Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ О «РУССКОМ СОЦИАЛИЗМЕ»
Особое место в развитии русской общественно-политической мысли середины XIX в. принадлежало Александру Ивановичу Герцену (1812-1870). Мыслитель, философ, писатель, публицист, он еще в 1826 г. на Воробьевых горах в Москве вместе с Николаем Платоновичем Огаревым дал клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа. Взгляды Герцена трудно уложить в рамки какого-либо одного политического направления, однако, безусловно, его можно считать основоположником теории «русского социализма». Термин «социализм» (от лат. socialis - общественный) впервые был употреблен в 1827 г. в английском журнале «Кооператив мэгэзин» для обозначения взглядов последователей Роберта Оуэна. В 1832 г. этот термин появился на страницах французского издания «Ле глоб» применительно к взглядам Клода Анри де Сен-Симона. Социализм - это учение об обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и социальной справедливости. Оно объединяло идеи коллективной основы общества, общности имущества, обязательности труда, равного распределения благ. Подобные взгляды, осуждение частной собственности можно встретить в Древней Греции, например, у Платона, у ранних христиан, у средневековых «еретиков», в программах средневековых крестьянских восстаний. Систематизация социалистических идей происходит в эпоху Возрождения и Реформации (Ян Гус в Чехии, Томас Мюнцер в Германии, Томазо Кампанелла в Италии). Дальнейшее развитие эти взгляды получили в период буржуазных революций в Европе: Мелье, Мабли, Морелли, бабувисты во Франции; Лильберн, Уинстенли в Англии. В период развития капитализма социалистические идеи разрабатывают Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии. В середине ХIХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления более отдаленного общества - коммунизма. При этом Маркс и Энгельс подчеркивали историческую миссию рабочего класса, которая, по их мнению, заключается в революционном уничтожении буржуазного государства, создании политической власти пролетариата в форме диктатуры и построении бесклассового общества. Герцен еще в студенческие годы увлекался учением Сен-Симона и Оуэна. Однако, желая ниспровержения существующего строя, он опасался, что революция может перерасти в бунт и привести к невинным жертвам. В 1847 г. он уезжает за границу, став одним из первых политических эмигрантов. Создав в Лондоне Вольную типографию, он издает «Полярную звезду», «Колокол» (с 1857 г.), другие издания, в которых выступает за освобождение крестьян с землей, отмену телесных наказаний, свободу слова, восстановление человеческого достоинства, против бюрократического произвола и коррупции в России. Свидетель безжалостного подавления рабочих выступлений европейских революций 1848-1849 гг., Герцен разочаровался в социалистических идеях Запада и обратился к изучению самобытности жизни русской деревни. Будучи связующим звеном двух эпох российского освободительного движения - дворянской и разночинской, А.И. Герцен создал свой план преобразования России. Суть его - в освобождении крестьян, которые объединяются в свободные ассоциации производителей в условиях коллективной собственности на землю. Русского крестьянина Герцен считал прирожденным социалистом, а путь к социализму виделся ему через крестьянскую общину с ее ежегодным переучетом земли, общими лугами, пастбищами, лесами, круговой порукой, решением важнейших вопросов сельским сходом. Но, по мнению Герцена, общину сначала следовало раскрепостить и перенять научно-практические достижения Запада. В соответствии с концепцией некапиталистического пути развития, выдвинутой Герценым, Россия способна была миновать «кровавые муки капитализма». Представляя себе социализм как общество без государства, Герцен в то же время не требовал его немедленной ликвидации. Более того, он видел в государстве мощное средство защиты революции, осуществления глубоких общественных преобразований. Более реалистически смотрел на общину Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Для него община была прежде всего средством сочетания личного интереса крестьян с «товарищеской формой» производства. Именно община, по мнению Чернышевского, способна была соединить в одном лице собственника, хозяина и работника, «чтобы труд перестал быть «продажным товаром». В основе его концепции переходного периода лежала община, существующая на первых порах параллельно с капиталистическим производством, но постепенно вытесняющая его и устанавливающая коллективное производство и потребление. Выполнив тем самым свое историческое предназначение, община, по мнению Чернышевского, должна была исчезнуть как форма производственного объединения. Таким образом, концепция «русского социализма», разработанная А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, стала общей теоретической основой российского народничества. Однако, определив контуры будущего общественного устройства, основоположники народничества не давали ответа на вопрос о путях достижения поставленных целей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |