Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация благотворительных столовых




 

Особо востребованным направлением социального служения Церкви в Московской епархии является работа благотворительных столовых при приходах. Любой приход, немного справившийся с проблемами восстановления, реставрации или строительства храма, старается внести свою лепту в это самое необходимое дело милосердия – накормить алчущего и напоить жаждущего. На настоящий момент при храмах и монастырях Московской епархии действует 730 таких столовых.

 

В столовых получают питание люди различных социальных групп населения, которые по тем или иным причинам оказались в бедственном положении. Это, как правило, люди малоимущие, беженцы и бездомные. Также в благотворительных столовых питаются сотрудники храма, рабочие, строители, учащиеся воскресных школ. Регулярное питание организовано во всех крупных городских приходах. В многочисленных сельских приходах устраиваются нерегулярные трапезы после воскресных и праздничных богослужений, а также в дни престольных праздников.

 

При организации столовой необходимо изначально определить ее профиль – решить, какие категории населения будут в ней питаться: только работники храма или еще и малоимущие (по договору с администрацией или без), будет ли предусмотрено питание для бездомных.

 

В том случае, если при храме организуется питание для бездомных, необходимо предусмотреть для этого отдельное помещение и обслуживающий персонал. Как правило, для обслуживания бездомных используется одноразовая посуда.

 

Обеды в благотворительной столовой предоставляются людям любой национальности и вероисповедания. По потребности оказывается помощь в виде простейших гигиенических и медицинских средств: антисептиков, анальгетиков, перевязочного материала и пр.

 

В том случае, если нет постоянно контингента малоимущих, можно обратиться в местные социальные службы для предоставления списков нуждающихся. Этим людям можно предложить питание в трапезной или раздачу «сухих пайков». Можно сделать запрос в администрацию о полном или частичной финансировании питания этой категории малоимущих. В некоторых храмах тем, кто рекомендован социальными службами, выдаются талоны на питание, которые они предъявляют работникам трапезной. Также питание ряду прихожан и малоимущих может быть разрешено по благословению настоятеля храма. Эти люди заносятся в список питающихся, либо им также выдается специальный талон на питание. Выдача талонов осуществляется по решению прихода и не является обязательной. Однако это позволяет контролировать количество питающихся и рассчитывать необходимое количество ежедневных порций. Также питание по талонам позволяет соблюдать санитарно-гигиенические требования и уменьшает вероятность появления в общественном месте человека с инфекционным заболеванием или в нетрезвом виде.

 

Меню столовой составляется в соответствии с церковным уставом. В нем должна быть предусмотрена разнообразная, простая, но качественная пища. Обязательно первое, второе блюда и компот. В однодневные и многодневные посты следует соблюдать постное меню. Каждый церковный праздник необходимо отмечать и в блюдах этого дня.

 

Необходимо строго соблюдать нормы гигиены: следить за чистотой помещения, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований с целью предотвращения случаев массового отравления, случающегося порой в пунктах общественного питания. Желательно, чтобы сотрудники трапезной имели медицинские книжки.

 

Следует подсчитать примерное количество питающихся и рассчитать сумму, которая потребуется для закупки продуктов. Хорошо сразу решить вопрос о том, где будут закупаться продукты, и кто будет этим заниматься. К этому вопросу необходимо отнестись крайне серьезно, поскольку от качества питания зависит здоровье людей, как приходящих за помощью в храм, так и выполняющих храмовые послушания.

 

Следует рассчитать, какое количество плит потребуется для приготовления намеченного количества пищи, сколько поваров и обслуживающего персонала нужно будет дополнительно принять на работу.

 

При организации благотворительной столовой можно обратиться к опыту тех приходов, где эта работа ведется уже давно и где готовы дать консультацию по решению организационных вопросов, связанных с этим направлением социального служения.

 

В Мытищинском благочинии при Владимирской церкви города Мытищи уже много лет действует бесплатная столовая, в которой питаются не только священнослужители, сотрудники храма, малоимущие прихожане и учащиеся воскресной школы, но и организовано ежедневное разовое питание для около 100 бездомных людей. В зимнее время их количество значительно возрастает. Две подобных столовых имеются и в Коломенском благочинии.

 

Интересен также опыт Видновского благочиния. Здесь с 2003 года при Успенской церкви города Видное ежедневно (кроме субботы и воскресенья) действует благотворительная столовая, в которой получают питание в виде горячих обедов 60 человек по спискам, предоставляемым МУ центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Вера» Ленинского района на основании соглашения о сотрудничестве. Частичное финансирование столовой осуществляется благодаря договору, заключенному между Успенской церковью города Видное и Республиканским (федеральным) фондом социальной поддержки населения. Договор заключается ежеквартально с проведением аудита со стороны фонда. Кроме того, столовая осуществляет опеку 40 инвалидов на дому. Ежемесячно по спискам, предоставляемым МУ центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Вера» Ленинского района, инвалидам развозят сухие пайки.

 

Значительный опыт работы в этом направлении имеется также в Богоявленском соборе города Ногинска, Никольском соборе города Можайска и в храмах Павлово-Посадского округа.

 

Оказание материальной помощи

 

Практически ежедневно к священнослужителям Московской епархии во множестве обращаются люди из преимущественно самых незащищенных слоев населения: пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, бывшие заключенные, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, с просьбами оказать им посильную материальную помощь. В храмы нередко приходят люди, приехавшие в столицу на работу, столкнувшиеся с мошенниками и оставшиеся без копейки денег, мужчины и женщины, родственники которых просто выгнали их из дома, либо они сами ушли из-за невозможности дальнейшего совместного проживания. Зачастую эти обездоленные в силу различных не зависящих от них обстоятельств не могут попасть в различные государственные социальные программы материальной поддержки, да даже просто обратиться в государственное учреждение, поскольку зачастую у них нет ни документов, ни денег, ни возможности получить информацию о контактах организаций, оказывающих адресную помощь населению.

 

Церковь, не имеющая, конечно же, возможности, например, приобрести таким людям жилье, тем не менее, старается всегда помочь им материально.

 

Обращения за помощью порой бывают очень многочисленны и священники оказываются в трудной ситуации: они не могут отказать нуждающемуся, но и не могут оставить храм и его причт без средств к существованию. Помимо того, нередки случаи, когда за помощью обращаются мошенники, не желающие работать и ищущие легкий способ добывания денег. Получив помощь, они распространяют сведения о том, что в тот или иной храм можно прийти и легко получить деньги. Нередко за помощью обращаются люди, не умеющие распоряжаться деньгами и тратящие их на покупку спиртного. Есть ли выход из этой ситуации?

 

В каждом приходе, безусловно, есть свои особенности поведения в данной ситуации. Предложим лишь некоторые из них.

 

1. Для разумного оказания благотворительности необходимо заранее определить, какую сумму храм может выделять ежемесячно на дела милосердия и стараться осуществлять помощь в рамках этой суммы, за исключением особых случаев, требующих немедленного реагирования.

 

2. Необходимо назначить ответственного за оказание материальной помощи. В небольших храмах этим нередко занимается сам настоятель. В больших городских храмах эта обязанность может быть возложена на казначея, которому проще вести учет средств, выделяемых на дела милосердия.

 

3. В каждом случае стараться поговорить с человеком, понять его ситуацию, выяснить, нужна ли ему именно материальная помощь или его необходимо трудоустроить, помочь в оказании медицинской помощи, вернуть в семью. Нередко с такими людьми говорят сами священники. Слово священнослужителя помогает осознать многим, что для исправления их ситуации недостаточно однократного материального вспомоществования, необходимо порой полностью изменить свою жизнь. Необходимо осознание того, что без помощи Божией ничего не возможно, что ситуация, в которую попал человек – зачастую следствие его собственных неблаговидных поступков. Таким людям следует говорить о важности исповеди и причастия, о том, что Господь всегда ждет их в храме, на богослужении, ждет, чтобы они открыли ему свое сердце. Пусть далеко не каждый отнесется к этим словам с пониманием, но случаи прихода к вере и действительного изменения своей жизни в такой ситуации – далеко не редкость.

 

4. В том случае, если требуются деньги на билет до того или иного города, следует выделять сопровождающего из прихода, который доставит нуждающегося на вокзал, купит ему билет и посадит в поезд, передав проездной документ проводнику вагона. Этот опыт показывает, что в тех случаях, когда покупка билетов является лишь поводом к просьбе о деньгах, человек отказывается от доставки его на вокзал и просто уходит.

 

 

5. Всегда, когда это возможно, следует оказывать помощь не деньгами, а продуктами, одеждой, предметами первой необходимости. В том случае, если человек действительно нуждается, он не будет отказываться от предлагаемого.

 

 

6. В каждом приходе следует иметь информацию о социальных службах помощи нуждающимся: ближайших помывочных пунктах, медицинских кабинетах для бездомных, благотворительных столовых. Хорошо, если на приходе есть юрист, который мог бы дать консультацию по способу разрешения той или иной ситуации.

 

 

7. Полезную информацию об оказании помощи бездомным можно найти в методическом пособии И.В. Кускова «Как оказать помощь бездомным на приходе», опубликованном на сайте Диакония.ru в разделе «Методические материалы».

 

 

8. В случаях, когда требуется значительная сумма, настоятель может обратиться к прихожанам с просьбой собрать требуемую сумму на конкретное дело милосердия и, в случае положительного разрешения ситуации, обязательно рассказать о ее благополучном исходе и поблагодарить за оказанную помощь.

 

9. Если на приходе есть возможность, можно предложить нуждающемуся поработать и переночевать. К сожалению, люди без определенного места жительства нередко не способны к систематической работе, однако это не значит, что пытаться не стоит. Подобный опыт привелчения бездомных к труду есть в Богоявленском храме д. Бородино Мытищинского благочиния, вхрама Пресвятой Троицы мкр. Щурово г. Коломны.

 

Очень интересна система работы с малоимущими людьми, разработанная в храме Пресвятой Троицы мкр. Щурово г. Коломны. Работа эта ведется с 1998 г. Им дают возможность выбраться из той ситуации в которую они попали. Любой человек (как правило, это лица БОМЖ, малоимущие) может прийти в храм и сказать, что он готов поработать в храме.

 

Первый месяц такие люди работают бесплатно просто за еду. Их там не селят, так как вначале человека необходимо проверить, узнать, что он собой представляет. Они работают под присмотром бригадира 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Обед с 13:00 до 14:00. Даются продукты на руки и даются продукты на ужин. В случае необходимости выдается одежда, предметы личного пользования: предметы гигиены, зубная паста, шампунь и т. д.

 

Как правило, работают на улице, хотя бывают и исключения. Чаще всего эти люди работают дворниками, приводят в порядок клумбы.

 

Через месяц этим людям предлагается жилье. Это происходит в том случае, если за это время не было никаких эксцессов: слушались бригадира, не употребляли спиртного. Они также работают за еду и живут при храме. Так продолжается еще месяц.

 

Если в течение второго месяца ничего не случается, этим людям назначается небольшой оклад. Им предлагается отоваривать его продуктами, которые хранятся на храмовом складе, а также вещами. То, чего нет в храме, специально покупается по их просьбе. Оклад у них может прибавляться, но деньги на руки не выдаются.

 

Несмотря на возможность получения жилья на практике без реабилитационной помощи такие люди не задерживаются в храме более года, чаще всего они срываются и снова начинают употреблять алкоголь.

 

В некоторых случаях люди работают не для получения жилья, а для получения конкретной суммы денег, например для оплаты билета. В зависимости от требуемой суммы назначается срок работы, например две недели.

 

Пункты раздачи одежды

 

Не менее востребованными в благочиниях Московской епархии являются пункты раздачи одежды, действующие во всех, без исключения, церковных округах в основном с ежедневным режимом работы. В настоящее время таких пунктов насчитывается 495. По имеющейся статистике каждый день в таких пунктах получает необходимую помощь более 3250 человек. Такая форма социальной работы наиболее успешно развита в Мытищинском, Подольском, Коломенском, Видновском и Можайском благочиниях.

 

При организации пункта раздачи одежды в первую очередь необходимо определиться с помещением, где будет храниться одежда. Это может быть не только здание, но и сухое и проветриваемое подвальное помещение или блок-бытовка. Помещение должно отапливаться. В противном случае сложно избежать появления плесени по причине отсыревания и слеживания вещей.

 

В помещении желательно предусмотреть полки (шкафы, отсеки) для хранения разного вида одежды: мужской, женской и детской. Также следует отдельно хранить зимнюю и летнюю одежду и следить за ее сохранностью. Можно распределять одежду и по размерам. Такое хранение одежды, безусловно, облегчает обслуживание и помогает быстро найти нужную вещь.

 

После определения помещения для хранения одежды следует выделить человека, послушание которого будет заключаться в приеме, хранении и выдаче вещей. Необходимо определить график работы пункта и разместить соответствующее объявление на доске объявлений храма, в церковной лавке и на сайте храма (преимущественно для жертвователей).

 

После выделения помещения и выбора работника, ответственного за данное послушание, следует организовать сбор вещей. Как правило, в каждом приходе, даже небольшом всегда есть люди, готовые отдать вещи, из которых выросли их дети или которые уже не нужны им самим, но еще могут сослужить добрую службу кому-то иному. Такие люди должны знать: куда, кому, что и в каком виде они могут принести.

 

Ответственный за сбор вещей, должен постоянно следить за комплектацией имеющейся одежды и размещать объявление о том, что особенно востребовано на данный момент.

 

Например:

 

Будем рады принять помощь для нуждающихся!

 

1. Зимние мужские (48-55 размер) и женские (42-50 размер) куртки.

2. Зимняя обувь (мужская и женская).

3. Шапки, шарфы, варежки.

4. Детская одежда и обувь.

 

В объявлении следует указывать, что одежда принимается только в чистом виде, крепкая и годная к носке (с пуговицами, молниями, шнурками). Одежду, требующую стирки, принимать не следует, так как это потребует отдельного помещения и работника для стирки и приведения в порядок таких вещей.

 

Возможно заключение договоров с магазинами и предприятиями о пожертвовании одежды и обуви, вышедшей из моды, не купленной в течение сезона, уцененной и т. д. Такой опыт есть в храме Вознесения Господня на Городке Павлово-Посадского благочиния, где благодаря помощи благотворителей в июне-июле 2010 г. нуждающимся и малообеспеченным семьям было подарено 1500 пар новой обуви.

 

Организация православных приютов

 

По мнению воспитателей православных и некоторых государственных детских домов, к работе с сиротами нужно обязательно привлекать Церковь. Каждому ребенку нужна пища для души, идеал, которому он может следовать, а сироте, лишенному естественной семейной теплоты, такой идеал нужен как никому другому.

 

Поиск помещения

Наличие помещения – обязательное условие для организации приюта. Именно с этого и следует начинать работу. Найти и приобрести в собственность здание в Подмосковье – непосильная задача практически для любого прихода. Поэтому, как правило, приюты организуются на базе заброшенных зданий, находящихся в ведении церкви или пожертвованных ей кем-то и требующих капитального ремонта. Для начала работ следует получить разрешение на реконструкцию и провести ее с учетом требований, предъявляемых к детскому учреждению. Эти требования регламентируются «Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216).

 

Юридическое оформление

Следующим этапом является юридическое оформление приюта в качестве юридического лица. Необходимо учитывать, что официальный статус таких учреждений – детские социально-реабилитационные центры. При этом эти учреждения являются полноценными приютами для детей-сирот, уровень образования, воспитания и быта в которых соответствует самым строгим санитарным, педагогическим иным требованиям. Такой способ юридического оформления наиболее эффективен.

 

Однако следует помнить и то, что действующее законодательство предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и в религиозные организации.

 

Финансирование

Православный приют не получает регулярного государственного финансирования. Он существует на средства прихода и на пожертвования благотворителей. Однако государство может заключить с православным детским домом соглашение на его частичное или полное финансирование. Согласно Федеральному закону от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»социально ориентированные, в том числе и религиозные, организации имеют право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке. Со стороны государственных органов и местных администраций им может быть оказана финансовая, имущественная поддержка за счет бюджетных средств, а также предоставлены льготы по уплате налогов и сборов. Кроме того, благотворителям, оказывающим поддержку социально ориентированным организациям, также предоставляются дополнительные налоговые льготы.

 

Подбор персонала

Одним из самых сложных опросов при организации детского приюта является недостаток квалифицированных воспитателей. Здесь, как нигде, нужны люди, готовые на самоотверженное служение. Нужны профессионалы, которые являлись бы при этом церковными людьми. В СРЦ «Покров» Видновского благочиния на подбор таких людей ушло почти 2 года. Чтобы решить острую кадровую проблему, некоторые православные детские дома (например, в подмосковном Ногинске) идут по такому пути: принимают невоцерковленных педагогов, которые хотели бы стать церковными. Их воцерковление происходит постепенно.

 

Контингент воспитанников

Статус социально-реабилитационного центра позволяет брать на временное пребывание детей от 3-х до 15-ти лет. Однако на деле временное пребывание может растягиваться на неопределенный срок – вплоть до совершеннолетия, до 18-ти лет. Дети, попадающие в приют, как правило, являются сиротами при живых родителях, то есть социальные сироты. Государство их никуда не определяет, так как у них есть родители, которые являются опекунами, а родителям они не нужны. Получается замкнутый круг, выходом из которого является как раз организация православных приютов.

 

Внутренний распорядок

Режим пребывания в социально-реабилитационном центре соответствует обычному режиму детского дома, но в то же время имеет и свои особенности. Специфика православного приюта заключается в том, что в православном приюте дети дошкольного и школьного возраста воспитываются вместе. Это позволяет избежать традиционной стрессовой ситуации, возникающей в государственных социальных учреждениях при переходе ребенка из детского дома в школу-интернат, где у него будут новые воспитатели, новая комната, новые игрушки. В остальном – обычная система. С дошкольниками занимаются воспитатели. Школьники учатся по обычной школьной программе в православной гимназии или обычной школе (в зависимости от особенностей административного пункта, где приют расположен).

 

При этом большое внимание уделяется индивидуальным занятиям и общению. У каждого ребенка, попадающего в приют, в душе некий надлом, некая трагедия, травма, полученная в семье, что требует длительной работы воспитателей и психологов, прежде чем ребенок сможет ощущать себя полноценным: нужным, любимым, лишенным страхов и агрессии.

 

При организации внутреннего распорядка православного приюта большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок не пребывал в праздности, чтобы у него было занятие, которое ему интересно, которое ему по душе. Воспитатели и преподаватели стараются сделать все, чтобы ребенок был увлечен. С одной стороны, на базе приютов организуются разнообразные студии и кружки. С другой стороны, дети вовлекаются в обычные хозяйственные дела, с которыми они столкнулись бы дома. Это устраняет ситуацию государственных социальных учреждений, где воспитанники, живя на всем готовом, оказываются совершенно неприспособленными к жизни.

 

Православное воспитание

Перед приютом ставится задача не только задача реабилитации этих детей, но и задача воспитания в них благочестия. Это не означает, что им должно быть только дано начальное богословское образование, что их надо приучить к участию в таинствах и обрядах. К вере ребенок должен приходить свободно. Насильно заставляя верить, можно только отвратить человека от Бога. В воспитании очень важен пример взрослого. Очень важно создание здоровой спокойной духовной атмосферы, лишенной раздражения, без холодности, без жестокосердия.

 

Очень важно учитывать психологические особенности восприятия ребенком церковной службы. Многие педагоги пришли в Церковь уже будучи взрослыми, и не имеют собственного опыта детской веры. Необходимо быть очень внимательными к проявлениям детской веры, постоянно изучать работы православных психологов и педагогов, советоваться со священником, не принимать поспешных решений. Интересна в этом плане книга «Что из детства помогло мне стать верующим? Воспоминания, дневники, наблюдения», выпущенная Московском храмом Трех святителей на Кулишках в 2001 г. Она составлена из воспоминаний детства, дневников и наблюдений за жизнью ребенка, возникновением и развитием его веры. Написанные в разное время, людьми разного жизненного опыта, эти повествования составляют ценный материал для всех, кто интересуется вопросами духовного становления маленького человека, возникновением детского религиозного чувства.

 

Важно не требовать от ребенка слишком многого, и в тоже время не потакать ему. При излишней требовательности ребенок все равно будет искать способа избежать выполнения того или иного поручения. Тем самым в нем будет формироваться лицемерие. При излишней свободе, у ребенка не сформируется ответственность перед выполнением порученного ему дела, не будет развита воля.

 

Приходится слышать мнение, что воспитание в православном детском приюте создает для ребенка тепличные условия и делает его неприспособленным к обычной жизни. Однако православное воспитание совсем не является тепличным. От ребенка требуется много внутренних усилий и постоянного напряжения сил, когда ребенок приучает себя в чем-то ограничивать, что-то делать, что-то не делать, различать добро и зло. Сознательный выбор добра как раз и является закалкой ребенка в нравственном отношении. Когда он столкнется с морем мирского соблазна, он сможет сделать достойный и настоящий выбор в пользу своего спасения.

 

Изолировать детей от обычной жизни нецелесообразно, так как выйдя в мир, они столкнутся со многим, что противно Закону Божьему, евангельским заповедям. Нужно научить их понимать не только заповеди, но и мораль, те принципы, по которым мы должны строить свою жизнь. Это тоже одна из задач духовного воспитания. Главное – научить детей делать нравственный выбор. Многое усваивается из внеурочного общения со взрослыми. Каждый взрослый, работающий с детьми, должен иметь такую же цель. Если цели воспитателя расходятся с этими задачами, это сразу же вызывает плохое влияние на детей. С такими людьми приходится расставаться.

 

Где не удается справиться человеческими силами, следует возлагать упование на Господа, на таинства Церкви. Все воцерковляющиеся дети участвуют в таинствах: старшие в исповеди, все – в причастии. Замечено, что даже младенцы после участия в таинствах становятся более спокойными, крепкими, что не наблюдается в семьях даже обычных наших прихожан, которые от случая к случаю, раз в несколько месяцев, приводят ребенка в храм. Важно и участие самих педагогов и воспитателей в церковных таинствах. Если они лишь частично верят в Бога, слегка воцерковлены, отчасти являются православными, то дети непременно это заметят, и сами не будут стремиться к искренности.

 

Важно создание в приюте домашней обстановки, построенной на принципах церковного благочестия и любви. Преимущество малого воспитательного учреждения, созданного при храме, состоит в том, что живая церковная община в какой-то степени заменяет ребенку семью. Здесь всегда много знакомых, под присмотром которых он останется, выйдя из детского дома. У детей, воспитывающихся в приходе, сохраняются связи с духовником, с друзьями в общине.

 

Подробнее с вопросами воспитания детей и детей-сиротможно познакомиться в трудах светских и христианских педагогов. В 20-е годы XX в. в нашей стране появилась целая плеяда талантливых педагогов и психологов: А.С.Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие, чьи научные труды и достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков получили заслуженное международное признание. Замечательный опыт содержится в трудах отечественного педагога С.Л. Соловейчика и в публикациях его сына Артема Симоновича. Также вопросам нравственного воспитания детей уделяется большое внимание в трудах и публикациях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, прот. В. Зеньковского Я. Корчака, игум. Георгия (Шестуна), С.С. Куломзиной, а также Н.Е. Пестова, прот. В. Воробьева, прот. А. Владимирова и многих других.

 

Для облегчения ориентации в огромном пакете законов и подзаконных актов, регулирующих организацию учреждений помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благотворительным фоном "Берега" в 2012 году подготовлено и выпущено справочное пособие «В помощь детям-сиротам. Краткий обзор законодательства субъектов Российской Федерации по мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Отдельно доступен для скачивания раздел по законодательству Московской области в области поддержки детей-сирот.

 

Интересен опыт создания и деяткльности детского приюта при храме Пресвятой Троицы в Щурово Коломенского района, отраденный в пособии прот. Вадима Маркина "Детский приют: устройство и содержание"

Обложка

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...