Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восточные славяне в древности.Стр 1 из 67Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ФЕДОРОВ О.А. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Курс лекций Орел-2001 ББК 63.3(2)Рос Ф 333
Рецензенты: Паршиков Николай Александрович - доктор педагогических наук, профессор; Фефелов Сергей Васильевич - доктор исторических наук
Федоров О.А. Ф 333 Отечественная история. Курс лекций. - Орел: ОГИИК, 2001.- 412 с.
В данном курсе лекций представлены наиболее значимые периоды истории нашего Отечества с древнейших времен по настоящее время. На первый план выносится политическая история нашей Родины, которая развертывается на фоне важнейших экономических, социальных и духовных процессов общества. Курс лекций предназначен для студентов гуманитарных вузов, учащихся лицеев, а также для тех, кто любит и изучает историю.
ББК 63.3(2)Рос Ó ОГИИК, 2001 г. СОДЕРЖАНИЕ: Лекция 1 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ СУДЕБ НАРОДОВ РОССИИ................... 7 1. РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 9 2. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ДРЕВНОСТИ........ 13 3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ...................................................... 16
Лекция 2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ. СТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ САМОДЕРЖАВИЯ.............................................. 26 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЕЕ СУДЬБА...................................................................... 27 2. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО 35 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 43
Лекция 3 ЭПОХА «ВЕЛИКИХ РЕФОРМ» 60-70-Х ГОДОВ ХIХ ВЕКА....................... 48 1. НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ........................................ 49 2. РЕФОРМЫ 60-70 ГГ. ХIХ В.: РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ РЕВОЛЮЦИИ «СВЕРХУ» 52 3. КОНТРРЕФОРМЫ 80-90-Х ГГ. ХIХ В.............................................................. 64
Лекция 4 РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВЫ... 69 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. А.И. ГЕРЦЕН И Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ О «РУССКОМ СОЦИАЛИЗМЕ».............................................................................. 70 2. РОССИЙСКОЕ НАРОДНИЧЕСТВО В 60-90-Е ГГ.: ИДЕОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ БОРЬБЫ 72 3. МАРКСИЗМ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХIХ В............................ 81
Лекция 5 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ........................................................................................................ 85 1. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОЙ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ 86 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ 88 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ......................................................................................... 97 Лекция 6 РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ 103 1. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ........... 103 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ПАРТИИ РОССИИ В ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 108 3. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ................................................................. 117
Лекция 7 ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА 126 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 127 2. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ. ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 130 3. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. КРИЗИС «ВЕРХОВ» 136
Лекция 8 НАЧАЛО «ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»: ОТ САМОДЕРЖАВИЯ ДО ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КРУШЕНИЕ ЦАРИЗМА. ДВОЕВЛАСТИЕ 147 1. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СВЕРЖЕНИЕ ЦАРИЗМА 148 2. БОРЬБА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ РОССИИ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИИ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ 1917 Г............................................................................ 154
Лекция 9 ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ПЕТРОГРАДЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ НОВОЙ ВЛАСТИ 162 1. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ В ПЕТРОГРАДЕ. II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ.................................................................................................................... 163 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ НОВОЙ ВЛАСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 168
Лекция 10 «СМУТА» ХХ ВЕКА В ИСТОРИИ РОССИИ.................................................... 183 1. «СМУТА» ИЛИ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА?................................................. 184 2. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ................................. 188 3. ОКОНЧАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ БОЛЬШЕВИКОВ 196
Лекция 11 «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ»: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ 199 1. ИСТОКИ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА............................... 200 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА........ 205 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИКИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА................ 219
Лекция 12 МЕЖВРЕМЕНЬЕ. ВНУТРИПАРТИЙНАЯ БОРЬБА В ВКП(Б): СТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СТАЛИНА............................................................................................................................................ 223 1. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ИТОГИ.................. 224 2. ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНУТРИПАРТИЙНОЙ БОРЬБЫ В ВКП(Б) В 20-Е ГОДЫ 234
Лекция 13 УТВЕРЖДЕНИЕ В СТРАНЕ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ. ПОЛИТИКА «БОЛЬШОГО СКАЧКА» 244 1. ПОВОРОТ 1928 Г.................................................................................................. 245 2. «БОЛЬШОЙ СКАЧОК» - ПОЛИТИКА ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА 246 а) Индустриализация в СССР: цена промышленного рывка....................... 246 б) Сплошная коллективизация в СССР и ее последствия.............................. 251 в) Культурная революция: цели и задачи.......................................................... 255
Лекция 14 УТВЕРЖДЕНИЕ В СТРАНЕ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СТАЛИНИЗМА............................................................................................................ 263 1. СТАЛИНИЗМ КАК ФОРМА ТОТАЛИТАРИЗМА....................................... 263 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СУЩЕС-ТВОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА..................................................................................................................... 267
Лекция 15 НАШЕ ОТЕЧЕСТВО В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ 277 1. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 278 2. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ........................................................ 288
Лекция 16 ЦЕНА ПОБЕДЫ, УРОКИ И ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 298 1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СССР К ВОЙНЕ............................................. 299 2. ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ............................................................................... 303 3. ЦЕНА ПОБЕДЫ, ИТОГИ И УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 310 Лекция 17 ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ 316 1. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 316 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ В 1945-1947 ГГ. 319 3. ПОВОРОТ 1948 Г. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ МАССОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 325
Лекция 18 СМЕРТЬ ВОЖДЯ: НАЧАЛО ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА 329 1. СМЕРТЬ СТАЛИНА И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВЕ 330 2. ХХ СЪЕЗД КПСС О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ. 335 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Н.С. ХРУЩЕВА 341
Лекция 19 РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ И ИХ СУДЬБА.......................................................... 354 1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА СЕРЕДИНЫ 60-Х ГОДОВ: ЗАМЫСЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ 355 2. НАРАСТАНИЕ ЗАСТОЙНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СССР В 70-Е ГОДЫ......... 361
Лекция 20 ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ........................................... 371 1. КУРС НА УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР - ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ...................................... 372 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 80-Х ГОДОВ. НАЧАЛО ДЕМОНТАЖА ТОТАЛИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРУКТУР.............................................................................. 376
Лекция 21 ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ........................................................................................ 384 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1991-1993 ГГ. 386 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1993-1997 ГГ. 394 3. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ........................................................ 401
Литература ................................................................................................................... 405 ПРИМЕЧАНИЯ................................................................................................................. 409 Лекция 1 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩНОСТИ СУДЕБ НАРОДОВ РОССИИ
Цель лекции: показать роль и место России в мировой истории, этносоциальные процессы евразийской древности, факторы единства народов Евразии, историко-культурные регионы, общественный строй, быт и верования восточных славян.
Вопросы: Роль и место России в мировом историческом процессе. Этносоциальные процессы евразийской древности. Факторы единства народов Евразии. Восточные славяне в древности.
Термин «история» достаточно многозначен. В прямом переводе с греческого история - рассказ о прошедшем, об узнанном. В настоящее время этот термин употребляется в трех основных значениях: 1. Процесс развития природы и общества. 2. Комплекс общественных наук, изучающих развитие человечества. В этом отношении выделяют всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран; историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Выделяют также отрасли исторической науки: экономическую, военную историю, историческую географию, историографию и т.д. Органическими частями истории как комплекса наук являются специальные исторические науки - археология, этнография и т.п. История различных сторон культуры, науки и техники изучается специальными историческими разделами соответствующих наук, например, история математики, история искусств и т.д. 3. Наука, изучающая прошлое и настоящее развитие человечества в его конкретности и многообразии с целью выявления закономерностей исторического развития. В ХХ в. история пошла своеобразным путем. Эпохи, которые раньше казались последовательными ступенями исторического прогресса, превратились в рядоположенные социокультурные и исторические реальности, каждая из которых имеет свой вектор развития и которые все вместе образуют то, что называется процессом всемирной истории. Многие десятилетия в советской исторической науке господствовал формационный подход, предполагавший деление общества на ряд стадий - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Этот подход, основанный на марксистско-ленинской концепции, превращал историю в важнейший инструмент политики правящей партии. В западной исторической науке широко применялся цивилизационный подход, главными критериями которого являлись общность черт политической, материальной, духовной культуры, общественного сознания, сходные пути развития. При этом учитывались различия, порожденные географической средой обитания, климатом, исторические особенности. Таким образом цивилизация рассматривается как сообщество людей, находящееся на определенной ступени развития и объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. На сегодняшний день выделяются три типа цивилизаций. К первому относятся народы вне исторического времени. Этот тип присущ первобытному обществу. Его сущность в неизменности, гармонии и балансе с природой. При графическом изображении это замкнутый круг. Любое отклонение, нарушение равновесия между человеком и природой ведет к гибели данного типа цивилизации. Осколки его сохранились до сих пор в Австралии, Африке, Южной Америке. Второй тип цивилизации, для которого характерна цикличность развития, принято называть восточным. Его главные черты: переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных традиций, приоритетность духовности, сохранение замкнутых общин кастового характера, не связанных друг с другом, но опирающихся на сильную централизованную власть. В обществе восточного типа отсутствуют ярко выраженные классовые различия, развитая частная собственность. Основной тип государства - деспотия. Третий тип цивилизации - западный. В его основе - идея непрерывного поступательного развития. Этот тип присущ большинству европейских государств, где роль господствующей идеологии выполняет христианство. Для данного типа цивилизации характерны развитая частная собственность, рыночные отношения, политическая система с активно действующими политическими партиями, рационализм. Что касается истории России, то в последнее время для объяснения закономерностей ее исторического развития все чаще используется евразийская концепция, с точки зрения которой главным фактором истории является связь культуры и жизни народа с географической средой. По мнению сторонников этой концепции, в России сошлись Запад и Восток и образовался особый мир. Отсюда идея самобытности и неповторимости России, абсолютизация роли церкви в духовной жизни, а государства - в общественной.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |