Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе




Проблемное обучение - это особенный подход к организации обучения, который проявляется, основным образом, в организации познавательной деятельности воспитанников. Проблемное обучение является одним из элементов в структуре иных методов. Именно поэтому его нельзя рассматривать как особенный метод обучения.

Очевидно, что не каждый материал может служить основой для проблемной ситуации. Вся конкретная информация, которая содержит цифровые и количественные данные, факты, относится к не проблемным элементам учебного материала.

По мнению А. Б. Воронцова, проблемное обучение имеет смысл использовать для изучения обобщенных знаний – понятий, причинно - следственных и иных логических зависимостей, правил, законов, проблемное обучение нужно использовать в тех случаях, когда ставится задача обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, нужным при добывании знаний и решении поисковых задач [3; 82]. Далее А. Б. Воронцов указывает на то, что проблемными, обыкновенно, являются первые уроки любой темы, так как они содержат в себе новые по сравнению с ранее исследованным теоретические и практические положения [3;83].

А. П. Панфилова отмечает, что проблемное обучение обладает рядом достоинств [11; 110].

Проблемное обучение при безошибочной его организации способствует совершенствованию умственных способностей учащихся (затруднения, противоречия заставляют задумываться, отыскивать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (независимое видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность поиска плана решения); совершенствованию творческого мышления (независимое применение знаний, способов действия, поиск независимого нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто независимо лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка вероятных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности избираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение способствует усвоению школьниками методов познания окружающей действительности, развивает умения и навыки наблюдения, развивает способность к обобщениям, формирует интерес к доступной исследовательской работе.

При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего отдают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их. Н . Ф. Талызина указывает на то, что проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени [14; 82].

Проблемное обучение целесообразно использовать когда:

1) содержание учебного материала содержит причинно - следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий;

2) воспитанники подготовлены к проблемному изучению темы;

3) воспитанники решают задачи на совершенствование самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

4) у учителя есть время для проблемного изучения темы;

5) учитель хорошо обладает соответствующими методами обучения [14; 84].

Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...