Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные психологические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

(на примере натюрморта)

Курсовая работа по дисциплине:

Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

 

 

Выполнил студент группы 411

П. В. Елисеева

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Художественное образование

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

К.А. Кравченко

 

_____________

_____________

«___» ________ 20__г.

 

Новосибирск 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (на примере натюрморта) 7

1.1 Возрастные психологические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта) 7

1.2 Педагогические условия для развития творческих способностей учащихся 13

1.3 Критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта) 22

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ ДХШ... 25

2.1 Типичные ошибки учащихся 1-2 классов ДХШ……………………25

2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся 1-2 классов ДХШ... 27

2.3 Планы-конспекты уроков по живописи……………………………..36

План-конспект урока №1. 36

План-конспект урока №2. 38

План-конспект урока №3. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 70


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Детская художественная школа – это первое звено в художественном образовании, где закладываются академические основы изобразительной грамоты и мастерства. Такие виды образовательных учреждений являются фундаментом для профессионального художественного образования. Приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 N 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» дает следующее определение понятию «художественное образование»: «Это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [42].

Формирование и развитие творческих способностей у учащихся детской художественной школы является основополагающим фактором овладения ими профессиональными практическими живописными умениями.

Решение задач развития творческих способностей у учащихся детской художественной школы играет большую роль как начального художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся. В настоящее время в системе художественной подготовки развития творческих способностей осуществляется учебными дисциплинами, однако на сегодняшний день в школьной практике развитию творческих способностей уделяется мало внимания. Просмотры учебно-творческих работ учащихся детской художественной школы редко показывают их высокий уровень. Методические подходы к развитию творческих способностей имеют различный уровень эффективности. Актуальной становится проблема развития творческих способностей, которая в большей степени состоит в поиске вариантов эффективных методов, и способов развития творческих способностей. Поэтому стало необходимым рассмотреть, как с помощью последовательных, грамотных методических действий развить творческие способности учащихся, являющиеся основой профессионального обучения живописи.

Цель курсовой работы:написать курсовую работу на тему«Развитие творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)».

Задачи:

1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи.

2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи.

3. Разработать критерии оценки уровня развития творческих способностей учащихся детской художественной школы (на примере живописи натюрморта).

4. Выявить типичные ошибки учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта).

5. Разработать методические рекомендации, способствующие эффективному развитию творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта).

6. Разработать планы-конспекты уроков по живописи (на примере натюрморта).

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по возрастной психологии, психологии художественного творчества (Д.Б. Богоявленская,Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.С. Кузин, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов,. Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн. Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков,);

- труды по педагогике (В.И. Андреев, Г.И. Верглес, П.Г Василенко, Н.В Чекалева, О.С Михайлова, Л.Г. Медведев);

- теоретические труды по методике обучения изобразительному искусству (Т.Г. Казакова, Л.Б. Рылова);

- теоретические труды по композиции, цветоведению, живописи (Н.Н. Волков, З.Н. Новлянская, А.А. МеликПашаев );

- научные статьи и диссертационные исследования по научной специальности 13.00.02 (Ж.Р. Нестерова, С.А. Мочалова, Т.Л. Журикова, Е.И. Коротеева).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (педагогический эксперимент): практическая работа с учащимися детских художественных школ, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся.

Практическая значимость. В процессе написания курсовой работы были разработаны задания и упражнения по живописи, направленные на эффективное развитие творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта).

Внедрение курсовой работы.Курсовую работу можно использовать при подготовке теоретической части выпускной квалификационной работы. Материалы курсовой работы будут полезны при проведении уроков по живописи в учреждениях дополнительного образования, а также для совершенствования учебных планов и программ по живописи.

Структура курсовой работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.





ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (на примере натюрморта)

Возрастные психологические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогической психологией на современном этапе развития общества, является наиболее полное раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения, поскольку без творчества невозможна эволюция общества, движение к прогрессу. Именно поэтому в современной педагогике и психологии подходам к определению творческих способностей, творческого потенциала, а также поиску оптимальных и эффективных условий и методик для развития этих способностей уделяется столь пристальное внимание. Подготовка педагогических условий для успешного овладения опытом предшествующих поколений и максимального раскрытия индивидуальных творческих способностей – актуальная задача современной педагогической психологии. Без этого невозможно движение вперед.

Проблема способностей не только одна из актуальных, но и одна из самых дискуссионных тем в современной педагогике и психологии.

В зависимости от степени и характера новизны продукта, получаемого в разнообразных видах деятельности, реализующих и формирующих разные способности, способности делятся на репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности определяют успешность воспроизведения человеком накопленного опыта поколений.  Но наиболее актуально и востребовано развитие творческих способностей.

«Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [50, с. 124]. Творческие способности определяют успешность в творческих видах деятельности, в которых создаются новые культурные ценности, генерируются новые идеи, делаются открытия и изобретения. Как только в созданном продукте деятельности появляется новизна и оригинальность, можно говорить о проявлении и реализации творческой способности.

Творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются, можно разделить на общие и специальные. 

Общие творческие способности охватывают достаточно широкий спектр видов деятельности и обеспечивают успешность в самых разнообразных областях (вариативность, способность к гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях, способность к переносу и др.). 

Специальные творческие способности определяют успех в конкретных видах творческой деятельности – музыке, живописи, хореографии, литературе, науке и др. Специальные способности опираются на определенные специфические задатки и требуют развития. Наиболее ярко специальные творческие способности проявляются в склонностях человека, то есть в предпочтении именно тех видов творческой деятельности, к которым имеются задатки, в получении удовольствия от выполнения именно этой деятельности, в наиболее полной самореализации личности в ней. 

Для успешного освоения художественно-творческой деятельности необходимо развитие творческого воображения, эмоционального и эстетического восприятия, а также исполнительской техники (умений и навыков художественно-творческой деятельности).

Творческие способности в изобразительной деятельности – это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно-творческое воображение и мышление, способность порождать оригинальные идеи; свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение к изображаемому явлению. Изобразительная деятельность формирует особое пристальное внимание к выразительности формы, цвета, краски, линии, развивает художественное воображение.

Одной из основных составляющих понятия творческих способностей в изобразительной деятельности являются колористические способности, то есть способности владения цветом. Художественный цветовой образ - форма отражения цветового богатства, способ колористического преобразования окружающей действительности. Он составляет специфику искусства цвета. Художественный цветовой образ - результатом творческой деятельности в живописи. Именно живопись является основным видом деятельности, направленным на развитие колористических способностей.

Второй составляющей творческих способностей в изобразительной деятельности являются композиционные способности. Композиция в наиболее общем смысле определяется как построение целостного произведения, все элементы которого находятся в гармоническом единстве. В изобразительном искусстве композиция – это строение художественного произведения, структурная взаимосвязь его элементов, обусловленная содержанием, характером и назначением художественного произведения и во многом определяющая целостность его восприятия. Композиционные способности можно определить как художественно-изобразительные способности, определяющие создание целостной структуры художественного произведения, единство которой обеспечивается установлением пространственно-смысловых связей между ее элементами [Сачкова Е.С. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования композиционных способностей у студентов кафедры декоративно-прикладного творчества, 2015].

Творческие способности детей на занятиях по живописи раскрываются наиболее эффективно, если в процессе обучения учитываются возрастные особенности учеников.

Еще в начале XX века многими педагогами – исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей. Так А. В. Бакушинский [6, с. 66] развитие изобразительного творчества делил на три основных возрастных периода:

1. от рождения до 6–7 лет, для которого характерны активность, отсутствие созерцания, отсутствие интереса к результату работы, преобладание интереса к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия (к краске, линии, объему, поверхности, тяжести и т. д.).

2. от 6–7 до 10–12 лет, когда появляется способность к созерцанию, но она еще недлительна и эмоциональна. Именно в этом возрасте, начинается художественное творчество ребенка. Появляется особый интерес к технике обработки материала и поверхности, к декоративности, украшению окружающего пространства. Это период господства активности над созерцанием, творчества над восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами.

3. от 10–12 до 14–15 лет (подростковый период) характеризуется усилением внимания к внешнему миру, понижением конструктивных способностей, индивидуализацией впечатлений. При этом в изображении господствует натурализм, притупляется чувство цвета, понижается творческая активность.

Другие исследования психологии и физиологии детского изобразительного творчества в целом подтверждают эту качественную периодизацию творческого развития детей в процессе изобразительной деятельности.

Таким образом возраст 10–12 лет благоприятен для развития изобразительных способностей и формирования соответствующих навыков. В соответствии с федеральными государственными требованиями именно эта возрастная категория соответствует начальной ступени освоения программы «Живопись» детских художественных школ [41, пп.1.5. пункта 1].

Какие же возрастные психофизиологические особенности детей данной возрастной категории необходимо учитывать для правильной организации процессов образования и воспитания.

В этом возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству, живописи. 

Возраст 10–12-лет характеризуется большой впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью на всё яркое, выразительное, красочное [55, с.105]. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей этого возраста отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения. Обладая такими свойствами – яркостью, эмоциональностью цвета и всей цветовой палитры произведения, многообразием живописной фактуры, живопись становится наиболее любимым видом изобразительного искусства младших школьников.

Поскольку в этом возрасте эмоция преобладает над сознанием, она служит своеобразной энергетической поддержкой, помогающей усваивать новую информацию, новый материал, познавать мир. Ребенок, руководствуясь инстинктом, стремится к получению информации через эмоции. И ничто так не активизирует эмоции, как живопись и цвет. В свою очередь живопись, цвет являются наиболее доступным и простым средством и способом передачи эмоций и чувств. Занятия искусством «открывают» канал для самореализации ребенка с учетом его личностных потребностей в эмоциональной разрядке.

Чувствительность младших школьников ко всему новому, необычному обусловливает интерес детей и их обращение к эмоционально выразительному языку живописи, познание которого способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, углубляет эмоциональные переживания. Благодаря пережитым эмоциональным состояниям «чувствам школьника раскрывается не только возможность испытать соответствующие переживания, но и открываются некоторые стороны самого себя» [55, с.77].

В изобразительной деятельности, в живописи наиболее полно реализуется стремление ребенка к эксперименту, его склонность к фантазированию, когда первостепенным становится собственный авторский замысел. Работа с разнообразными художественными материалами и техниками предоставляет ребенку возможность экспериментировать. Живопись и композиция предполагает некоторую свободу выбора ребенком средств решения творческой задачи, освобождают скрытые возможности фантазии и художественной реализации тех сторон личностных потребностей, которые не могут быть реализованы в обыденной повседневной жизни. При этом законы изобразительной деятельности подчинены строгой логике и помогают детям не просто образно реализовать «несбыточное», но и вплетать получаемые результаты в канву собственных, уникальных ценностных представлений.

Только искусство создает условия для реализации ребенка в чувственно-эмоциональной сфере. В процессе собственного художественного творчества у детей появляется возможность реализовать свои потребности при помощи собственных фантазий.

Следует отметить, что для творческих способностей характерно наличие инварианта, и, развивая творческие способности на одном материале, например, живописи, цвете, мы развиваем творческий потенциал личности в целом, что дает ей возможность проявить себя в любой деятельности.

Факторами развития творческих способностей являются специфика самой творческой способности, вид творческой деятельности, в которой данные способности проявляются, возраст и пол учащихся, их отдельные личностные характеристики, условия их обучения. 

Установление взаимосвязи этих факторов позволит обосновать пути оптимизации процесса развития творческих способностей у подрастающего поколения. Это, в свою очередь, будет способствовать решению актуальных задач, стоящих перед педагогической психологией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...