Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИХ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ) ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИХ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Выполнил:

                                                               студент 4 курса

                                                               заочной формы обучения

                                                               направления 050100.62Z

                                                               «Педагогическое образование»,

                                                               профиль: «Начальное образование»

                                                               Короткова Ксения Валерьевна

 

                                                     Проверил:

                                                     ассистент Кейль Е.А.

 

Калининград

2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИХ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Понятие технологии проблемного обучения................................................5

1.2. Роль и место проблемного обучения в учебном процессе..........................10

1.3. Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке.............13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4-М КЛАССЕ 

2.1. Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса............................................................................................16

2.2.Организация уроков математики с использованием проблемных ситуаций.22

2.3. Анализ итогов работы.................................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................33

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................35

 



ВВЕДЕНИЕ

В ближайшее время основная задача, которая ценится перед школой – это подготовка к умению адаптироваться в новых условиях жизни, формирование таких качеств как инициативность, предприимчивость, умение приобретать знания в течение всей жизни. Поэтому знаниевый подход в образовании - место компетентностному подходу.

При компетентностном подходе в обучении главным является освоение школьниками умений и навыков, разрешающих им уверенно принимать решения в стандартных и в новых проблемных ситуациях.

Несомненно, одной из основных идей обучения является подготовка школьников, образованных в полном смысле слова. Это означает, что учащиеся в школе должны приобрести такие знания, умения и навыки, которые пригодились бы им для профессиональной, творческой, конструктивной и общественной деятельности.

В новых учебных заведениях педагоги используют в своей работе различные образовательные технологии: традиционные, коммуникативные, игровые, инновационные, проблемные, психологические, деятельностные и т. д.

Обучение, способствующее развитию способностей школьника, является развивающим обучением. Педагогически безошибочно организованное обучение является проблемным.

Именно поэтому в новых школах проблемное обучение получило большее распространение. Проблемное обучение повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.


Сегодня педагогика и психология доказывают, что успех обучения школьника, его умственного развития достигается главным образом на учебном занятии. Если учитель успешно организовывает «проблемное обучение» на уроке, то эффективность обучения повышается, и умственная деятельностьбольшинства активизируется.

Следует отметить, что большой вклад в изучение проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская.

Исходя из вышеизложенного, делается понятным, насколько актуальна тема данного исследования.

Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе.

Предмет исследования: технологии проблемного обучения при применении их на уроках в начальной школе.

Цель исследования: определить достоинства и недостатки технологий проблемного обучения в младших классах.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблемное обучение является эффективным в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов.

Задачи исследования:

- исследовать теоретические основы технологий проблемного обучения при применении их в младших классах.

- выявить эффективность системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников на уроке;

- провести анализ итогов работы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, диагностика, формирующий эксперимент, сравнение.

 

 


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИХ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1. Понятие технологии проблемного обучения

С целью повышения эффективности обучения, развития творческих способностей, познавательной энергичности в современности применяется развивающее обучение.

И. Ф. Харламов пишет следующее: «под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебного процесса, которая заключает в себе творение проблемной (поисковой) ситуации на уроке, пробуждение у учащихся потребности в решении появившейся проблемы, вовлечение их в независимую познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной энергичности, формирование у них умений и способностей к независимому осмыслению и усвоению новой научной информации»[17; 112].При использовании проблемного обучения учитель организует свои урокитаким образом, чтобы в процессе обучения школьники могли проявитьсамостоятельность, творчески овладеть знаниями, навыками, умениями. Как отмечает А. М. Матюшкин, учебные занятия, на которых учитель создает проблемные ситуации, организует независимую деятельностьобучающихся, способствуют развитию мыслительных способностейшкольников [9; 123] .

По мнению Н. Г. Морозова, неизменное включение учащихся в решениепроблемных ситуаций возможно только в том случае, когда изложениематериала в учебниках является проблемным. В дошкольном возрастеребенку приходилось решать появляющиеся в быту проблемы. Поступив в школу, он приобретает знания, которые наставляют ему учитель и учебники. Естественно, не все дети могут понимать проблемные ситуации, а следовательно, проблемное обучение не может быть массовым. Прииспользовании проблемного обучения необходим собственный поход к каждому [10;24] .

А. П. Панфилова указывает на то, что проблемное обучение в новой школе является искусственным, двигающимся не от учащегося, стремящегося отыскать ответ на появляющийся вопрос, а от преподавателя, который прилагает усилия заинтересовать школьника учебными заданиями, которые имеют лишь отдаленное отношение к действительной жизни [11;63] . Стремясь преодолеть это положение, преподаватель искусственно создаёт проблемную ситуацию, иначе говоря, вызывает такое состояние школьника, в котором он, сопоставляя свои знания, умения с неизвестным явлением, устанавливает несоответствие имеющихся знаний новому факту.

А. М. Матюшкин дает определение проблемной ситуации: «определенное психическое состояние или интеллектуальное затруднение, появляющееся при невозможности пояснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью общеизвестных знаний или выполнить нужное действие общеизвестными способами» [9; 74]. Таким образом, в теории проблемного обучения отличают два типа проблемных ситуации: психологическую и педагогическую. Психологическая проблемная ситуация касается деятельности воспитанников, педагогическая - организации учебного процесса. Психологическая проблемная ситуация требует собственного подхода. Она должна быть не очень тяжкая, но и не слишком легкая, так как легкая познавательная задача не делает для учащихся проблемной ситуации.

С помощью вопросов педагога, его активизирующих действий, указывающих на новизну, важность и иные особенности качества объекта познания, создается педагогическая проблемная ситуация.

Исходя из вышеизложенного понятно, что для проблемной ситуации следует учитывать ее специфику, то есть все ее компоненты. А. М. Матюшкин называет  такиекомпоненты:

- необходимость выполнения такого действия, при котором появляется познавательная потребность в новомспособе или условии действия;

- вероятности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового [9; 82].

С. И. Волкова в статье, опубликованной в журнале «Начальная школа» пишет: «В качестве дидактического средства, которое обеспечивает совершенствование мышления учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создает  проблемную ситуацию максимально, такое задание именуют проблемным» [2; 12].

Однако, в некоторых случаях, учащимся задают такие задания, которые с одной стороны, для учащихся - интеллектуальные проблемы, но они не являются проблемными, потому что не выдают проблемной ситуации.

Очевидно, что понятие «проблемная ситуация» нужно рассматривать только, применяя личностный подход к воспитаннику. Если воспитанник не понимает задания, если он не может выполнить мыслительные операции, то это задание не является для него проблемным. Оно не является проблемным и тогда, когда воспитанник без труда справился с заданием, применяя общеизвестные ему знания и умения. Таким образом, целью проблемного задания является совершенствование мышления учащегося. Использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) - нужное условие выполнения проблемных заданий. Проблемное задание на этом этапе разрешает повторить ранее усвоенные знания и навыки . Выполняя мотивационную функцию, оно подготавливает воспитанника к усвоению нового материала, даёт проблему, решив которую, учащийся приобретает новое знание.

На всех этапах процесса обучения могут создаваться проблемные ситуации: при пояснении, закреплении, контроле. В проблемном обучении требуется определенная последовательность проблемных ситуаций. Именно поэтому в процессе проблемного обучения ставятся задачи на нескольких уровнях проблемности. Уровни проблемности отличают степень обобщенности задачи, которую предъявляет учащимся педагог для решения, и степень помощи учителя в решении проблемного задания.

Н Ф. Талызина отмечает, что педагог, создавая проблемную ситуацию, организует поиск решения, направляет учащихся в безошибочное русло.

Таким образом, воспитанник ставится в позицию субъекта обучения. В итоге у него появляются новые знания, навыки, умения. Очевидно, что проблема организации проблемного обучения состоит в том, что создание проблемной ситуации требует от учителя использование дифференцированного собственного подхода [16; 36].

Итак, технология проблемного обучения, используемая через систему решения проблемных ситуаций, способствует совершенствованию познавательной деятельности.

Для реализации проблемной технологии нужны:

- отбор самых актуальных задач;

- определение особенностей проблемного воспитания в разных типах учебной деятельности;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, учебных и методических пособий и рекомендаций;

- личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать энергичную познавательную деятельность [14; 82].

Формулирование проблемы на всеобщем фоне завершает проблемную ситуацию. Проблема концентрируется в проблемном вопросе. Если вопрос задан некорректно, то он может уничтожить формирующийся интерес к исследованию безызвестного факта или явления. Как было указано ранее, это бывает тогда, когда вопрос очень сложный и воспитанники, понимая, что они не смогут решить эту проблему, утрачивают интерес к ее решению. Также учащиеся утрачивают интерес к решению проблемного задания в том случае, если вопрос слишком легок.

Г. К. Селевко считает, что безошибочно сформулированные вопросы сужают область безызвестного, показывают, что нужно предпринять для решения задания.

Таким образом, учитель так должен организовать проблемное обучение, чтобы воспитанник:

- пробовал определенную проблему при решении проблемного задания;

- смог сам сформулировать проблему или осознал сформулированную учителем;

- проявил интерес к решению этой проблемы;

- смог отыскать выход из проблемной ситуации [14; 82].

Таким образом, в процессе проблемного обучения на первый план уходят поисковые и исследовательские методы, способствующие независимому поиску и исследованию проблемы, творческому применению новых знаний.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...