7— рама;

 8 — гусеница; 9 — гидроцилиндр

Тягач— специальная машина, конструкция которой рассчита­на на длительную работу в транспортном режиме — до 90 % об­щего времени эксплуатации.

Специальные шасси собирают из серийно выпускаемых узлов автомобилей, тракторов и тягачей (двигатели, мосты, системы управления и т.д.), они имеют рамы специальной конструкции,

Рис. 2.27. Пневмоколесный трактор К-702 (а) и одноосный тягач (б):

1-ведущий мост; 2 — двигатель; 3 — кабина; 4 — седельно-сцепное устройство;

5 — рама прицепного устройства обеспечивающие установку специализированного

оборудования (погрузчика, грейдера и т.д.).

 Тягачи в зависимости от назначения могут быть одно-, двух- и многоосными. Одноосный тягач (рис. 2.27, б) состоит из силового агрегата, преобразовательных агрегатов, трансмиссии, ходового механизма, системы управления. Самостоятельно одноосный тягач использоваться не может и работает только совместно с рабочим оборудованием, например скрепером, имеющим также одну ось ходового механизма.                                                       

Двухосные тягачи состоят из тех же основных узлов, что и одноосные, но имеют ходовое устройство из двух мостов. Их привод может быть осуществлен как на один, так и на оба моста. Двухосные тягачи агрегатируются с навесным, прицепным или полуприцепным рабочим оборудованием.                                           

Рабочее оборудование ВТМ.

Бульдозеры.Бульдозер (рис. 2.28) — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или пневмоколесный трактор, тягач с навесным рабочим оборудованием в виде отвала, расположенным вне базы ходовой части машины.

По номинальному тяговому усилию базовой машины бульдозе­ры бывают: сверхтяжелые (свыше 300 кН), тяжелые (200-300 кН) средние (135-200 кН), легкие (25-135 кН), сверхлегкие или малогабаритные (до 25 кН). По мощности базовой машины — сверх­мощные (свыше 300 кВт), мощные (190 — 300 кВт), средней мощ­ности (120 — 190 кВт), малой мощности (45 — 120 кВт), сверхма­ломощные (менее 45 кВт).

Рис. 2.28. Бульдозер (а) и его сменное оборудование (б):

1 — базовый трактор; 2 — отвал; 3 — механизм привода отвала;

4 — рама(толкающие брусья) неповоротного отвала; 5 — раскос.

Скреперы.Скрепер (рис. 2.29) — выемочно-транспортирующая машина, состоящая из ковша с режущей частью, механизма передвижения и предназначенная для послойного отделения породы с поверхности массива, загрузки в ковш, транспортирования и разгрузки породы на месте укладки.

На открытых горных работах применяются скреперы с ковшами вместимостью 15 —25 м3 и более, а на вспомогательных работах — с ковшами вместимостью 7 —12 м3. По типу ходового меха­низма скреперы бывают: гусеничные, пневмоколесные и комби­нированные, а по способу агрегатирования — прицепные, полу­прицепные и самоходные. Пневмоколесный ход имеет преимуще­ственное распространение.

Рис. 2.29. Самоходный скрепер: 1- тягач; 2 — рычаги механизма поворота; 3 — средний нож; 4 — боковой нож; 5- ковш; 6- гидроцилиндр выдвижения задней стенки; 7— задняя подвижная стенка; 8- гидроцилиндр управления заслонкой; 9 — передняя заслонка;

10 — гидроцилиндр подъема и опускания ковша; 11 — гидроцилиндр механизма пово­рота; 12 — седельно-сцепное устройство; 13 — тяговая рама










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 659.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...