Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы и  механизмы и развития коммуникативных навыков




Подростков

Дети подросткового возраста общаются преимущественно со сверстниками своего пола. Однако становясь старше, подростки проявляют все больший интерес к противоположному полу. В связи с протекающим в этот период половым развитием особое место занимают вопросы сексуального характера. Со временем общение между мальчиками и девочками становится интенсивнее. Нередко подросток стесняется общаться, что может быть замаскировано под мнимую развязность [5].

Общение с друзьями все больше выходит за пределы школьных тем, охватывая общие интересы, совместные занятия, становясь отдельной и крайне важной сферой жизни. Психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три варианта общения в подростковом коллективе:

1. Интимно-личностное. Происходит на основе личной симпатии, в форме участия одного подростка в проблемах своего собеседника и наоборот. Такой вариант коммуникации возможен только в случае общих ценностей и понимания партнерами по общению друг друга. Именно к такому варианту относятся дружба и любовь.

2. Стихийно-групповое. Случайное общение по принципу «я-они», которое характерно для различных неформальных объединений и подростковых групп. Отличительной чертой такого общения является высокий уровень тревожности и агрессии.

3. Социально-ориентированное. В этом случае подростки контактируют в ходе какой-то общественно важной деятельности. Этот вариант коммуникаций способствует реализации общественных потребностей подростков.

Так как в любом коллективе подростков присутствуют самые разные дети, интересы, характеры и воспитание которых могут существенно отличаться, проблемы в подростковом возрасте не редкость [4].

Наиболее серьезной проблемой является травля, которая сегодня также обозначается как буллинг. Это не что иное, как целенаправленные агрессивные действия других детей против кого-то из изгоев. В основном это действия психологического характера, то есть клички, обидные прозвища, угрозы. Однако в самых тяжелых случаях подросток может подвергаться и физическому насилию. Такие жертвы не обладают устойчивой самооценкой, слабы физически и не могут поделиться ни с кем теми проблемами, что происходят с ними. Именно поэтому они наиболее сильно страдают от травли.

В детских коллективах жестокость может быть сильнее, чем во взрослых, поэтому негатив часто обрушивается на подростка, который отличается от других по любому признаку. Национальная принадлежность, заметное отличие от стандартных норм (лишний вес/сильная худоба, разный цвет глаз, прыщи в подростковом возрасте и т.д.) могут являться причиной проблем в коллективе [3].

Еще одна возможная проблема заключается в том, что в подростковом коллективе существенную значимость имеют определенные материальные ценности: смартфоны, брендовая одежда, размер карманных денег. Часто по этому признаку происходит расслоение ученического коллектива подростков на «золотую молодежь», средний класс и, так называемых, бедных.

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности.

Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния социального педагога на развитие и формирование коммуникативных навыков у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности развития коммуникации в различные возрастные периоды, слабо изученным, но значимым остается вопрос о конкретной социально-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у подростков.

Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена не достаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков [8].

Согласно взглядам отечественных психологов(Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина [16] , общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития подростка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева [16]. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения).

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского [16] который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения [9].

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию .

По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";

– умения оказывать сочувствие, поддержку;

– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Развитие коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д. [6].

Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков. Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков [19].

Технология социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в деятельности трех составляющих:

– диагностику индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая);

– обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая);

– работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально-педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения (посредническая составляющая).

Таким образом становится ясно, что необходимо учитывать этапы и механизмы развития подростков, для того что у него положительно развивались коммуникативные навыки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...