Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные принципы адаптации церковнославянского текста




 

1. Сохранение догматического смысла.

2. Значительная русификация текста, что обеспечивает узнавание артикулируемых слов.

3. Сохранение ритмической структуры текста – разбивка длинных предложений на более короткие.

4. Сохранение части церковнославянских слов и фраз, исключение которых из текста повлечет за собой нарушение его ритмической структуры.

 

В методических рекомендациях "Как организовать служения милосердия на приходе" Выпуск 2. – М., 2006, подготовленных Комиссией по церковной социальной деятельности г. Москвы совместно с издательским центром «Нескучный сад» на с. 84-89 есть раздел "Православная община по слуху и зрению. Москва. На с. 88-89 содержатся подробные рекомендации для православных сурдопереводчиков, касающиеся темпа перевода, времени перевода тех или иных молитв, одежды переводчика и т д. Также в разделе "Помощь глухим и слабослышащим" сайта diaconia.ru опубликованы Сборники статей, материалов семинара, рекомендации по жестовому языку для регентов и др.

 

Глухие члены православных общин часто нуждаются не только в катехизации, решении материальных проблем и проблем трудоустройства. Очень часто такие семьи сталкиваются с психологическими проблемами. Часто получается так, что в семье глухих – говорящие дети, или у здоровых родителей – глухонемой ребенок. Это рождает неизбежную проблему одиночества, недопонимания. Как воспитывать детей: с любимой мамой или с говорящими бабушками и дедушками? Даже при всей любви к этим детям образуется вакуум, из которого, порой, трудновато выбираться. В решении таких проблем также помогает священник и члены общины. Такие состояния стараются преодолеть молитвой, советом, вниманием и любовью друг к другу.

Подробнее о жизни общины храма Тихвинской иконы Божией Матери при Симоновом монастыре можно узнать на «Форуме глухих и слабослышащих» сайта «Страна глухих»:deafworld.ru

 

Тема «Храм Тихвинской иконы Божией Матери» находится в форуме «Общество. Политика. Религия», подфорум «Вера. Православие»: http://www.deafworld.ru/forum/index.php?showtopic=160

 

В храм Тихвинской иконы Божией Матери в Москве прихожане приезжают из самых дальних уголков Подмосковья и близлежащих областей. У некоторых дорога занимает три-четыре часа. Это говорит об острой потребности организации подобных общин в различных городах Подмосковья, где проживают глухие люди.

 

Опыт организации такой общины есть в храме Архангела Михаила г. Коломны, где протоиереем Георгием Муравлевым окормляется община, состоящая из 30 неслышащих людей, а также в церкви во имя святителя Тихона, патриарха Московского г. Клина, где окормлением глухих занимаются протоиерей Анатолий Фролов и катехизатор Дмитрий Балашов.

 

В общине Михаило-Архангельского храма г. Коломны – 30 неслышащих прихожан. Среди них постоянных членов общины – 10-12. Община небольшая, но крепкая. При этом в городе зарегистрировано около 400 глухих.

 

Протоиерей Георгий Муравлев владеет жестовой речью. Он постоянно следит за опытом других общин в этой сфере. Каждый год ездит на семинары для священников и мирян, посвященные проблеме духовногоокормления и воцерковления глухих, которые проводятся в Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге. Участниками таких семинаров являются священники из Украины, из Белоруссии, Молдавии. Вместе с членами общины отцом Георгием был осуществлен перевод богослужения на жестовый язык. Богослужения с сурдопереводом проводятся раз в 2 недели по субботам. В храме Михаила Архангела на богослужении для глухих нет сурдопереводчика. По благословению митрополита Ювеналия протоиерей Георгий Муравлев сопровождает службу жестами. Внешнее отличие заключается в том, что священник стоит лицом не к престолу, а к прихожанам, и слышащим и неслышащим, читает ектеньи, молитвы и все это сопровождает жестами. Слышащие прихожане, присутствуя на таких богослужениях, узнают о жизни глухих людей, начинают замечать их, задумываться об их проблемах.

 

После богослужения проводятся катехизаторские занятия. Постоянные члены общины всегда ходят на занятия, иначе им непонятен будет смысл Богослужения. Евангельское чтение, другие вопросы, связанные с духовной жизнью и жизнью Церкви.

 

Занятия проходят в домашней обстановке. За чашкой чая идет разговор о Евангелии, читавшемся на Литургии, о событиях в мире и Церкви, дается правильная православная оценка происходящему. Члены общины задают интересующие вопросы. Чаще всего вопросы касаются непонятных слов в молитвах или какого-либо жеста, смысл которого неизвестен. Члены общины пользуются молитвословами для глухих, в которых молитвы переданы упрощенным русским языком. Кто может, читают молитвы на церковнославянском.

 

Проводятся паломнические поездки для глухих. В паломническую поездку собираем полный автобус. Излюбленными местами паломничества являются Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью и Новый Иерусалим. Поездки в Новый Иерусалим помогают при изучении священного Писания. Появляется возможность зрительно показать, что такое Голгофа, камень помазания, Гроб Господень, Иордань, что такое Гефсиманский сад. Экскурсии проводятся в более медленном темпе, рассказ строится с учетом особенностей восприятия глухих людей, которым нужно рассказывать просто, как детям. Текст экскурсии отец Георгий переводит участникам поездки.

 

По мнению отца Георгия, при окормлении глухих важно учитывать, что их отношения построены на лидерстве. Если есть лидер, и он ходит в храм, то за ним будет ходить и остальные. Если люди поругается между собой, между ними возникают какие-то конфликты, то одна из сторон обязательно перестает ходить в храм. Поэтому собрать всех бывает сложно.

 

Лидер Коломенской общины – женщина, с детства воспитанная в православии. Любовь к храму ей привила ее слышащая мама, которая и сейчас работает при одной из церквей Коломенского округа. Остальные члены общины пришли вслед за этой женщиной, привели своих друзей.

 

Протоиереем Георгием Муравлевым окормляется также детский сад I-II вида для глухих и слабослышащих детей, где детей учат наиболее распространенным понятиям и формируют у них речевой навык. Сложившиеся теплые отношения с педагогом детского сада позволяют проводить для людей уроки Закона Божия. Продолжительность урока – 30 минут. Тема заранее обсуждается с педагогом. Воспитатели помогают в подборе картинок и другого дидактического материала. Детям на самом примитивном уровне рассказывается о сотворении мира Богом, о церкви и Богослужении. Важной частью окормления детского сада является посещение детьми богослужений. Раз в месяц детей привозят в храм для участия в богослужении и причащения.

 

Окормление глухих людей – сложное, но благодатное дело. Очень важным для начала такой работы является знание жестового языка.

 

Литература и видеоматериалы:

 

В Интернете в настоящее время можно найти много пособий по изучению жестовой речи. Предлагаем некоторые из них, а также материалы из опыта работы с глухими и слабослышащими людьми:

 

1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: Владос. 2000.

Книга в формате doc http://www.rulit.net/author/zajceva-galina-lazarevna/zhestovaya-rech-daktilologiya-get-318610.html

 

2. Русский жестовый язык. Базовый курс. Компьютерная обучающая система. – М. Истина, 2001. Интерфейс курса очень удобен для изучения. Словарь содержит жесты религиозной тематики, показанные сурдопереводчиком протодьяконом Павлом Трошинкиным.

Скачать курс: http://dmitry-abi.livejournal.com/2592.html

 

3. Видеокурс Е.А. Дятловой «Словарь жестовой речи: церковная лексика»доступен для скачивания на православном трекере:

http://pravtor.spb.ru/viewtopic.php?t=7580

 

4. Служение глухиим людям. Передача телеканала "Союз". На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Виссарион (Кукушкин), священник общины глухих и слабослышащих во имя святого Иоанна Кронштадтского. Передача из Екатеринбурга. Эфир 4 сентября 2013 г.

 

5. Вестник Московской епархии, № 9, 2014. Материалы V ежегодной епархиальной конфференции "Миссия прихода-2014", на которой обсуждались вопросы организации пастырской и миссионерской работы с глухими и слабослышащими людьми.

· Новости

o Новости по темам

· Отдел по социальному служению

o Руководитель отдела

o Социальные объекты отдела

o Официальные документы

o Опыт реализации проектов

o Ответственные в благочиниях

o "Согреем детские сердца"

o Работа в благочиниях

· Годовые отчеты

· Методические материалы

o Положение об Отделе

o Законодательная база

o Социальное служение в жизни Церкви

o Рекомендации по организации работы

o Ведение документации отдела

o Терминологический словарь

· Газета «Подвиг добрый»

· Публикации

10 – 2017 © Отдел по благотворительности и социальному служению Московской епархии
2.2. Формы и методы современной миссионерской               деятельности

В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности:

1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии – включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни.

Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и «предоглашения» (свт.Кирилл Иерусалимский) и оглашения.

Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) (Мф. 28, 19)[1].

Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви.

Воспитательная миссия строится на принципиально важных богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и принимать новоначальный:

­ признание Богодухновенности Священного Писания (2 Тим. 3, 16) и принятие Священного Предания во всей его полноте, как приоритета в жизни православного христианина;

­ убежденное вхождение в Церковь как в Тело Христово, частью Которого является каждый член общины (1 Кор. 12, 27), а единым Главой — Сам Господь Иисус Христос;

­ свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе нового человека, облеченного во Христа в Таинстве Крещения (Гал. 3, 27) и получившего в лоне Церкви благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте;

­ восприятие Евхаристии как центра жизни православного христианина и христоцентричности всей его деятельности;

­ осознание смысла участия в богослужении как соучастия в Таинстве Спасения.

Воспитательная миссия предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем:

- проведения специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных;

- укрепления тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковлению наших современников;

- привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления новых членов общины;

- стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации.

2. Апологетическая миссия.Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов»[2].

Для результативной работы апологетической миссии рекомендуется создать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы прозелитизма религиозных объединений, действующих на территории конкретной епархии, выявляла степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала об этом общественность.

Для эффективного противодействия прозелитизму необходимо:

­ актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений;

­ активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.

3. Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы.

Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо:

­ активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, интернет и печатные СМИ);

­ придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер, что предполагает быстрое реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную христианскую оценку для формирования общественного мнения;

­ своевременно предавать гласности факты вытеснения православных программ из светских средств массовой информации и иной антиправославной информационной деятельности;

­ создать единый банк данных аналитических и справочных материалов, доступный для любого православного миссионера.

В сфере издания православной литературы необходимо:

­ издание творений Святых Отцов с комментариями в целях просвещения современных людей;

­ повсеместное издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви;

­ продолжение выпуска ориентированных на новоначальных христиан серий книг по вопросам веры, молитвы, христианского образа жизни и церковного отношения ко всем насущным проблемам.

4. Внешняя миссия. Это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Внешняя миссия осуществляется в различных этнокультурных и этноконфессиональных условиях. Она всегда играет значительную роль в жизни Вселенской Православной Церкви; благодаря ей возникали новые Поместные Церкви.

К внешней миссии можно также отнести миссионерскую деятельность среди мигрантов. Миссионерам надлежит обратить внимание на то, что:

- переселенцы, имея свое религиозное мировосприятие, могут влиять на православных, которые еще не до конца утверждены в вере Христовой, и от этих соблазнов их необходимо предостеречь;

- важно направить усилия миссии на изучение культурных традиций и мировоззренческого базиса каждой конкретной этнической группы, дабы православное просвещение осуществлялось на основе принципа церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур; для этого необходимо организовывать специальные духовно-просветительские центры, которые в своих миссионерских программах учитывали бы этнокультурные и этнорелигиозные особенности переселенцев;

- переселенцы при освоении новых территорий несут с собой свою культуру. Это может привести к социальным конфликтам, в том числе и в духовной сфере, что вызывает необходимость проведения особой миссионерской работы. Характер этой работы можно определить как «миссию диалога».

В условиях существующих этноконфессиональных конфликтов «миссия диалога» становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать всякого участия в экстремистских действиях.

В данном контексте «миссию диалога» следует рассматривать как необходимый образ действия христиан в целях поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов в духе любви к ближнему. Поэтому «миссия диалога» основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни.

5. Миссия примирения.

В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.

Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы в бытовой и социальной сферах к иным культурам и религиозным убеждениям. Заповедь Господа Иисуса Христа призывает любить ближнего. А ближний для нас – любой человек, независимо от веры, национальности, пола и социального происхождения. Такое отношение к ближнему, обществу и ко всему миру является действием Божественной благодати согласно ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).

Миссия примирения развивается как «диалог жизни», когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, уважают друг друга, учатся друг у друга, потому что, по слову свт. Иоанна Златоуста, «у нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего».

Миссия примирения включает в себя «диалог общественной деятельности», посредством которого люди различных вероисповеданий трудятся вместе ради достижения гражданского мира, предотвращения конфликтов и экстремистских угроз. Действуя совместно ради созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей и более справедливых законов, защищая священный дар жизни и противостоя опасностям глобализации, можно достичь мира между конфликтующими народами, национальностями и культурами, социальными группами и странами.

Одним из важных аспектов миссии примирения является «миссия примирения в памяти», когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19).

Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому, непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения различных религиозных традиций.

 

2.3. Образ современного миссионера и его качества

Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства.

Миссионером в конкретном смысле является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства.

Миссионерский призыв, выраженный апостолом Павлом: «…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16), – выражает внутреннюю потребность миссионера делиться той радостью спасения, которую он обрел во Христе.

В исторической практике развития миссии Русской Православной Церкви сложились определенные организационные формы миссионерского служения духовенства и мирян, использование которых в настоящее время возможно признать целесообразным:

­ синодальный миссионер – священно- или церковнослужитель, несущий миссионерское служение по поручению Священного Синода (в лице его Миссионерского отдела) по приглашению епархиальных Преосвященных в тех епархиях, которые не могут иметь (или содержать) собственные квалифицированные миссионерские кадры. Миссионерская деятельность синодальных миссионеров осуществляется на основании программ, разработанных Миссионерским отделом Московского Патриархата и согласованных с епархиальными архиереями. Финансовую поддержку синодального миссионера во время миссионерского служения осуществляет Православный миссионерский фонд Русской Православной Церкви;

­ епархиальный миссионер – священно- или церковнослужитель, несущий миссионерское служение в канонических пределах отдельной епархии по благословению правящего архиерея. Финансовую поддержку епархиального миссионера во время миссионерского служения осуществляет епархиальный миссионерский фонд или иное епархиальное учреждение, уполномоченное на то епархиальным Преосвященным.

Просветительская деятельность среди различных слоев населения предполагает постоянное обновление форм миссионерского служения и выдвигает жесткие требования к миссионерам.

Современным миссионерам в своей деятельности, как никогда ранее, приходится искать нестандартные решения. Для них особенно важно уметь донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном нашим современникам. В современном обществе, где почти забыта заповедь о любви к ближнему и царит повсеместное безразличие, в том числе и к вопросам религиозным, миссионер должен уметь всколыхнуть равнодушного, побудить его обратиться к Евангелию и воплотить христианские ценности в повседневной жизни.

Миссионер, являясь проводником православной традиции, призван передать как всё богатство богословского наследия Православной Церкви, так и свой личный опыт следования за Христом. При этом он должен следовать многовековым традициям православного духовничества: «Духовное руководство – это не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовного насилия» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам примеры качеств, которые необходимы миссионеру: молитвенность, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость. Проповедь преемников апостолов обязана соответствовать «здравому учению» (Тит. 2, 1), которое имеет авторитет «правила веры» (2 Тим. 3, 10-14).

Православные миссионеры часто исполняют свое служение в условиях исключительной сложности. Поэтому одно из важнейших качеств, которое требуется от них, – терпение со смиренной преданностью Богу и готовностью преодолевать трудности мира сего.

 

Диакон Антоний Данилов: Миссионерское богослужение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...