Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНТРРЕФОРМЫ 80-90-Х ГГ. ХIХ В.
После вступления на престол Александра III (1881-1894) в политике правительства произошли резкие перемены. Период реформ сменился периодом контрреформ 80-90-х гг. В стране перед призраком революции, стремясь охранно-карательными мерами задержать общественное развитие, царизм взял курс на переход к открытой реакции. Постепенно сторонники реакции взяли верх над сторонниками реформ. Александр III был воспитанником обер-прокурора св. Синода К.П. Победоносцева, известного своими консервативными взглядами. Он не обладал умом и кругозором своего отца, не получил надлежащего наследнику образования. 8 марта 1881 г. на совещании с министрами, посвященном обсуждению проекта реформ Лорис-Меликова, ряд министров во главе с обер-прокурором Синода обрушились с критикой на данный проект и политику реформ. Однако большинством в девять человек против пяти проект все же был одобрен. Александр III не решился сходу отвергнуть проект Лорис-Меликова и распорядился о передаче его для последующего обсуждения в специальную комиссию. Но комиссия эта так никогда и не была создана. Министры-реформаторы М. Лорис-Меликов, Д. Милютин, А. Абаза и другие - вскоре были уволены в отставку. О подлинной позиции Александра III наглядно свидетельствует его резолюция на докладе Лорис-Меликова: «Слава богу, этот преступный и опасный шаг к Конституции не был сделан...» 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», в котором царь заявлял, что берется за дело правления «с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Александр III не обещал быть государем либерального направления. В 80-90-е гг. ХIХ в. традиционные российские институты (самодержавие, дворянство) уже были не в состоянии управлять старыми методами, а новые буржуазные институты только складывались. Это противоречие и нашло свое отражение в деятельности правящего режима Александра III. С одной стороны, социально-экономическое развитие страны получило импульс после отмены крепостного права и буржуазных реформ 60-70-х гг. С другой - помещики открыто стремились к реваншу за поражения 1861 г. В период правления Александра III экономический курс страны лихорадило. Он унаследовал престол в стране, находящейся в сложном экономическом положении. Последствия дорогостоящей русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которая обошлась казне в 1 млрд. 113 млн. рублей (при годовом бюджете в 600 млн. рублей), голод в Поволжье в 1880 г., рост недовольства нарождающегося пролетариата требовали от нового императора выработки определенной экономической программы. Для преодоления экономического кризиса и технической отсталости России от Западной Европы необходимо было развивать свою промышленность, решая при этом две важнейшие задачи: сокращение бюджетного дефицита и усиление политики государственного протекционизма. Первая задача была успешно решена. Министр финансов Н.Х. Бунге стремился к комплексному подходу при развитии хозяйства страны: путем расширения внутреннего рынка, развития промышленности, сельского хозяйства, а также упрочения положения средних слоев населения. Сменивший его И.А. Вышнеградский пытался решить проблему финансового оздоровления страны путем накопления денежной массы и повышения курса рубля. Причем средством для этого служили не столько подъем хозяйства в разных регионах России, сколько финансовые и биржевые операции. Не пытаясь слепо копировать опыт стран Запада, Россия в 80-90-е гг. добилась неплохих результатов в развитии экономического потенциала. Достижением правительства был не только бездефицитный бюджет, но и резко возросшая сумма вкладов в сберегательные кассы, которая за 13 лет увеличилась в 36 раз. Особое внимание правительство Александра III уделяло политике государственного протекционизма через жесткое ограничение иностранной конкуренции. Почти вдвое увеличилось таможенное обложение, были поставлены жесткие барьеры на ввоз иностранного чугуна и железа, вывоз нефти, что рассматривалось как поощрение в деле развития отечественной тяжелой промышленности. В целях снижения социальной напряженности в период бурного развития отечественной промышленности Александр III использовал политику социального лавирования, пытаясь выступить посредником между трудом и капиталом. В 1882 г. был принят закон об ограничении работы малолетних, создана фабричная инспекция для осуществления контроля за условиями труда. В 1885 г. вводится запрет на ночной труд для женщин и детей, а в 1886 г. - закон об определении условий найма и порядка расторжения договоров рабочих с предпринимателями. В аграрной политике Александр III сразу же отверг притязания крестьян на землю помещиков, однако вынужден был понизить выкупные платежи, отменить подушную подать, переселять крестьян на свободные земли. По инициативе императора был создан Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земли. В то же время, идя на уступки консерваторам, Александр III пересмотрел итоги реформ 60-70-х гг. и внес в них корректировку вправо, что исследователями было оценено как контрреформы. По мнению историков, реакционный курс во внутренней политике окончательно восторжествовал в мае 1882 г., когда на пост министра внутренних дел был назначен реакционер Д.А. Толстой, а министром народного просвещения - И.Д. Делянов. Именно эти государственные чиновники последовательно проводили «реформы наизнанку», ограничивающие и искажающие либеральные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. Еще в августе 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Любая губерния могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а губернатор получил право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати, согласно которым совещание четырех министров получало право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистикой. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) - жандармские органы, специализирующиеся на агентурной работе. Серьезной корректировке подверглись и другие реформы. Согласно новому университетскому уставу от 1884 г. ликвидировалась университетская автономия, вводились обязательные государственные экзамены, ректоры стали назначаться правительством. Это ставило под государственный контроль не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав. Главным критерием оценки работы преподавателя высшей школы стала благонадежность. В 1887 г. министр народного просвещения И.Д. Делянов издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», предписывающий не допускать в гимназии детей прислуги, что возвращало народное образование к тому времени, когда оно носило сословный характер. «Положение о земских участковых начальниках» (1869) и новое положение о земских учреждениях (1890) фактически упраздняли независимость земских учреждений как общественных организаций. Они присоединялись в качестве придатка к государственным учреждениям. Ликвидировалась выборность земских органов и их всесословный характер. Губернаторы получили право назначать из среды местного дворянства земских начальников, которым отныне принадлежала власть на местах. Мировой суд отменялся, его функции передавались земским начальникам. В 1892 г. было принято новое Городское положение, которое значительно урезало самостоятельность городского самоуправления и в несколько раз уменьшило число городских избирателей. В то же время во внутренней политике одним из ведущих принципов самодержавия стал воинствующий национализм. В Прибалтике правительство боролось с германизацией. С 1885 г. всем присутственным местам и должностным лицам предписывалось вести делопроизводство и переписку на русском языке. С 1887 г. в средних учебных заведениях преподавание велено было осуществлять на русском языке, а Дерптский университет был переименован в Юрьевский. В управлении Кавказским краем правительство Александра III стремилось к «объединению с прочими частями империи». «Черта еврейской оседлости» была сокращена, и евреям запретили селиться «вне городов и местечек». В 1887 г. вводится процентная норма для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. С 1891 г. евреи-ремесленники утратили право селиться в Москве, а 17 тыс. евреев-ремесленников были насильственно выселены из «первопрестольной». Подобная политика проводилась в интересах дворянско-помещичьего сословия с целью «исправить роковые ошибки 60-х гг.» и тем самым должна была способствовать укреплению социальной базы самодержавия. Однако ставка на дворянство на пороге ХХ в. оказалась несостоятельной, поскольку на политическую арену России вышли новые силы, принося с собой иные политические и экономические интересы. Эти мероприятия Александра III явились существенным откатом назад. Несмотря на то, что реформы Александра II в своих главных направлениях сохранились, они подверглись существенной корректировке «вправо», что и дает основание считать действия правительства Александра III контрреформами. Таким образом, «Великие реформы» органично вытекали из состояния. Реформаторы во главе с царем отстаивали общественные интересы всех заинтересованных классов и сословий. Александр II и его единомышленники хорошо понимали, что реформировать надо все сферы жизни государства и общества, но в глубоко продуманной степени. Они знали национально-исторические особенности России и провели реформы в соответствии с ними. Опыт других стран учитывался, но не копировался, в результате чего Россия за несколько десятилетий прошла путь, на который другие народы и государства потратили столетия. Реформы должны были обеспечить плавный переход от феодализма к капитализму, и они этого достигли, в чем и состоит их главное историческое значение. После реформ 60-70-х гг. ХIХ в. развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что за несколько десятилетий в стране произошли изменения, занявшие в других государствах целые века. Например, за последние 40 лет ХIХ в. объем промышленного производства в России увеличился в 7 раз, в то время как в Германии - в 5 раз, во Франции - в 2,5 раза, в Англии - в 2 раза. Однако непоследовательность, ограниченный характер реформ наложили отпечаток на весь процесс капиталистической эволюции страны, способствовали сохранению в стране пережитков феодализма, к которым относятся: абсолютная монархия в политике; помещичье землевладение в экономике; сословия в социальной структуре.
Лекция 4 РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВЫ
Цель лекции: охарактеризовать российское народничество, показать эволюцию его идеологии и методов борьбы в 60-90-е гг. ХIХ в., выявить причины и этапы распространения марксизма в России. Вопросы: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |