Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая система Б.М. Неменского.




 

Неменский Б.М. - Народный художник России, академик, член РАО и РАХ, профессор, лауреат Гос. премий СССР и РФ, премии президента РФ, ряда международных премий, руководитель авторского коллектива программы "Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы". Неменским разработано целостное направление художественной педагогики "Художественное образование как духовная культура".

По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен проходить через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока "ситуацию уподобления", т. е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания.

Начальная школа .

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Начальная школа

Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):

1 класс - "Искусство видеть" (учимся изображать видимое);

2 класс - "Ты и искусство" (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);

3 класс - "Искусство вокруг тебя" (учимся видеть искусство в окружающей жизни);

4 класс - "Каждый народ - художник" (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).

Начальная школа

Кроме живописных материалов в программе предлагается использовать графические: уголь, мелки, пастель. Также применяется аппликация, пластилин и бумага. Бумага - для моделирования, школьники учатся сгибать, прорезать, делать разные фигуры. Полученные навыки служат фундаментом для последующих лет обучения.

Технология Т.Я. Шпикаловой.

Основные цели программы:

• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;

• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

• способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);

• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;

• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Данная программа включает программы двух учебных предметов — «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе:

• общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;

• общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма, пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.

В построении содержания обеих программ предусмотрены:

• вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;

• вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;

• вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.

Раздел «Основы художественного изображения» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам.

Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства

Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги;

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани;

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов.

Технология В.С.Кузина.

Для сохранения традиций реалистического искусства В.С.Кузиным была предложена школьная программа, направленная на развитие изобразительных навыков. Основными задачами преподавания изобразительного искусства по-мнению автора является:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Основные виды занятий проводятся с учётом особенностей времён года и интересов учащихся

В основу программы В. С. Кузина положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Изучение программы расчитано 1 - 7 классы.

Технология Б.П. Юсова.

Применение интегрированного полихудожественного подхода к преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла, по мнению Б.П. Юсова, опирается на внутреннюю связь слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста, реализуемую учащимся в процессе творчества, позволяет использовать синтез искусств: изобразительного искусства, литературы, музыки. Внедрение в практику образовательных учреждений интегрированного обучения позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к конструктивным изменениям в методике работы и созданию новых обучающих технологий.

Полихудожественный подход, по нестереотипной концепции проф. Б. П. Юсова, — такая форма приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

профессору Б.П. Юсову. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства, способен действовать и творить в любом виде искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.

Интеграция возникает при наличии целостного подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения – музыка, изобразительное искусство, слово и т. д., а сам ребенок [5]. Целью полихудожественного воспитания и интегрированного обучения детей становится развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как средство познания мира, форма художественно-образного осмысления информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте, средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культуры и общечеловеческих ценностей. Б.П. Юсов утверждает, что ребенок изначально полимодален, он рисует, поет, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит игры и театральную жизнь. Единая художественная природа всех искусств соответствует способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка.

В концепции образовательной области «Искусство» Б.П. Юсов наряду с ключевыми понятиями современной культуры и искусства («синтез», «взаимодействие», «интеграция разных видов искусства») вводит понятие «живое искусство», которое рассматривает в двух аспектах. В первом случае – это общение с «живыми» носителями культуры. Таковыми являются живое звучание, краски, движение и речь, книги и спектакли, фильмы, музыкальные инструменты и исполнители, археологические останки. Второй аспект представляет собой живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности, на уроках и в семье, т. е. живой художественно-творческий процесс, осуществляемый с помощью рук, глаз, голоса, действий и движений самих детей, в противоположность словесно-демонстративным и лекционно-иллюстративным методам.

Таким образом, опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных способностей учащихся, который объединяет разнообразные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и др., преподавателя должен дать учащимся представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить их видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

 

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...