Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке




 

Создание проблемных ситуаций на уроке требует от учителя психологических и дидактических правил постановки проблем.

Как отмечает С. И. Смирнов, учитель, исходя из уровня подготовленности своих учащихся и из специфики обучения, должен формулировать перед ними уже знакомые проблемы, встречавшиеся ранее. При этом нужно учитывать следующее:

- формулы решения знакомых проблем решённых ранее можно применять при решении новых тяжких проблемных заданий;

- решение встречавшихся ранее проблем, но из-за отсутствия достаточных знаний, не решенных, укрепляет интерес учащихся к познанию, способствует образованию уверенности в своих силах, появляется убежденность в том, что для успешного изучения школьных предметов нужно больше знаний, навыков и умений.

- другая формулировка знакомой классу проблемы способствует творческому подходу учащихся при возобновлении пройденного материала;

- ранее решенные классом проблемные задания можно использовать для независимого решения бессильными учащимися [15; 171].

Итак, можно выделить наиболее всеобщие для всех предметов типы и способы проблемных ситуаций:

                                                                                                    Таблица 1

Типы проблемных ситуаций:

Типы Характеристика проблемной ситуации
Первый тип Проблемная ситуация появляется при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать пояснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип Проблемные ситуации появляются при столкновении учащихся с необходимостью применять ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип Проблемная ситуация легко появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически вероятным путем решения задачи и практической неосуществимости взятого способа.
Четвертый тип Проблемная ситуация появляется тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым итогом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

 

Рассмотрим наиболее общеизвестную номенклатуру методов, предлагаемую М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером: объяснительно иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично - поисковый; исследовательский метод [6; 94].

Существует шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три типа изложения учебного материала учителем и три типа организации им независимой учебной деятельности учащихся (таблица 2):

Таблица2

Методы организации процесса проблемного обучения

Метод Характеристика
Монологический Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации; форма изложения - рассказ, лекция.
Рассуждающий При первом варианте, учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал; при втором варианте, учитель излагает тему; форма изложения - беседа, лекция.
Диалогический Учитель в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся; которые активно участвуют в постановке проблемы, формы изложения - поисковая беседа, рассказ.
Эвристический Ооткрытие нового закона, правила и тому подобное, совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Форма изложения - эвристическая беседа и решение проблемных задач.
Исследовательский Учитель, путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке.По форме организации исследовательские работы могут быть различны: ученический эксперимент, экскурсия, сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Программированный Это метод, при котором учащиеся с помощью особых образом подготовленных дидактических средств, может приобретать новые знания и новые действия.

 

Как отмечает Н. Г. Морозова, в основе организации объяснительно - иллюстративного обучения лежит принцип передачи воспитанникам готовых выводов учебного предмета.

Принцип поисковой деятельности воспитанника, основанной на проблемности усвоения знаний, то есть открытия им, способов действия, приложения знаний к практике лежит в основе организации процесса проблемно - развивающего обучения [10; 57]. Следовательно, проблемное обучение способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся, прочности усвоения ими знаний, навыков и умений, а также совершенствованию творческих способностей.

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично – требует больших затрат времени.

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4-М КЛАССЕ 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...