Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы внеклассной работы по литературному краеведению.




Литературное краеведение как форма внеклассной и внешкольной

работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.

  Л. П. Прессман  пишет: "Нельзя не учитывать огромного значения занятий краеведением. Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, школьники учатся видеть прекрасное в обыденном, по-новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места, а главное много узнают о людях, живущих и работающих вокруг них. Нужно, чтобы учащиеся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ней творчески».[1]
  Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны.    

    Наиболее простая форма, с точки зрения организации и активности учащихся,- литературная встреча. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступ­ления записываются на видео, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.

    Встречи с писателем требуют определенной подго­товки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и твор­честве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Иногда возможны простейшие литературно-крае­ведческие исследования учащихся старших классов, свя­занные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить вы­ставку книг писателя, что показать на ней из литератур­ного творчества школьников, как оформить стенную га­зету, посвященную этому событию [3].

   Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению.

Во многих школах систематически практикуются литературные концерты. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

  На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.

  Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.

  В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:

«1) Углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего предмета»[8].

   К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса.

   Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литературно-краеведческий кружок строит свою деятельность в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературно-творческое.

   Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.

   Обычно кружок объединяет 20 - 30 учащихся одного, параллельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников - вот главное назначение кружковой работы. План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2 - 3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, концерт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятельности одного или нескольких кружков.

  Краеведческие вечера невозможно организовать при отсут­ствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: оп­ределение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление програм­мы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краевед­ческую окраску и отличался бы от обычных - литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изу­чение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.      

   Литературно – краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

  Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжитель­ной подготовки. Наоборот, школьный литературно-крае­ведческий вечер предполагает длительную и многосто­роннюю подготовку многих учащихся.

  В последние годы получили распространение лите­ратурно-исторические и литературно-географические ве­чера на местном материале. Они помогают удовлетворе­нию запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический мате­риал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направлен­ность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.            Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репети­ций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.

   Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера - вечер становится литературно – музыкальным.

   Литературное краеведение в школьном литературном клубе - часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба -клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер, и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

   Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10-15 человек, это практически вся школа.

   Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

   Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной). Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят.

   В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспуткак форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произведение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для характеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

    Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое последующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

    Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разговор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосредственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

  Диспут является высокоэффективной формой приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформулировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте - не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспечить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не безапелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, стараться привести учащихся самих к нужному выводу. [13]

  Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и целенаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким образом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С разных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга.[8]

    Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в  школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 614.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...