Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ




ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

История нашей страны, ее роль и место в мировом историческом процессе вызывали и вызывают по сей день горячие споры исследователей.

Марксистcко-ленинская концепция отвергает цивилизационный подход, Россия рассматривается по аналогии с западными странами, где происходил процесс смены общественно-экономических формаций, хотя с отставанием от Европы, и со значительными особенностями. Тем не менее, сторонники формационного подхода так и не смогли убедительно ответить на важнейшие вопросы: «Почему страна среднего уровня развития оказалась первой при переходе к социализму?», «Почему ни одна из развитых стран Запада не последовала за Россией в социализм?»

Другие историки, отвергая марксизм, применяют к истории России исключительно западные категории. На их взгляд, наша страна, хотя и с отставанием, но шла вперед в русле западной цивилизации. Приход же к власти большевиков в 1917 г. свернул Россию с цивилизационной магистрали. Подобная позиция не учитывает особенности и своеобразие России и не объясняет феномен советского тоталитаризма.

Некоторые исследователи предлагают отнести Россию к странам восточного типа. Они считают, что попытки включить Россию в европейский путь развития (принятие христианства, реформы Петра I), как правило, оканчивались неудачей, а Октябрь 1917 г. превратил страну в обычную восточную деспотию во главе с тираном - партийным вождем. Эта позиция также имеет значительные изъяны. Не учитывается тот факт, что большинство населения России - это славяне, исповедующие христианство, ценности которого лежат в основе западной цивилизации. Кроме этого, следует помнить, что в досоветский период в России прочно утвердились частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, многопартийность, элементы парламентаризма и т.д.

Евразийская концепция справедливо доказывает, что Россия в чистом виде несводима ни к Востоку, ни к Западу. Однако, говорить об евразийской нации вряд ли уместно. Да и тезис о самодостаточности России малоубедителен, поскольку со времен Петра I страна упорно стремилась соединиться с Европой, войти в сообщество европейских держав.

Становление народов (процесс этногенеза)[1] на территории нашего Отечества началось около 900 тыс. лет тому назад, в эпоху нижнего палеолита. Стоянки первобытных людей обнаружены на обширной территории от главного Кавказского хребта до Якутии и Заполярья. Первобытное общество - самая ранняя и продолжительная стадия, через которую прошло все человечество, включая и наших предков.

По последним научным сведениям, выделение человека из животного мира произошло примерно 3 млн. лет назад. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремен­но. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» - человек, «генезис» - происхождение), а также человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» - общество и греч. «генезис» - происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человеко­образных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» - обезьяна, «антропос» - человек) или архантропов (от греч. «ахайос» - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

В период раннего каменного века - палеолита (древний каменный век), примерно 900-700 тыс. лет назад - самого протяженного по времени, человек проник на территорию Восточной Европы.

В результате эволюции и естественного отбора 35-40 тыс. лет назад сформировался homo sapiens - человек разумный.

С появлением первого человека возникает и первая форма человеческого общежития - первобытное стадо. Резкое похолодание около 80 тыс. лет назад заставило человека приспосабливаться к новым условиям, совершенствовать орудия труда, образ жизни. Этот человек научился не только добывать огонь, но и изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться. Появились различные типы первобытного человека, наиболее распространенным из которых был так называемый кроманьонец, отличавшийся чертами европеоидной расы. На территории нашей страны костные останки кроманьонцев обнаружены на Дону (в районе Воронежа).

В эпоху среднего палеолита совместная человеческая деятельность позволила перейти к новой форме человеческого существования - первобытной общине. Появляется более разнообразное оружие. Люди научились строить искусственные жилища. На смену первобытной общине пришла родовая община (матриархат), где решающая роль принадлежала женщине. Она разводила домашний скот, обрабатывала землю, хранила домашний очаг. Счет родства велся по материнской линии. Браки внутри рода были запрещены. Усилилось разделение труда между мужчиной и женщиной. С возникновением родового строя улучшились условия труда, увеличилась продолжительность жизни по сравнению с неандертальцами, жившими в среднем до 30 лет.

12-15 тыс. лет назад климат на территории нашей страны потеплел. Флора и фауна постепенно приобретали современный характер. На смену эпохе палеолита пришел мезолит (средний каменный век) который продолжался до VI-V тыс. до н.э. Продвигаясь на север, люди заселили всю территорию нашей страны до Ледовитого океана. С исчезновением крупных животных, а также изобретением лука, главным способом существования становится охота небольшими группами или в одиночку. Наряду с охотой развивается рыболовство и собирательство.

С VI тыс. до н.э. население нашей страны вступило в последний этап каменного века - неолит (новый каменный век). Люди, жившие в этот период, научились шлифовать, пилить, сверлить, обрабатывать камни, изготовлять из них различные орудия труда. Одновременно было освоено гончарное и текстильное производство - лепка и обжиг глиняной посуды, примитивное прядение и ткачество. Появились новые формы хозяйствования - первобытное земледелие и скотоводство.

Значительные изменения в это время в технике и формах производства иногда называют «неолитической революцией». Самым важным ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему.

Неолит сменился эпохой энеолита, (медно-каменный век), которая продолжалась до конца III тыс. до н.э. Наряду с традиционными материалами (камень, дерево, кость) для изготовления орудий труда человек начал применять медь и бронзу. После изготовления первого каменного орудия это был следующий по значению шаг в истории мировой цивилизации.

На смену матриархату пришел патриархат. Начали распадаться родовые связи, возросла роль малой семьи, появилось имущественное неравенство. Первобытное общество значительно видоизменилось.

Разложение первобытнообщинного строя на территории нашей страны продолжалось несколько тысячелетий. Скудность источников этого периода не дает возможности подробно проследить процесс складывания общности народов, поскольку Евразия представляла сложный конгломерат этносов[2], культур, цивилизаций. На огромной территории Евразии в разные временные периоды проживали многочисленные народы, чьи исторические судьбы так или иначе оказались связаны со становлением и развитием российской государственности. Одни народы Евразии - скифы, сарматы, гунны, готы - со временем растворились в иных этносах, другие изменили ареал своего распространения, смешавшись с другими.

Механическое соединение различных народов и культур впоследствии отчетливо проявилось в специфике истории России как многонационального государства, где переплелись различные типы цивилизаций, духовные традиции и религии. Особенность российского менталитета сыграла значительную роль в процессе исторического развития государства. Тем не менее, само становление народов, процесс этногенеза имели под собой, в первую очередь, экономическую основу, определившую образ жизни и тем самым решительно повлиявшую на культурно-бытовые особенности этноса.

 



ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЕВРАЗИЙСКОЙ ДРЕВНОСТИ

 

Древнейший хозяйственно-культурный тип - общества охотников, собирателей и рыболовов, населявшие Сибирь и самый север Восточной Европы. В результате возникновения оленеводства на основе древнего типа таежных охотников сложился новый хозяйственно-культурный тип охотников-оленеводов. Таежная и тундровая зоны образовали огромный историко-культурный регион.

Другим хозяйственно-культурным типом были племена земледельцев, населявших лесостепную часть Восточной Европы.Уже в IV тыс. до н.э. здесь зародилось земледелие. Примером может служить так называемая трипольская культура Среднего Поднепровья и Приднестровья, между Карпатами и Днепром. В период энеолита жители этого региона имели поселки из сотен домов, умели выращивать ячмень, пшеницу, лен. Одомашнивание животных способствовало развитию скотоводства. Распространенными занятиями были охота и рыболовство. Культ женщины способствовал длительности этапа матриархальной общины. В миропонимании этих народов идея плодородия отождествлялась с женщиной и кормилицей - землей.

К середине I тыс. н.э. земледелие и оседлое скотоводство стало основным занятием племен лесной полосы. В этнолингвистическом отношении население лесостепной и лесной зон Восточной Европы делилось на три группы: славянские, финно-угорские и летто-литовские племена.

К третьему хозяйственно-культурному типу следует отнести народы евроазиатских степей от устья Дуная до Минусинской впадины в бассейне Верхнего Енисея и Забайкалья. Здесь возникла культура кочевников-скотоводов Великой степи. В IХ-VII в.в. до н.э. Северное Причерноморье заселяют скифы, а степи Поволжья, Приуралья, Южной части Сибири - сарматы, в Средней Азии кочуют саки. Родственные по культуре, а возможно, и по происхождению, эти кочевники относились к ирано-язычным племенам.

Высшего уровня развития достигли скифы, среди которых греческий историк Геродот в V в. до н.э. довольно подробно описал скифов - пахарей, проживавших между Днепром и Днестром, на территории современной Украины. Во второй половине I тыс. до н.э. у скифов началось становление государства. Скифское государство с центром сначала в Нижнем Поднепровье, а затем в Крыму просуществовало до III в. н.э. Северное Причерноморье заняли сарматы, пришедшие с Востока и обитавшие в степях от Тобола до Дуная. Античные авторы уже в I в. до н.э. именуют бывшую Скифию Сарматией.

Великое переселение народов, начавшееся IV в. и проходящее через Северное Причерноморье, привело к вытеснению скифов, саков, сарматов. Им на смену пришли племена готов (III в. н.э.), затем гунны (IV-V вв.), авары (V в.).

Образование Тюркского каганата в VI в. дало новый импульс этносоциальным процессам евразийской древности. Территории ирано-язычных народов (скифов, сарматов, саков) оказались под властью тюрков, что повлекло смену языков и культур в евразийских степях.

Тюркский каганат контролировал территорию Центральной Азии, значительную часть Средней Азии, Северный Китай и просуществовал до середины VIII в. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявший название «тюрк». В дальнейшем он раскололся на Восточный (от Сыр-Дарьи до Маньчжурии) и Западный (от Алтая до степей Причерноморья). Преемником Западного стал Хазарский каганат с центром в низовьях Волги. Другим тюркским государством в Восточной Европе стала Волжская Булгария, которую основали ушедшие из Приазовья под натиском хазар болгарские племена. Это государство существовало в Х-ХIV вв. в среднем Поволжье и Прикамье и с начала Х в. стало центром распространения ислама в этом регионе.

Наиболее древние рабовладельческие государственные образования на территории нашей родины возникли в южных историко-культурных регионах - на Кавказе и в земледельческой Средней Азии. В VIII-VI вв. до н.э. территория Армении входила в состав государства Урарту, где преобладало высокоразвитое земледелие. В IV-I вв. до н.э., после распада державы Александра Македонского, шло интенсивное образование государств в Закавказье и Средней Азии: Антропатена (южный Азербайджан), древнегрузинское Иберийское царство (в долине реки Куры). На рубеже II-I вв. до н.э. ведущую роль в Закавказье играла Великая Армения. В I в. до н.э. образуется Кавказская Албания. На протяжении древней истории закавказские государства оказывались в сфере политического и культурного влияния, а также военного соперничества, с одной стороны, Ирана, а с другой стороны, сначала эллинистического, а затем римского и византийского Запада.

В Средней Азии уже в VI тыс. до н.э. возникла раннеземледельческая культура на территории современного Туркменистана (почти синхронно с Северной Месопотамией). В VI в. до н.э. большая часть Средней Азии входила в состав древнеперсидской державы, но после вторжения в Среднюю Азию войск Александра Македонского возрастает влияние эллинистической культуры.

В середине VII в. Закавказье и Средняя Азия оказались под властью Арабского Халифата. С IХ в. влияние Халифата значительно ослабло, что способствовало становлению независимых государств в Закавказье. В Средней Азии последние арабские владения становятся территорией государства Самонидов, повелителей Мавераннахра (араб. название междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи с центрами в Самарканде и Бухаре). В конце Х в. это государство пало под ударами кочевников - тюрков, что повлекло за собой тюркизацию и исламизацию Средней Азии.

В VIII-IХ вв. в степях и полупустынях Средней Азии и Казахстана население было почти полностью тюркоязычным и подразделялось на три группы. В VIII-IХ вв. сложился союз племен, известный под названием печенегов, которые до конца IХ в. кочевали между Аралом и Волгой, а затем заняли Причерноморские степи. После ухода печенегов главенствующее место в Казахстанской степи заняли половцы - кипчаки. Они и дали название «Половецкая степь» (сначала от Урала до Тянь-Шаня, затем причерноморские степи, куда переместились половцы, и восточно-европейская степь).

Третий союз кочевых и полуоседлых племен Приаралья и Прикаспия известен под названием огузы (гузы). Частично они откочевали в Северное Причерноморье, еще до половцев, частично осели в Средней Азии. Одна из племенных орд, во главе которой стоял род Сельджукидов, основала огромное государство, которое во второй половине ХI в. занимало территорию от Аму-Дарьи до Малой Азии, Сирии и Палестины. Сельджуки сыграли важную роль в этногенезе нескольких тюркоязычных народов в Средней Азии: в Туркмении произошла смена языка. В период господства сельджуков завершилась исламизация и тюркизация Азербайджана. В ХI-ХII вв. сельджукские племена в результате завоеваний переселились в Малую Азию. Этносоциальные процессы евразийской древности, отличающиеся большой сложностью, взаимопереплетением цивилизаций, хозяйственно - культурных типов, оказали огромное влияние на российскую историю и становление российской государственности, привнеся в них специфические черты и особенности.

Однако, несмотря на сложность и противоречивость этносоциальных процессов, представляется возможным выделить основные факторы единства народов Евразии:

- во-первых, это фактически одинаковые природные и климатические условия, способствующие формированию сходных культурно-бытовых особенностей этносов;

- во-вторых, географическая среда Евразии, не имеющая непреодолимых естественных преград и границ, облегчала взаимодействие этносов, взаимное влияние их друг на друга;

- в-третьих, экономические, торговые связи народов Евразии на обширной территории;

- в-четвертых, длительное отсутствие единой религии в Евразии и относительная веротерпимость способствовали духовному взаимообогащению культур, традиций, обычаев.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии объективных условий для складывания на территории Евразии единого многонационального государства, коим впоследствии и стала Россия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...