Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Чтобы передача содержания образования предмета «изобразительное искусство» была успешной, чтобы принципы (т. е. стратегия или условия преподавания) работали в самом процессе обучения на уроке, необходима еще и тактика (как и что необходимо делать), т. е. методы обучения13. Н. Н. Ростовцев под методом обучения понимает «способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость»14. Это самое популярное определение метода обучения. Другое определение можно найти у Б. М. Неменского, который отождествляет методы конкретной программы и формы обучения. Он говорит: «методы программы — это форма проявления ее содержания в процессе обучения»15. Более общее, современное определение метода обучения предлагает, например, В. В. Краевский: «Метод обучения — это конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования». Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения: 1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) — этот метод состоит в том, что учитель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие учащимися учебного материала. Средствами этого мете нужно обеспечить структурирование знаний, т. е. такоепостроение знаний, при котором у учащихся складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи; 2. репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ — воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что учитель конструирует задания на тренировку, упражнения, повторение; 3. проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого peшения. То есть если для формирования думающих личностей нужно привлекать их к соучастию, рассуждению, думанью. В процессе проблемного изложения обязательно присутствует переживание, которое влияет на усвоение нового материала; 4. частично-поисковый (эвристический) — это метод, при котором учитель ставит проблему, дает проблемную ситуацию, а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью (под руководством) учителя; 5. исследовательский — это метод, при котором учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения). Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения17. Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем. Конкретное соотношение элементов современного содержания образования и методов обучения показано в таблице 2. Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями. Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.18 Б. М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства. «Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга». Целостность программы обеспечивают определённые методы, через которые реализуются соответствующие принципы. Тем не менее, в данной концепции можно выделить, например, следующие методы обучения изобразительному искусству: · метод педагогической драматургии; · метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость; · метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке; · метод обобщающих уроков; · метод широких ассоциаций; · метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; · метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; · метод отчетных уроков; · метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников; · метод свободы в системе ограничений; · метод диалогичности; · метод сравнений; · метод коллективных и групповых работ. По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной вещью должна быть необычной, наполненной радостью. И самый опасный враг такой встречи — установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство — это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это — мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление учителя «оживить» вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь... И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Поэтому не случайно Т. Я. Шпикалова на уроках изобразительного искусства рекомендует использовать как можно больше примеров, в которых погружение учащихся в традиционную культуру сопровождается сказкой или игрой. В данной концепции особое внимание уделяется таким методам как игры, конкурсы, изовикторины, «путешествия» с помощью демонстрации наглядных пособий, «вживание» с помощью ассоциаций и театральной драматургии, свободное общение и живой диалог с детьми20. Таким образом, разнообразие представленных здесь методов показывает, что в своей педагогической деятельности по преподаванию изобразительного искусства учителю начальных классов необходимо пройти между двумя опасностями. Первая — это анархия, которая часто бывает на уроках рисовании, а вторая — это рутинная зажатость стереотипами, когда надо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления учеников21. Методические пути, выбранные учителем, должны быть нацелены именно на это.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |