![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Урочные формы работы по литературному краеведению.
Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы. На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края[2]. Цель работы по литературному краеведению основана на изучении произведений художественной литературы в ракурсе региональных особенностей Забайкалья, на использовании совместной творческой деятельности учителя и учеников, их возможностей и интересов в совокупности с разнообразными действиями в плане гармонического развития личности. [6] Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы - общекраеведческие знания и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России. Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших. Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя. Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой. Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению. К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края. Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства. Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении. Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе. Первый путь - это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса. Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край Второй путь соотнесения основного и регионального компонента краеведения в преподавании и изучении литературы можно условно назвать контекстным. По мнению Л.Е. Прохоренко, «проблема соотношения литературных и внелитературных рядов конкретизируется с помощью понятий исторического, социального и культурного контекстов. Каждый из контекстов свое содержание выявляет с помощью соответствующего определителя: для исторического контекста таким определителем является конкретно-историческое время (эпоха), для социального - среда, для культурного - традиция». Добавим, что каждый контекст имеет свое пространство - историческое, социокультурное и т.д. Третий путь взаимосвязи основного и регионального компонентов - это путь обращения к сквозным темам, мотивам, образам-мотивам. Этот путь важен учителю возможностью уйти от линейного рассмотрения писателей, обратиться к историко-функциональному подходу в изучении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях (т.е. этот путь продолжает первые два). Таким образом, соотношение основного и регионального компонентов в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстный и путь сквозных тем, мотивов и образов открывает перед учителем возможности создания новых технологических подходов к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов - подходов, позволяющих учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях, различать географическое, культурное и художественное пространство, видеть роль его в структуре художественного произведения. Региональный компонент школьной программы по литературе, подобно федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений: а) для чтения и изучения; б) для самостоятельного чтения и обсуждения в классе; в) для внеклассного чтения.[10] Краеведческая работа является педагогическим средством активизации учебно-воспитательного процесса. Как показывает опыт работы, в современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения: · Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Значение этого вида творческой деятельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с жизнью края и страны. Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о людях труда прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии. · Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. Прямая передача знаний людей различных поколений, профессий, влечений и умений подросткам создает особую, творческую и дружескую, гармоничную атмосферу. Именно в такие моменты слова: героизм, патриотизм, Родина – приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект. [5] В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа забайкальской земли и духовной красоты людей, живущих на ней. Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |