Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе.




Анализ работы по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе.

В рамках регионализации народного образования в школах края в практику преподавания вводится новый предмет – «Фольклор и литература Забайкалья».

   В 2011- 2012 учебном году в учебный план Газимуро – Заводской школы введён данный предмет в 5 классе.

   Цель – изучить  фольклор и литературу Забайкалья как неотъемлемую составную часть духовной культуры русского народа, её национальный характер.

   Задачи курса: выявить региональные особенности фольклора Забайкалья: отражение в фольклоре нашего края его истории, географии, этнографических особенностей жизни и быта русского старожилого населения, его мировоззрения, социального состава, трудовой деятельности, этических норм, художественно – эстетических вкусов, особенностей языка и т.п.

На изучение курса отводится 35 учебных часов.

Содержание курса:

Введение (2 часа).

Сказки (3 часа).

Бурятские и эвенкийские сказки (3 часа).

Мифологические рассказы (5 часов).

Героический эпос (2 часа).

Героический эпос бурят и эвенков (4 часа).

Исторические песни (2 часа).

Обрядовая поэзия (2 часа).

Лирические песни (4 часа).

Легенды и предания (2 часа).

Малые жанры фольклора (2 часа).

Практическая работа 1. Собирание сказок (1 час).

Практическая работа 2. Собирание песен (1 час).

Практическая работа 3. Собирание малых жанров фольклора (1 час).

Подведение итогов практики (1 час).

Итоговое занятие (1 час).

     Рабочая программа учителя составлена на основе программы Левашова В.С. «Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья». [7]

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для дисциплины «Фольклор и литература Забайкалья» являются:

· Выделение характерных причинно-следственных связей;

· Сравнение и сопоставление;

· Умения различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

· Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

· Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

· Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка;

· Составление плана, тезиса, конспекта;

· Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

· Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

· Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

  Отметим положительные и отрицательные стороны введения данного учебного предмета в учебный план школы.

    Положительное: литературное и эстетическое краеведение являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

    Объективные трудности – недоступность для большинства учителей  публикаций необходимых фольклорных текстов, отсутствие специальных научно – исследовательских работ, посвященных выявлению региональных особенностей фольклора края, отсутствие учебников и компактной учебной хрестоматии для школьников и  методических пособий для учителей.

     Уделяется внимание литературному краеведению и на внеурочных занятиях. Учащиеся вместе с руководителем кружка посещают музей, где знакомятся с фольклорными материалами, собранными работником музея Полоротовым В. С. в Газимуро – Заводском районе.

      Участники кружка «Школьная пресса» выявляют юных поэтов и писателей среди учащихся школы и затем публикуют в газете «Школьный вестник».

      Таким образом, в школе ведётся работа по литературному краеведению, как в урочное, так и во внеурочное время. Конечно, хотелось бы, чтобы работа велась в системе, была преемственность классов, т. е. продолжение изучения курса «Фольклор и литература Забайкалья» не только в 5, но и в других классах.

 

Заключение.

  Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

  Проблема гуманизации образования предполагает новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения.«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С.Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. [11]

Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе.

   Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению.

 

 

                                            

 

Библиографический список.

 

1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.

2. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987. – С. 55.

3. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – С. 99.

 4. Вавилова Л.Г. Региональный компонент в работе учителя-словесника.// Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.

5. Калашникова О.М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.

6. Кивлева А.Н. «Через любовь к родному Забайкалью к любви его литературы…» (Из опыта работы по литературному краеведению).// Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.

 7. Левашов В.С. Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья. – Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 1998.

 8. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,1994. – С. 266.
9. Радищев А. П. Литературное краеведение: Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

10. Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./ Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

11. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 169-171.

12. Янко М. Д. Литературное краеведениев школе. - М.:  Просвещение,1976;

13. Электронный ресурс – Режим доступа: Ситникова Т. В. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации).  http://festival.1september.ru.

14. Электронный ресурс – Режим доступа: Дарижабон З. В. Организация краеведческой деятельности подростка как основы социализации его личности. http://eaysyenqlishrtb.ucoz.ru.

15. Электронный ресурс – Режим доступа: Краеведческая Абевега. http://www.near.msk.ru.

16. Электронный ресурс – Режим доступа: Литературное краеведение. http://wiki-sibiriada.ru.

 

                                                                                              

 

                                                                                                        

 

                                                                                                   

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...