Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольные функции Федерального Собрания




Контрольная функция ФС обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной ф/и проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная ф/я ФС осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных гос. учреждений. В действующей российской К. закреплены полномочия палат ФС, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Гос. Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие гос. посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Гос. Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, ч/з Счетную палату ФС осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

 

Характеристика нормативных актов палат Федерального Собрания.

Правовыми формами реализации компетенции ФС явл. принимаемые им акты. К. РФ устанавливает, что основной акт ФС - ФЗ, V может выступать в виде федерального закона (персонифицированный правовой акт) и в виде федерального конституционного закона. ФЗ И ФКЗ обладают общими свойствами: принимаются только палатами ФС и выражает волю народа РФ; содержат правовые нормы и потому являются нормативными актами; обязательны к исполнению всеми гос. органами, органами местного самоуправления, обществен. объединениями и гражданами; им должны соответствовать акты всех др. гос. органов; имеют прямое действие на всей территории РФ; являются юр. базой деятельности всех гос. органов, органов местного самоуправления, обществен. объединений и граждан и обладают высшей юр. силой но сравнению с любыми актами гос. органов, кроме К. РФ, V не могут противоречить.

ФЗ характеризуется особенностями своей юр. природы, что проявляется в следующ. свойствах: 1. ФЗ принимается палатами ФС в порядке, установлен. статьей 105 К. РФ;

2.ФЗ содержит нормативные предписания, т.е. всегда является н/п актом;
3.ФЗ имеет прямое действие и обязателен к исполн. на всей территории РФ;

4.ФЗ не должны противоречить акты, принимаемые Президентом, федераль. органами исполнитель. власти, гос. органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

5. В случае противоречия м/у ФЗ и н/п актом субъекта РФ, изданным по предметам ведения субъекта, действует н/п акт субъекта РФ;
6. по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 К. РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, издаются ФЗ, определяющие общие принципы правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий.

7.ФЗ не могут быть приняты, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных К.РФ прав и свобод чел. и гражданина, нарушению гос. целостности РФ и единства системы гос. власти в РФ;

8. ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

К индивидуальным особенностям ФКЗ законов относятся:

1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным в К. РФ.

2. в К. установлен особый порядок принятия ФКЗ.

3. принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. ТО на ФКЗ вето Президента РФ не распространяется:
4. в части 3 статьи 76 К. РФ установлено, что ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Этим подтверждается верховенство ФКЗ по отношению ко всем н/п актам в гос-ве.

5. ФКЗ принимается во исполнение К. РФ; не должен изменять ее положений; не может стать ее основной частью. ФКЗ предназначены для обеспечения стабильности К.РФ как Основного закона гос-ва

 




Участие Совета Федерации в законодательном процессе.

Участие СФ в законодательном процессе состоит, главным образом, в последующем рассмотрении ФЗ, уже принятых Г. Думой, и их одобрении или неодобрении. ФЗ считается одобренным: во 1-х если за него проголосовало более половины от общего числа членов СФ; во 2-х если в течение 14 дней он не был рассмотрен, но не отклонен СФ. Одобрение ФЗ СФ может быть осуществлено как в активной форме, т.е. путем голосования членов СФ, так и в пассивной форме (без рассмотрения). В последнем случае ФЗ считается одобренным по истечении 14-дневного срока, установленного ч. 4 статьи 105 К. РФ. Это означает, что СФ сам решает, какие из принятых Г. Думой ФЗ подлежат его рассмотрению, а какие - нет, за исключением ФЗ по вопросам, перечисленным в статье 106 К. РФ. Обязательность рассмотрения ФЗ, перечень V установлен в статье 106 К. РФ, означает невозможность оставить вопрос не решенным по существу или отказаться от завершения его рассмотрения на какое-то время.

В случае отклонения ФЗ СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ выносится на повторное голосование в Г.Думе. ТО СФ не имеет возможности самостоятельно внести текстуальные изменения в уже принятый Г.Думой ФЗ. Тем не менее наличие такого «внутреннего» вето дает возможность СФ оказывать влияние на содержание законодательных актов, принятых Г. Думой. В статье 106 К. РФ определен круг вопросов,V подлежат обязательному рассмотрению СФ. ТО СФ не вправе уклоняться от рассмотрения ФЗ, принятых Г.Думой по следующим вопросам: федерального бюджета; федераль. налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.

Одобренный СФ ФЗ в течение 14 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В Регламенте СФ определен порядок повторного рассмотрения СФ ФЗ, отклоненных Президентом. Одобренным в данном случае считается ФЗ, если решение об этом приняло не менее 2/3 от общего числа членов СФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...