Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие литературного краеведения.




Оглавление

стр.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Формы литературно – краеведческой работы в школе…………….....6

1. 1. Понятие литературного краеведения………………………………………6

1. 2. Урочные формы работы по литературному краеведению………………10

1. 3. Формы внеклассной работы по литературному краеведению………….15

Глава II. Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе…………………………………………………………………..22

2. 1. Анализ работы по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе…………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………25

Библиографический список……………………………………………………..27

 

Введение.

 

    Актуальность исследования.

 На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края.                                                                                                                                           Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».                                                                                  

 Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае.

      Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

 В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования, созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Во многих регионах РФ создаются предметные курсы, связанные с литературным краеведением, такие как «Фольклор и литература Забайкалья». В учебный план школ введен региональный компонент по литературному краеведению.

 Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

     Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.

    Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

     Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

     Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практических конференций, и в создаваемых на основе выступлений сборниках статей [2].

    Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

  Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

   В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д. Янко [12] содержатся важные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письменных работах школьников на основе наблюдений над окружающей действительностью, об экскурсиях и походах по литературным местам родного края. Этой проблеме посвящены многочисленные статьи, например, Калашниковой О. М. «Метод исследования и интерпретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения» [5], Вавиловой В. Г. «Региональный компонент в работе учителя – словесника» [4] и других.

   Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.

    Объект исследования:изучение литературного краеведения в школе.

    Предмет исследования: урочные и внеурочные формы литературного краеведения в школе.

    Цель исследования:описание форм литературного краеведения в школе, анализ их использования в современной школе.

    Задачи исследования:

· собрать и систематизировать исследовательскую литературу по проблеме;

· раскрыть понятие литературного краеведения;

· определить формы литературного краеведения в школе;

· дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению;

· проанализировать работу по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе.

Глава I. Формы литературно – краеведческой работы в школе.

 

Понятие литературного краеведения.

   От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.  Школьные годы – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе. Положительная тенденция роста в значительной степени связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально - регионального компонента. [14]

Современное краеведение отличается многообразием форм организации и содержания. По организационным формам различают государственное, школьное и общественное краеведение. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи, субъекты и направления деятельности.

Государственное – в лице музеев, архивов, научно-исследовательских организаций и учреждений занимается изучением, сохранением и пропагандой исторического, культурного и природного наследия в крае.

Общественное – имеет те же задачи и направления деятельности, однако представлено иными субъектами: общественными организациями, объединениями, клубами, а также индивидуальными исследователями края. Последние, работая на энтузиазме, вносят подчас не меньший вклад в изучение края, чем государственные институты.

Школьное – представлено двумя направлениями: урочным и внеклассным. Первое направление имеет цели и задачи образовательного характера. Второе – преимущественно – воспитательного. Субъектами школьного краеведения являются педагоги, учащиеся, иногда родители школьников.[10]

      В настоящее время к проблемам региональной культуры приковано пристальное внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов – ревнителей отечественной культуры. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект исследования, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).

    Само понятие имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для просветительской работы:

· краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам;

· краеведение – всестороннее освоение, осмысление, научная фиксация, исследование сравнительно небольшой территории «малой родины»;

· краеведение – комплекс научных дисциплин, объектами которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, края, республики. [15]

   Краеведческая работа педагогически очень многогранна, это комплексная наука. А.С.Барков отмечал: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методикам». [14]

    С.О.Шмидт считал: «Краеведение – как научная, так и научно-популяризаторская деятельность по изучению определенной территории».[14]

   Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Кроме этого краеведение имеет еще ряд специфических особенностей: приоритет воспитательных задач, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализация личностного, деятельностного подходов в процессе деятельности.

        Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.

   В России литературное краеведение зарождается в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность краевой библиографии.  Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. И хотя до 1917 года появилось немало «обзоров жизни и трудов» писателей — уроженцев той или иной губернии - обзоры эти охватывали все же далеко не всю страну, причем собственно писатели в них не выделялись из ряда местных деятелей в других областях культуры. [16.]

Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.

Проблемы литературного краеведения:

· изучение жизни и творчества местного писателя;

· изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;

· исследование литературной жизни в области;

· область в художественной литературе. (П.В.Куприяновский)

    Литературное краеведение способствует изучению биографии и творчества писателя. Известно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».[16]

  Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, т. е. содействует развитию литературоведения. [16]

Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки краеведения, архивная и музейная работа, встречи с писателями, участие в краеведческих конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования. Краеведение – это одна из возможностей возрождения общества.[5]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1112.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...