Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отличия уроков психологического развития от других школьных уроков




Совпадая по форме и структуре (вводная, основная и заключительная части) с обычными предметными уро­ками, урок психологического развития существенно от­личается от них. Отличил связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью. Общая задача этих уроков - внести вклад в формирова­ние целостной психологической основы обучения, кото­рая обеспечит не только развитие личности школьни­ков, но и возможность их самостоятельного развития в будущем. Необходимо начать решать эту задачу уже в младших классах школы. Не менее важной задачей, решаемой на уроках психологического развития, явля­ется формирование позитивных личностных характери­стик школьников путем целенаправленного развития и формирования их когнитивной сферы. Кроме того, существенным отличием уроков психологического разви­тия от традиционных предметных уроков является пе­ренесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону.

На уроках психологического развития не ставятся от­метки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них посте­пенно формируется отношение к этим урокам как сред­ству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научил­ся) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».

Общая атмосфера на уроках психологического разви­тия создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способ­ствует раскрытию психологических возможностей уча­щихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя на уроках психологического разви­тия имеют определенное последействие и постепенно рас­пространяются на обычные школьные уроки. Так, по отзывам учителей, после уроков психологического раз­вития ученики более активны, внимательны, успешнее справляются с учебными заданиями на предметных уроках. Тем самым уроки психологического развития становятся одним из способов формирования положи­тельного отношения и интереса к учению в целом.

Уроки психологического развития могут быть эффек­тивными только при условии их систематического про­ведения (как минимум один раз в неделю). Материал рассчитан на 30 уроков в год по 40-45 минут в каждом классе.

Структура уроков психологического развития

По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащих­ся определенного положительного эмоционального фо­на, без которого эффективное усвоение знаний невоз­можно. Этот эмоциональный настрой, постоянно созда­ваемый на уроках психологического развития, посте­пенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать доб­рые слова (Латохина Л.И., 1993). Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помо­гают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Важным моментом вводной части является выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воз­действие физических упражнений на психическую дея­тельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических про­цессов под влиянием физических упражнений: увели­чивается объем памяти, повышается устойчивость вни­мания, ускоряется решение элементарных интеллекту­альных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень рабо­тоспособности, который не может не влиять положи­тельно на успешность учебной деятельности. Для каж­дого урока подобраны специальные упражнения, стиму­лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифферен­циации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для дос­тижения развивающего эффекта необходимо неодно­кратное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выпол­нениям одного и того же задания мы стремились обес­печить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. Мы стремились реа­лизовать и принцип «спирали», т.е. возвращение к од­ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

Задача заключительной части урока состоит в под­ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо­ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника­ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...