Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В процессе написания курсовой работы было проанализированы авторские методики следующих авторов – Нестеровой Ж.Р., Мочаловой С.А., Журиковой Т.Л., Коротеевой Е.И., содержащие наиболее интересные и важные с моей точки зрения методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ. Методические рекомендации Нестеровой Ж.Р. [38] основываются на личностно-ориентированном и средо-ориентированном подходах. По мнению автора, именно личностная направленность образовательного процесса - включение ребенка в ситуацию, где он может проявить в художественной работе собственное индивидуальное восприятие окружающего мира – наиболее важное звено образовательного процесса. Подчеркивается и необходимость постепенного смещения акцентов с активного педагогического воздействия на личность ребенка в область «развивающей среды» - самообучения и саморазвития. Для получения хороших результатов творческого развития школьников, по мнению Нестеровой Ж.Р. необходимы: установка на творчество, внутрипредметные и межпредметные связи, упражнения, использование наглядности, использование элементов игры, использование способов и приёмов работы, оценка. Определена последовательность усвоения знаний и умений в работе красками: подготовительный уровень – объяснение нового материала во взаимосвязи с предыдущим; текущий уровень – сопутствующий практической работе; итоговый уровень – завершающийся закреплением. Даны следующие рекомендации: эффективность урока зависит от активности педагога, его умения правильно поставить творческую задачу и методически верно помочь детям в ее решении; вовремя оказанная помощь вселяет уверенность в творческих силах и вызывает желание довести работу до конца; эмоциональные акценты, эстетическая среда и позитивный настрой создают благоприятные условия для результативной творческой работы; объективная справедливая оценка стимулирует творческую активность [38]. В методике Мочаловой С. А. наибольший интерес представляют следующие подходы к организации педагогического процесса [36]. Создание ситуации успеха - педагог дополнительного образования ставит задачу так, чтобы каждый учащийся смог с ней справиться, независимо от того, на каком уровне подготовки он находится (личностно-ориентированный подход). Например, при выполнении натюрморта детям предлагаются разные варианты изображения, разнообразные возможности в трактовке образов. Ребенок сам выбирает степень детализации изображения и уровень сложности, соответствующий его замыслу и уровню развития способностей. Результат - растет уверенность в собственные силы и способности, интерес к изобразительной деятельности. Исследователь предлагает сочетать индивидуальные и коллективные виды работы. Это расширяет рамки творчества, активизирует творческую деятельность. Метод создания ситуации творческого поиска вызывает сильный познавательный интерес. Основной принцип подбора заданий - стимулирование творческой инициативы, дающей возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в трактовке темы. Например, в красочных монотипиях увидеть различные образы (один отпечаток - множество решений), дорисовывая которые (красками), дети получают неповторимые, оригинальные композиции. Метод стимулирования занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Например, создание ситуации занимательности через сообщение интересных фактов из истории предметов или явлений, которые будут изображены. Занимательность может быть построена через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов. В процесс обучения изобразительной деятельности необходимо включать рисование с натуры. Систематические упражнения по наблюдению с натуры приводят к тому, что дети начинают замечать тончайшие изменения в природе, видеть едва заметные оттенки цвета и цветового тона. «Эстетическое наслаждение от созерцания окружающего мира – психологическая первооснова всякого художественного творчества» [32, c. 33]. Знакомство с творчеством художников – одна из форм работы в структуре методической системы. Формировать способности воспринимать художественное произведение необходимо начинать с развития внимания, наблюдательности, чуткости к художественному образу. Эти качества развиваются специальными заданиями, которые настраивают детей на рассматривание картины, пробуждают творческий подход к интерпретации увиденного. Например, в качестве первого опыта детям предлагается выбрать картину, созвучную с их настроением. При всей простоте этого задания ребятам приходится проделывать огромную умственную и духовную работу, которая происходит благодаря нестандартной установке на восприятие (рассмотрите и оцените картину с точки зрения настроения, соотнесите ее со своим состоянием). Ученики приводят простые аргументы в пользу выбранного решения, но они показывают очень тонкое чувство живописи при соответствующей установке на восприятие. Интеграция различных видов искусства, объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в изобразительной деятельности, музыке, литературе. Задание «Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке» - пример такой интеграции. Во время прослушивания музыкального произведения Л. Бетховена «Весело – грустно» дети старались увидеть в музыкальном произведении какие-то жизненные явления, почувствовать смену настроений и подумать, как это можно изобразить в рисунке. При выполнении задания отмечалась активность, увлеченность, эмоциональность детей. [36]. В своей методике развития колористических способностей учащихся на занятиях по живописи Журикова Т.Л. [21] исходит из того, что для формирование личности художника-колориста необходимы специальные знания, умения и навыки в колористической деятельности, при помощи которых создается художественный цветовой образ. Для овладения этими знаниями, умениями и навыками в достаточном объеме надо развивать органы чувств, цветовое зрение и те познавательные психические процессы, которые формируются на их основе. Методика развития колористических способностей Журиковой Т.Л. включает систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное изучение и проработку колористических понятий. В основе методики концепция «творческости» [56], которая предполагает развитие творческого потенциала через эмоциональное содержание. Работа с цветом развивает колористические способности, даёт огромную возможность для накопления опыта эмоциональных переживаний, для практического выражения эмоциональных состояний через художественный цветовой образ. «Система заданий и упражнений для учащихся основана на постепенном усложнении колористических задач и включает поэтапное усвоение следующих колористических понятий: цветового спектра, основных, составных, теплых, холодных, хроматических, ахроматических цветов, основных характеристик цвета, цветовой гаммы и ее видов, контраста и видов, декоративности, цветовой гармонии и ее видов, видов освещения, колорита и его видов, психологии и символики цвета. Изучение теоретических понятий и их практическая проработка позволяет учащимся приобрести навыки практического применения цвета как средства выражения, воплощения своего видения, создания художественного образа на основе ассоциаций. На начальном репродуктивноориентирующем этапе учащиеся осваивают теоретические сведения о понятии, определяют границы цветов и воспроизводят их в цветовой шкале. Следующий этап овладения-отработки помогает реализовать освоенное понятие в формальной или ассоциативной композиции. На заключительном творческопреобразующем этапе учащиеся создают художественный цветовой образ в предметной композиции» [21]. Эти этапы пронизывают три аспекта художественного обучения и развития: когнитивный (развитие познавательных способностей); аффективный (развитие чувственно-эмоциональных способностей); деятельностно-творческий (развитие изобразительных и выразительных способностей владения цветом). Когнитивный компонент - способности ощущения и восприятия цвета, способности цветовой памяти и представления цвета, способности колористического мышления, воображения цвета. Аффективный компонент - эмоциональная реакция на цвет, переживание цвета, чувство цвета. Деятельностно-творческий компонент - изобразительные умения и навыки работы с цветом, владение способами и приемами цветовоспроизведения, умения и навыки выражения мысли, чувства, состояния цветом. Каждое выполненное задание завершается просмотром работы. Учащиеся анализируют результат, соотносят его с поставленными задачами, сравнивают, оценивают, обобщают, дают названия по ассоциации цветовым оттенкам и формальной композиции. На основе методики развития колористических способностей учащихся исследователем разработана образовательная программа «Основы изобразительного искусства» по предмету «Живопись», основанная на принципах целостности (единство обучения, развития, воспитания); системности (объединение общей целью, направлением и наличием взаимосвязи отдельных тем урока); гуманизации (личностно-ориентированный подход, учёт возрастных и индивидуальных особенностей); деятельностного подхода (любые знания приобретаются учащимися но время активной творческой деятельности); интеграции (совмещение различных видов деятельности); наглядности (соответствие наглядного материала тематике заданий); научности (научная основа теоретического материала); единство теории и практики (освоение теоретических положений в процессе практических занятий — самостоятельной работы по заданиям); целостного развития (гармоничное развитие личности); доступности изложения учебного материала; систематичности и последовательности (непрерывность и поэтапность в обучении, переход от простых заданий к сложным): результативности (определение наличия качества результатов деятельности). Диагностика эффективности работы по программе осуществляется в три этапа: 1) первичное диагностирование — задание-тест; 2) работа по программе (практические задания); 3) контрольная диагностика (выполнение контрольной работы по живописи и дипломной работы, анкета) [21]. Методика Коротеевой Е.И. [28] представляется наиболее интересной с точки зрения подачи материала, оригинальности и разнообразия творческих заданий, упражнений (Приложение А), которые можно использовать на начальном этапе обучения живописи. Сам педагогический процесс, обозначенный в методике, начинается с просмотра произведений живописи и/или учебно-наглядных пособий и природных форм по теме занятия, а также их обсуждения. Затем учитель демонстрирует учащимся способы получения цветов и оттенков. Наблюдая за творческой деятельностью детей, учитель может заметить, что отдельные школьники испытывают затруднения с выполнением заданий. В этом случае педагогу следует предложить детям другой способ работы. По мнению автора, развивая творческие способностей школьников средствами живописи, эффективно идти в следующих направлениях: развитие восприятия художественных произведений живописи и объектов окружающей действительности с выявлением образного начала в них; освоение языка художественной выразительности живописи; создание ассоциативно-образных композиций средствами живописи; художественно-образное восприятие языка живописи. Таким образом, развивать способности школьников к художественнотворческой деятельности средствами живописи целесообразно в следующих направлениях: организация художественной деятельности, в которой происходит постоянное обращение к произведениям живописи; практическое освоение языка художественной выразительности живописи; развитие ассоциативно-образного восприятия и освоения цвета. Язык художественной выразительности живописи, осваиваемый младшими школьниками через постижение его образного строя, способствует осознанному использованию в творческой деятельности и служит инструментом для самовыражения, формирования и проявления эстетического отношения детей к окружающему миру. Анализ авторских методик позволил определиться с подходами к организации педагогического процесса и предложить свои варианты упражнений. Объектом исследования при написании курсовой работы стал процесс обучения живописи натюрморта в детской художественной школе, в процессе которого были рассмотрены этюды натюрморта как средство формирования живописных умений у учащихся первого класса детской художественной школы. Формирование живописных умений у учащихся первого класса детской художественной школы при изображении натюрморта будет осуществляться более эффективно, если: - учитывать возрастные психологические особенность учащихся первого класса детской художественной школы в процессе обучения живописи натюрморта, - выявлять специфические составляющие профессиональных умений (композиционная грамотность, целостное восприятие, колористическое видение), - рассматривать методические особенности обучения живописи натюрморта в детской художественной школе. Натюрморт является особенно ценным объектом для познания основ изобразительной живописной грамоты, законов цветовой гармонии для начинающего художника. В учебной работе, выполненной в данном жанре, осваивается композиционная грамотность, колористическое видение, целостное восприятие формы и цвета. Учебный натюрморт способствует более легкому и быстрому усвоению основных закономерностей живописной грамоты (перспективного и конструктивного построения, светотеневой и цветовой лепки формы, передачи материальности и пространственного удаления предметов изображения, тоновой и цветовой целостности, единства и гармонии изображения). В учебном натюрморте необходимо согласовать предмет по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Формирование композиционных способностей у учащихся 1-2-ых класса детской художественной школы должно производиться в процессе обучения последовательно, по принципу движения от простого к сложному, и может осуществляться в системе четырёх основных этапов: - дифференцированное освоение элементарных основ создания композиционного изображения; - освоение взаимодействия композиционных закономерностей и средств создания изображения; - освоение закономерностей и средств в системе передачи эмоционально- эстетических особенностей композиционного изображения; - освоение композиционных закономерностей и средств создания целостного художественного образа в изображении. Весь курс дисциплины «Живопись» состоит из заданий с постепенным усложнением задач. Программа предусматривает использование акварели и гуаши. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения. Кратковременные учебные задания представлены следующими упражнениями: Упражнение 1. Выполнение таблицы в технике заливка. Изучение палитры акварельных цветов: теплые и холодные оттенки в расчерченных квадратах 4х4 см. (Рисунок Д.1). Упражнение 2. Выполнение таблицы в технике заливка. Изучение палитры акварельных цветов: светлые и темные глухие оттенки в расчерченных квадратах 4х4 см. (Рисунок Д.2). Упражнение 3. «Растяжка» одной краски. Выполнение «растяжки» одной акварельной краски от светлого к темному на расчерченных квадратах размером 4х4 см (Рисунок Д.3). Упражнение 4. Кратковременные этюды бытового предмета, на холодном и тёплом фоне. Кратковременные этюды бытового предмета на холодном и тёплом (гармоничном) фонах (две работы), освещение искусственное (Рисунок Д.4). Обобщение и решение больших цвето – тоновых отношений. Моделировка цветом объёма предметов и наблюдение локального цвета предмета в условиях различной среды (техника a la prima, по сырому). Упражнение 5. Выполнение натюрморта в технике «гризайль». Выполнение упражнения в технике гризейль. Изучение законов светотеневых градаций (Рисунок Д.5). Планы-конспекты уроков по живописи План-конспект урока №1. Тема: Этюд осеннего листа. Цель: Выполнение этюдов осенних листьев в технике а-ля прима. Задачи: Обучающие: - знакомство с конструктивным строением листьев; - научиться приемам компоновки в листе; - знакомство с техникой а-ля прима, применение ее на практике. - изучение законов цветоведения, характеристики и свойства цвета, понятие локальный цвет и нахождение нужных оттенков путем смешивания красок; Развивающие: - развить чувство пропорций, композиции, цвета, практические умения и навыки работы в технике а-ля прима; Воспитывающие: - воспитать чувство формы и гармонии, внимание и наблюдательность. План урока. Орг. момент, 10 мин. Объяснение нового материала, 15 мин. Выполнение задания, 1 ч. 40 мин. Уборка рабочего места, 10 мин. Ход урока. - Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место. - Материалы: бумага формата А4, скотч малярный, простой карандаш, резинка, художественные акварельные краски "Ленинградские", кисти круглые колонок №6,8,10, палитра, банка для воды, тряпочка. - Приветствие. Отметить отсутствующих, раздать бумагу и раздаточный материал в виде засушенного осеннего листа, наклеенного на белый фон. Проверить готовность к уроку. - Объявить тему урока. Тема: выполнение этюдов листьев в технике а-ля прима. Преподаватель садиться за мольберт и показывает порядок ведения работы: 1. Прежде чем приступить к рисованию выберем формат вертикальный или горизонтальный. Познакомимся с общими особенностями строения листа. Прежде всего, нужно выяснить, на какую геометрическую форму похож тот лист, который мы собираемся рисовать. Например, лист клена напоминает пятиугольник или пятиконечную звезду, лист рябины – вытянутый овал и т.д. У каждого листика есть центральная прожилка, которая является осью симметрии. Можно сравнить с деревьями: говорят, что лист – это дерево в миниатюре. Поэтому, центральная жилка – это ствол, а расходящиеся от нее прожилки – ветки дерева. Прожилки на листьях очень похожи в своем расположении на линейный рисунок веток дерева. Когда мы рисуем прожилки на листике, обязательно обращаем внимание на последовательность их расположения. 2. Приступаем к заполнению или компоновке осеннего листа. Нанесем очертания геометрической фигуры, напоминающей форму выбранного листа. Его размер не должен превышать натуральную величину, выходить за пределы листа или быть очень маленькими. Далее намечаем направление центральной жилки, затем направления прожилок, завершая построение внешним силуэтом – контуром листа. Выполняем рисунок остро отточенным карандашом ТМ. Исправления резинкой должны быть минимальными. 3. После конструктивного построения приступаем к этюду листьев. На палитре найдем нужный основной цвет листа. Это локальный цвет. Характер листьев подскажет и метод технического исполнения. Обратите внимание на особенности листьев, как и под каким углом идут у него прожилки центральные и боковые. Начинаем работу со светлых тонов, в которые добавляются более темные. 4. Листик не просто заливаем цветом, а подчеркиваем движением мазка промежутки между прожилками, точнее, найти угол прикрепления тонких прожилок к основной. Если в листике есть переход из цвета в цвет, например, из зеленого в желтый, то, не дожидаясь, пока высохнет зеленый, рядом вписывайте желтый цвет, чтобы они слились мягко, по сырому. Чтобы края не получились резкими, можно выбрать лишний тон кистью или смягчить край влажной кистью. Этюд позволяет ознакомиться с различными техническими приемами: растяжкой цвета от светлого к темному, и наоборот, мягкий переход от одного цвета к другому, приемы работы по сырому, перекрытие одного слоя другим – лессировкой. 5. На заключительном этапе прорисовываются прожилки листьев, осторожно, тонкой кистью. Следите за тем, чтобы на кисти не было много воды, т.к. лишняя влага образует потеки, ненужные пятна, работа будет испорчена. В то же время кисть не должна быть сухой. Стараться накладывать мазки не кончиком, а плоскостью – боком кисти по «движению» листьев. Не следует мазать по одному месту несколько раз – получится грязь. Итоговый анализ работ учащихся. В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.
План-конспект урока №2. Тема: Этюд натюрморта в технике гризайль. Цель: Выполнение этюдов натюрморта из предметов быта в технике гризайль. Задачи: Обучающие: - знакомство с конструктивным строением предметов быта - научиться приемам компоновки в листе; - знакомство с техникой гризайль применение ее на практике. - изучение законов светотеневых градации. Развивающие: - развивать чувство пропорций, композиции, цвета, практические умения и навыки работы в технике гризайль; - развивать глазомер. Воспитывающие: - воспитать чувство формы и гармонии, внимание и наблюдательность. План урока. Орг. момент, 10 мин. Объяснение нового материала, 15 мин. Выполнение задания, 4 ч. 40 мин. Уборка рабочего места, 10 мин. - Ход урока. - Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место. - Материалы: бумага формата А3, скотч малярный, простой карандаш, резинка, художественные акварельные краски "Ленинградские", кисти круглые колонок №6,8,10, палитра, банка для воды, тряпочка. - Приветствие. Отметить отсутствующих, раздать бумагу и познакомить с натюрмортом, состоящим из вазы и яблока на светлом фоне. Проверить готовность к уроку. - Объявить тему урока. Тема: выполнение этюдов натюрморта из бытовых предметов в технике гризайль. Преподаватель садиться за мольберт и показывает порядок ведения работы: 1. Прежде чем приступить к рисованию, мы должны выбрать формат горизонтальный или вертикальный. Познакомиться с общими особенностями строения. Прежде всего, нужно выяснить, какую геометрическую форму имеют кувшин и яблоко которые мы собираемся рисовать. В данном случае яблоко у нас похоже на круг. Кувшин состоит из конусообразного горлышка, средней части яйцевидной формы и цилиндрического основания. Он представляет собой тело вращения, и поэтому в местах перехода форм четко видны окружности (с центрами на оси), которые нужно построить на рисунке. Точность определения пропорций предмета зависит от глазомера рисующего. Глазомер развивается постепенно, благодаря систематическому рисованию с натуры. В этом случае используется общий прием определения пропорций путем глазомерного сравнения величин. За единицу измерения можно взять один из предметов, входящих в группу. Рассмотрим основные пропорции кувшина Высота его в 2 раза больше ширины. Если сравнить соотношение отдельных частей кувшина по высоте, то высота горлышка составит 1/3 часть высоты кувшина. Ширина узкой части горлышка несколько меньше 1/2 ширины верхнего края кувшина. 2. Приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги. Разделим лист вертикально пополам и выполним рисунок предметов постановки, остро отточенным карандашом ТМ. Выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контур формы и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги. 3. На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым светлым тоном, не трогая сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть. 4. Разводим акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получаются, разбавляя цвета водой или добавляя в них краску. Покрываем рисунок тоном, соответствующему цвету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения., даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее. 5. На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой. Итоговый анализ детских работ. В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение. В ходе анализа детям задаются вопросы.
План-конспект урока №3. Тема: Осенний натюрморт. Цель: Выполнение осеннего натюрморта в смешанной технике. Задачи: Обучающие: - закрепить понятие натюрморт; - закрепление приемов компоновки в листе и знаний по основам композиции; - повторение смешанных техник (а-ля прима, по-сырому и лессировка), применение их на практике. - повторение законов цветоведения, характеристики и свойства цвета, оттенки теплой гаммы. Развивающие: - развивать чувство пропорций, композиции, цвета, практические умения и навыки работы в смешанной технике. Воспитывающие: - воспитать чувство формы и гармонии, внимание и наблюдательность. План урока. Орг. момент, 10 мин. Объяснение нового материала, 15 мин. Выполнение задания, 7 ч. 40 мин. Уборка рабочего места, 10 мин. Ход урока. - Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место. - Материалы: бумага формата А3, скотч малярный, простой карандаш, резинка, художественные акварельные краски "Ленинградские", кисти круглые колонок №6,8,10, палитра, банка для воды, тряпочка. - Приветствие. Отметить отсутствующих, раздать бумагу и познакомить с натюрмортом, состоящим из вазы и яблок на светлом фоне. Проверить готовность к уроку. Объявить тему урока. - Тема: выполнение осеннего натюрморта в смешанной технике. 1. Преподаватель садиться за мольберт и показывает порядок ведения работы. Выбираем формат. Начинаем компоновку букета на листе. Намечаем его силуэт, выявляем пропорции. Выполняем рисунок остро отточенным карандашом ТМ. Строим форму в соответствии с законами линейной перспективы. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка следует минимально, так как она повреждает поверхность бумаги. 2. На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым светлым тоном, добавляем более темные тона не трогая сильно освещенные места - блики.. После этого краска должна высохнуть. 3. На следующей стадии работы определяем и прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой. Основной задачей учащихся является передача многообразия теплых оттенком цвета в осеннем натюрморте. Итоговый анализ детских работ. В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение. В ходе анализа детям задаются вопросы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное в процессе написания курсовой работы исследование позволяет сделать следующие выводы. Живопись как вид изобразительного искусства является одним из средств познания окружающего мира. Эмоциональная выразительность языка живописи находит адекватный отклик в возрастных особенностях младших школьников и успешно постигается ими через игровые формы. Развивать способности младших школьников к художественнотворческой деятельности средствами живописи целесообразно в следующих направлениях: организация художественной деятельности, в которой происходит постоянное обращение к произведениям живописи; практическое освоение языка художественной выразительности живописи; развитие ассоциативно-образного восприятия и освоения цвета. Язык художественной выразительности живописи, осваиваемый младшими школьниками через постижение его образного строя, способствует осознанному использованию в творческой деятельности и служит инструментом для самовыражения, формирования и проявления эстетического отношения детей к окружающему миру. Приобщение младших школьников к выразительным средствам живописи обогащает речь детей, в которой появляются метафоры, сравнения, образы. Изучение школьниками особенностей эмоционального изменения цвета в живописи способствует развитию внимания учащихся к своему внутреннему миру, выражению чувств, настроений средствами живописи, а также развивает цветочувствительность детей. Создание школьниками живописных художественных образов обусловливает обогащение психических качеств детей: мышления, восприятия, воображения, памяти, психомоторных функций руки, которые, являясь взаимозависимыми процессами, трансформируются в художественное мышление, художественное восприятие, художественное воображение, художественную память, художественные функции руки, представляя собой способности к данному виду деятельности. Обращение школьников к цветовой основе живописи оказывает терапевтическое влияние на регулирование психического состояния детей, по необходимости успокаивая их, активизируя или поддерживая эмоциональное состояние. Успех школьников в живописи является причиной обретения детьми свободы и уверенности в обращении с цветом, стремления к изобретению новых живописных техник. Успех развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности во многом зависит от профессиональных качеств учителя, его культуры и артистизма, умения создать творчески захватывающую атмосферу, степени увлеченности живописью и искусством в целом. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абрамов, Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамов. – М., 2001. 2. Алексеева, В. В. Изобразительное искусство и школа. / В. В. Алексеева. – М.: Сов. художник, 1969. 3. Алексеева, И. В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Алексеева. – М., 2005. 4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. / В. И. Андреев. – Казань, 1996. 5. Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Записи бесед. Суждения современников / Сост. Е.Б. Георгиевская. – М.: Искусство, 1993. 6. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. / А. В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1922. 7. Барышева, Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов Ю. А. – СПб.: СПГУТД, 2006. 268 с. 8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. 319 с. 9. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. – Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. / Н. М. Борытко. – Волгоград, 2001. 180 с. 10. Бурая, Л. В. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства. – Автореферат кандидатской диссертации. / Л. В. Бурая. – Белгород, 2002. 11. Василенко, П. Г. Авторская методика развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №10. 12. Василенко, П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №8. – С. 148-151. 13. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г. И. Вергелес. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. №100. 14. Вергелес, Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования /Г. И. Вергелес // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 15. Волков, Н. Н. Цвет в живописи. / Н. Н. Волков. – М.: Искусство, 1984. – 320 с. 16. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1983. т. 1. 17. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выгодский. – СПб.: Союз, 1997. 96 с. 18. Горбунова, Г.А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью – как средство развития творческого потенциала дошкольника / Г. А. Горбунова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук , 2011. – Выпуск № 2-1, том 13 19. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. / В. Н. Дружинин. – М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН, 2001. 20. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей. / В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. 224 с. 21. Журикова, Т.Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе: дис. … канд. пед. наук [Текст] / Т.Л. Журикова. – Омск: ОПГУ, 2014. – 235с. 22. Журикова, Т. Л. Психологические особенности развития колористических способностей учащихся. / Т.Л. Журикова. // Известия Алтайского государственного университета, 2010. – №2 23. Захараш, Т. Б. Единство индивидуального и коллективного опыта в развитии личности как общепедагогический принцип. // Т. Б. Захараш. – Ростов-на-Дону, 2003. 317 с. 24. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. / Е. И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 1961. 25. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. / Т. Г. Казакова. – М., ВЛАДОС, 2006. 255с. 26. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. / Т. С. Комарова. – М., Мозаика-Синтез, 2005. 120 с. 27. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство 1-4: Учебно-наглядное пособие. / Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2003. 28. Коротеева, Е. И. Искусство живописи в развитии творческих способностей детей / Е. И. Коротеева. // Вестник удмуртского университета. 2007. № 12. С.87-108 29. Кузин, В. С. Психология. / В. С. Кузин. – М.: Агар, 1999. – 304 с. 30. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н. С. Лейтес. – М.; Воронеж, 1997. 31. Медведев, Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества / Л. Г. Медведев, Н. В. Чекалева. // Омский научный вестник, 2012. №2(106). 32. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребенке. / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М., Просвещение, 2008. 33. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. / Е. Л. Мельникова. – М., 2002. 34. Милованова, К.В. Педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках технологии / К. В. Милованова. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35. 35. Михайлова, О. С. Педагогические условия творческой самореализации учащихся 5-7-х классов на уроках изобразительного искусства / О. С. Михайлова. // Известия РГГУ им. А.И. Герцена. 2008. № 82-2. 36. Мочалова, С. А., Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству. / С. А. Мочалова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. № 94. 37. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. / Б. М. Неменский. – М., Просвещение, 2007. 38. Нестерова, Ж. Р. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности средствами живописи с учетом федеральных государственных требований. / Ж. Р. Нестерова.// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. Том 21. 39. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1972. 40. Пономарев, Я. А. Психология творчества. / Я. А. Пономарев – М.: Наука, 1976. 302 с. 41. Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе». 42. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001). 43. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. 44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. 45. Рылова, Л. Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. / Л. Б. Рылова. – М., 1984. 46. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Учебное пособие. / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992. 310 с. 47. Теплов, Б. М. Особенности и одаренность / Б. М. Теплов. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. 48. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. / Б. М. Теплов. – М., 1961. 536 с. 49. Титов, А. А. Активизация творческой деятельности подростков на уроках тематического рисования / А. А. Титов. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012. № 1 (45) 50. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. – СПб., 2008. 296 с. 51. Ушинский, К. Д. Воскресные школы / К. Д. Ушинский. // Собр. соч. – М.; Л., 1948. – Т. 2. 52. Флерина, Е. А. Детский рисунок. / Е. А. Флерина. – М.: Новая Москва, 1924. 53. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. 160 с. 54. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека. / В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004. 55. Якобсон, П. М. Психология и художественное восприятие / П. М. Якобсон. // Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлах. – Л.: Наука, 1971. 56. Яковлев, Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – М., 2006. 57. Ярмоленко, А. В. Об ошибках в определении способностей / А. В. Ярмоленко. // Склонности и способности: Сб. статей. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1952. 58. Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств / Л. В. Ясинских// Педагогическое образование в России, 2014. №2. 232-236 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Коротеевой Е.И. Творческие задания для детей 1-2-го классов ДХШ, предлагаемые авторской методикой и показавшиеся наиболее важными и интересными для развития творческих способностей на уроках живописи:
Наиболее интересные, используемые на уроках изобразительного искусства методики, обращенные к ассоциативно-образному восприятию цвета:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тематический план по живописи на 1 четверть 2016-2017 гг. для 1-го классов учащихся ДХШ Класс 1 Предмет: живопись Преподаватель: Елисеева П.В.
Тематический план по живописи на 2 четверть 2016-2017 гг.
Тематический план по живописи на 3 четверть 2016- 2017 гг.
Тематический план по живописи на 4 четверть 2016-2017 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Технологическая карта по дисциплине «Живопись» по теме «Этюд натюрморта в технике гризайль». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |