Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая система П.П. Чистякова.




Результатом педагогической деятельности П. П. Чистякова явилось создание собственной системы преподавания рисунка.

Можно обозначить основные составляющие системы его работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов:

1. Целеполагание - один из компонентов системы. Чистяков ставил задачу изучения натуры и стремился к тому, чтобы учащийся сознательно овладел процессом работы, понял каждый ее этап, определяемый конечной целью.;

2. Содержание учебного материала – следующий компонент его системы преподавания. По его мнению, учащиеся прежде всего должны изучить перспективу, пластическую анатомию, законы образования внутренней конструкции объекта, механику движений и т. д.

3. Применение разнообразных видов и форм проведения занятий, благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по рисунку;В процессе проведения занятий Чистяков стремился к тому, чтобы у учащихся происходило развитие и закрепление умений и навыков по выполнению рисунков. Для этого он использовал различные типы заданий, которые постепенно формировали умение воспринимать и анализировать натуру, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом. Например, такое задание: он взял кирпич и показал его ученикам. «Ребра кирпича – это линии; отодвиньте кирпич, взгляните на него быстро, вы увидите кирпич и не увидите линий – ребер; увидите лишь плоскости, образующие форму в целом» [2, с. 126]. В работе с учащимися П. П. Чистяков постоянно подчеркивал, что, рисуя линию, надо смотреть, прежде всего на форму: «…чертить линию, а видеть массу, заключающуюся между двумя, тремя и т. д. линиями» [3, с. 355]. «Всякий, кто не видит формы, и линию верно не нарисует», – утверждал он. Чистяков писал, что «... всякое неподвижное тело, будучи срисовываемо относительно горизонтального и вертикального положения в пространстве и через две точки плоскостями, заставляет рисующего смотреть в оба глаза, как говорится, энергично, и, рисуя быстро, живо, повторять все формами, а не смотреть в часть линии, которую в данный момент рисуют, то есть не соединять глаза в одну точку» [2, с. 126]. Чистяков часто говорил о том, что надо «правильно видеть», отсюда его известные выражения: «смотри мимо»; «когда рисуешь глаз, смотри на ухо» и др.

4. Различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка. С помощью контроля он своевременно регулировал учебную деятельность отдельных учащихся, вносил коррективы в их работу. Одним из предметов такого контроля были беседы с учащимися по выяснению ими теоретических знаний и просмотры рисунков, которые давали комплексное представление об уровне подготовленности учащихся. Применялся и оперативный контроль, который позволял проверять соблюдение учащимися законов, правил выполнения рисунка в процессе занятия.

5. Имевшее место постоянное самосовершенствование самого П. П. Чистякова, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на обучаемых.

6. Также составной частью системы работы Павла Петровича Чистякова являлись выстроенные взаимоотношения с учащимися, имевшие гуманистическую направленность деятельности, обращенные на общение с подопечными, диалог и уважение к личности.

 

Методическая система Д.Н. Кардовского.

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть положено изучение законов изображения объёмной формы. Рисунок — построение графическим путём объёмной формы на плоскости, следовательно, прежде всего, необходимо овладеть рисунком, чтобы в дальнейшем на его основе и в связи с формой строить живопись.

Как отмечал Дмитрий Николаевич, методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях: «обучение рисунку и живописи от начала и до конца должно вестись только по натуре» . Моделями для изучения, по Кардовскому, являются натюрморт (мёртвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).

1. Начинать рисунок, по мысли Кардовского, следовало с того, чтобы «как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель», будь то фигура человека, голова или натюрморт. Общими без деталей линиями нужно было создать цельное обобщённое представление о модели и её расположении в пространстве, разместить модель на листе.

2. Второй этап рисования, по Кардовскому, решает задачу наполнения общего абриса объёмной формой. Для этого внутри контуров намечают главные массы, ограниченные плоскостями и делают это с помощью тона. Д. Н. Кардовский учил строить (обрубать) поверхности объёмной формы, располагая их в пространстве.

3. Третий этап работы над рисунок, по методике Кардовского, заключается в проверке конструкции, характера, размера, пропорций «большой» формы и внесении в рисунок «жизненных подробностей». Вот здесь то и нужно вспомнить, что «характеров, например носа, бесконечное количество, а основная схема одна

4. Следующий этап работы над рисунком - он учил тоном рисовать «лепить» форму и передавать свет. При этом в методике обучения рисунку, по его мнению, важно учить передавать и градации светотени, и «светосилу», т. е. «выдержанность силы света» для поверхностей, находящихся в условиях равенства освещения.

Из рекомендаций Д. Н. Кардовского, хотелось бы отметить те, которые наиболее актуальны в период ученичества в художественной школе, когда учащиеся достигают возраста 11–17 лет. Художник-педагог рекомендовал для изучения тона выполнять «гризайли», т. е. рисовать кистью в один цвет, например, умброй.

Кроме того, Д. Н. Кардовский в своей методике отводит важное место регулярному выполнению набросков как с натуры, так и по памяти, доказывая необходимость подобной работы для развития композиционного мышления, зрительной памяти, формирования технических навыков рисования человека и приобретения творческой свободы молодыми художниками.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 698.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...